День пятый

Коринф

«По правую сторону вы могли видеть развалины древнего города Коринфа…» – вещает гид дремлющим пассажирам. «Как могли видеть?! – вскакиваю я. – Мы должны его видеть!»
И, хоть это не было предусмотрено программой и нас ждали в отеле с ужином, автобус разворачивается и мы заезжаем в Коринф.

Для всякого, читавшего Послания Апостола Павла, очевидно, что этот город занимает особое место среди всех городов, в которых звучала проповедь божественного Павла.
Посудите сами: практически все самые важные пункты своего учения Ап. Павел разъясняет именно Коринфянам. И они сохранили эти письма Ап. Павла. Сохранили для нас.

Каким был этот город во времена Ап. Павла? Не даст ли это подсказку к некоторым моментам его Посланий к Коринфянам?

Коринф достиг своего расцвета в классическую греческую эпоху. Здесь находился крупный порт.
Международную славу Коринфу снискал огромный языческий храм, в честь богини любви Афродиты, в котором жили священные блудницы. За некоторую плату любой приезжий мог вступить в связь с такой жрицей любви (в период расцвета их было в храме около тысячи) и таким образом поучаствовать в языческих ритуалах плодородия. В 4‑м веке до Рождества Христова среди этих жриц первенствовала некая Лаиса, по отзыву современников, неподражаемая искусница любви, услуги которой стоили очень дорого. Постоянным посетителем Лаисы был философ Аристипп. Кстати, имя этой жрицы, которое часто используется как нарицательное, встречаем и у Пушкина, адресовавшего одной своей возлюбленной такое стихотворение:

Лаиса, я люблю твой смелый, вольный взор,
Неутолимый жар, открытые желанья,
И непрерывные лобзанья,
И страсти полный разговор.
Люблю горящих уст я вызовы немые,
Восторги быстрые, живые…

…Естественно, что в город стекалось большое количество людей. День и ночь здесь кипела жизнь. В Греции существовала даже поговорка: «Не всякому плавать в Коринф». Здесь была очень дорогая жизнь.

Однако в 146 году до Рождества Христова Коринф был разорен. Город отказался подчиниться и сдаться Римской империи, за что военачальник Луций Муммий Ахейский приказал разрушить город. Войдя в город, Луций Муммий приказал всех мужчин умертвить, а женщин и детей продать в рабство. Сам город был сожжен.
Сто лет после этого на его месте существовал лишь небольшой поселок, в котором жили чудом уцелевшие местные жители.
В 44 году до Рождества Христова город воссоздает Юлий Цезарь. Новыми поселенцами стали римские вольноотпущенники (люди, отпущенные из рабства). Позже Коринф стал местопребыванием правительства провинции Ахайя.
Город возвращается к своим нравам и традициям. Опять здесь процветают роскошь и разврат.

Апостол Павел приезжает сюда в 50‑м году и живет здесь полтора года. Несмотря на развращенные нравы, здесь ко Христу обращается немало людей. Господь, ободряя Павла не ослабевать в проповеди, явился ему в ночном видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла: потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 9–10).
Однажды иудеи (а в этом городе жило смешанное население, состоящее из евреев, греков и римлян) так разозлились на Ап. Павла, который проповедовал в синагоге, что поволокли его на судилище к проконсулу Галлиону. Евреи обвиняли Павла, что тот учит народ ереси, искажает их учение. «Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища» (Деян. 18, 14–16).

В середине 51 года Ап. Павел покинул Коринф. Своим друзьям и юной Коринфской Церкви он напишет послания, ставшие золотым фондом Апостольской проповеди: Первое и Второе Послания к Коринфянам.
В этот город Ап. Павел снова прибудет в 57 году. Это будет его последнее посещение Коринфа.

На фотографии – полная панорама раскопанного центра города. Обращу ваше внимание на несколько моментов:

1. Слева возвышается гора Акрокоринф. На этой горе находился храм Афродиты с сотнями блудниц. Сегодня остатки этого храма раскопаны. Там же древняя византийская крепость.

2. Под горой мы видим современную лесенку. Она ведет на место, на котором раньше находилось судилище проконсула Галлиона. Сюда привели Ап. Павла евреи.

3. Почти в самом центре фотографии мы видим колонны какого-то античного храма. Это остатки храма Аполлона (колонны принадлежат этому храму). Перед храмом – площадка. Это самая главная городская площадь – агора. Здесь Ап. Павел неоднократно проповедовал о Христе Распятом и Воскресшем.



Все фотографии галереи
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки