День пятый

Коринф

«По пра­вую сто­ро­ну вы мог­ли видеть раз­ва­ли­ны древ­не­го горо­да Корин­фа…» – веща­ет гид дрем­лю­щим пас­са­жи­рам. «Как мог­ли видеть?! – вска­ки­ваю я. – Мы долж­ны его видеть!»
И, хоть это не было преду­смот­ре­но про­грам­мой и нас жда­ли в оте­ле с ужи­ном, авто­бус раз­во­ра­чи­ва­ет­ся и мы заез­жа­ем в Коринф.

Для вся­ко­го, читав­ше­го Посла­ния Апо­сто­ла Пав­ла, оче­вид­но, что этот город зани­ма­ет осо­бое место сре­ди всех горо­дов, в кото­рых зву­ча­ла про­по­ведь боже­ствен­но­го Пав­ла.
Посу­ди­те сами: прак­ти­че­ски все самые важ­ные пунк­ты сво­е­го уче­ния Ап. Павел разъ­яс­ня­ет имен­но Корин­фя­нам. И они сохра­ни­ли эти пись­ма Ап. Пав­ла. Сохра­ни­ли для нас.

Каким был этот город во вре­ме­на Ап. Пав­ла? Не даст ли это под­сказ­ку к неко­то­рым момен­там его Посла­ний к Корин­фя­нам?

Коринф достиг сво­е­го рас­цве­та в клас­си­че­скую гре­че­скую эпо­ху. Здесь нахо­дил­ся круп­ный порт.
Меж­ду­на­род­ную сла­ву Корин­фу снис­кал огром­ный язы­че­ский храм, в честь боги­ни люб­ви Афро­ди­ты, в кото­ром жили свя­щен­ные блуд­ни­цы. За неко­то­рую пла­ту любой при­ез­жий мог всту­пить в связь с такой жри­цей люб­ви (в пери­од рас­цве­та их было в хра­ме око­ло тыся­чи) и таким обра­зом поучаст­во­вать в язы­че­ских риту­а­лах пло­до­ро­дия. В 4‑м веке до Рож­де­ства Хри­сто­ва сре­ди этих жриц пер­вен­ство­ва­ла некая Лаи­са, по отзы­ву совре­мен­ни­ков, непод­ра­жа­е­мая искус­ни­ца люб­ви, услу­ги кото­рой сто­и­ли очень доро­го. Посто­ян­ным посе­ти­те­лем Лаи­сы был фило­соф Ари­стипп. Кста­ти, имя этой жри­цы, кото­рое часто исполь­зу­ет­ся как нари­ца­тель­ное, встре­ча­ем и у Пуш­ки­на, адре­со­вав­ше­го одной сво­ей воз­люб­лен­ной такое сти­хо­тво­ре­ние:

Лаи­са, я люб­лю твой сме­лый, воль­ный взор,
Неуто­ли­мый жар, откры­тые жела­нья,
И непре­рыв­ные лоб­за­нья,
И стра­сти пол­ный раз­го­вор.
Люб­лю горя­щих уст я вызо­вы немые,
Вос­тор­ги быст­рые, живые…

…Есте­ствен­но, что в город сте­ка­лось боль­шое коли­че­ство людей. День и ночь здесь кипе­ла жизнь. В Гре­ции суще­ство­ва­ла даже пого­вор­ка: «Не вся­ко­му пла­вать в Коринф». Здесь была очень доро­гая жизнь.

Одна­ко в 146 году до Рож­де­ства Хри­сто­ва Коринф был разо­рен. Город отка­зал­ся под­чи­нить­ся и сдать­ся Рим­ской импе­рии, за что вое­на­чаль­ник Луций Мум­мий Ахей­ский при­ка­зал раз­ру­шить город. Вой­дя в город, Луций Мум­мий при­ка­зал всех муж­чин умерт­вить, а жен­щин и детей про­дать в раб­ство. Сам город был сожжен.
Сто лет после это­го на его месте суще­ство­вал лишь неболь­шой посе­лок, в кото­ром жили чудом уце­лев­шие мест­ные жите­ли.
В 44 году до Рож­де­ства Хри­сто­ва город вос­со­зда­ет Юлий Цезарь. Новы­ми посе­лен­ца­ми ста­ли рим­ские воль­но­от­пу­щен­ни­ки (люди, отпу­щен­ные из раб­ства). Поз­же Коринф стал место­пре­бы­ва­ни­ем пра­ви­тель­ства про­вин­ции Ахайя.
Город воз­вра­ща­ет­ся к сво­им нра­вам и тра­ди­ци­ям. Опять здесь про­цве­та­ют рос­кошь и раз­врат.

Апо­стол Павел при­ез­жа­ет сюда в 50‑м году и живет здесь пол­то­ра года. Несмот­ря на раз­вра­щен­ные нра­вы, здесь ко Хри­сту обра­ща­ет­ся нема­ло людей. Гос­подь, обод­ряя Пав­ла не осла­бе­вать в про­по­ве­ди, явил­ся ему в ноч­ном виде­нии и ска­зал: «Не бой­ся, но гово­ри и не умол­кай, ибо Я с тобою, и никто не сде­ла­ет тебе зла: пото­му что у Меня мно­го людей в этом горо­де» (Деян. 18, 9–10).
Одна­жды иудеи (а в этом горо­де жило сме­шан­ное насе­ле­ние, состо­я­щее из евре­ев, гре­ков и рим­лян) так разо­зли­лись на Ап. Пав­ла, кото­рый про­по­ве­до­вал в сина­го­ге, что пово­лок­ли его на суди­ли­ще к про­кон­су­лу Гал­ли­о­ну. Евреи обви­ня­ли Пав­ла, что тот учит народ ере­си, иска­жа­ет их уче­ние. «Когда же Павел хотел открыть уста, Гал­ли­он ска­зал Иуде­ям: Иудеи! если бы какая-нибудь была оби­да или злой умы­сел, то я имел бы при­чи­ну выслу­шать вас, но когда идет спор об уче­нии и об име­нах и о законе вашем, то раз­би­рай­те сами; я не хочу быть судьею в этом. И про­гнал их от суди­ли­ща» (Деян. 18, 14–16).

В сере­дине 51 года Ап. Павел поки­нул Коринф. Сво­им дру­зьям и юной Коринф­ской Церк­ви он напи­шет посла­ния, став­шие золо­тым фон­дом Апо­столь­ской про­по­ве­ди: Пер­вое и Вто­рое Посла­ния к Корин­фя­нам.
В этот город Ап. Павел сно­ва при­бу­дет в 57 году. Это будет его послед­нее посе­ще­ние Корин­фа.

На фото­гра­фии – пол­ная пано­ра­ма рас­ко­пан­но­го цен­тра горо­да. Обра­щу ваше вни­ма­ние на несколь­ко момен­тов:

1. Сле­ва воз­вы­ша­ет­ся гора Акро­ко­ринф. На этой горе нахо­дил­ся храм Афро­ди­ты с сот­ня­ми блуд­ниц. Сего­дня остат­ки это­го хра­ма рас­ко­па­ны. Там же древ­няя визан­тий­ская кре­пость.

2. Под горой мы видим совре­мен­ную лесен­ку. Она ведет на место, на кото­ром рань­ше нахо­ди­лось суди­ли­ще про­кон­су­ла Гал­ли­о­на. Сюда при­ве­ли Ап. Пав­ла евреи.

3. Почти в самом цен­тре фото­гра­фии мы видим колон­ны како­го-то антич­но­го хра­ма. Это остат­ки хра­ма Апол­ло­на (колон­ны при­над­ле­жат это­му хра­му). Перед хра­мом – пло­щад­ка. Это самая глав­ная город­ская пло­щадь – аго­ра. Здесь Ап. Павел неод­но­крат­но про­по­ве­до­вал о Хри­сте Рас­пя­том и Воскресшем.



Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки