Горнее место

Кафедральный собор города Иераполя (VI в.) 

На фотографии — кафедральный собор города Иераполя (VI в.), разрушенный турками тысячу лет назад.
Хорошо видна граница алтаря, и очень хорошо сохранилось древнее Горнее место.
Оно представляет из себя полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, — священники.

Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» (Откр. 4, 1) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.
Там он узрел Сидящего на престоле Господа Христа, в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах, – вот он, прообраз Горнего места.
Пред престолом Господа — горящие семь светильников, прообраз нашего семисвечника, горящего у престола.
Далее комментировать не будем, просто приведем то описание небесного алтаря и небесного богослужения, которое оставил в бессмертной книге Апостол Иоанн: Посреди и вокруг престола — четыре животных, подобных льву, тельцу, человеку и летящему орлу. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на Престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них… говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» (Откр. 5, 6 — 13). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах (Откр. 5, 8), возгласами «аминь», поклонами (Откр. 5, 14).
Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник (Откр. 8, 3), под жертвенником — души убиенных за слово Божие (Откр. 6, 9), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3, 4).

По подобию небесного алтаря были устроены и земные. Там также есть престол – трон Божий, жертвенник и Горнее место, на котором восседает епископ – символизирующий Христа, а на сопрестолии сидят старцы – священники, сослужащие ему.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все фотографии галереи
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки