Горнее место

Кафед­раль­ный собор горо­да Иера­по­ля (VI в.) 

На фото­гра­фии — кафед­раль­ный собор горо­да Иера­по­ля (VI в.), раз­ру­шен­ный тур­ка­ми тыся­чу лет назад.
Хоро­шо вид­на гра­ни­ца алта­ря, и очень хоро­шо сохра­ни­лось древ­нее Гор­нее место.
Оно пред­став­ля­ет из себя полу­круг­лые ряды сту­пе­нек. Сра­зу за пре­сто­лом, на цен­траль­ном троне, сидел епи­скоп, по обе сто­ро­ны от него, на раз­ной высо­те, — свя­щен­ни­ки.

Отку­да пошел обы­чай устра­и­вать Гор­нее место?
Про­об­ра­зом для устрой­ства хри­сти­ан­ско­го хра­ма и алта­ря послу­жил… небес­ный храм, в кото­рый был одна­жды воз­не­сен Апо­стол Иоанн Бого­слов. Об этом чита­ем мы в кни­ге Апо­ка­лип­сис (Откро­ве­ние Иоан­на Бого­сло­ва). Свя­той Иоанн уви­дел «дверь отвер­сту на небе» (Откр. 4, 1) и, вой­дя в нее, попал в небес­ный алтарь.
Там он узрел Сидя­ще­го на пре­сто­ле Гос­по­да Хри­ста, в окру­же­нии два­дца­ти четы­рех стар­цев с золо­ты­ми вен­ца­ми на голо­вах, – вот он, про­об­раз Гор­не­го места.
Пред пре­сто­лом Гос­по­да — горя­щие семь све­тиль­ни­ков, про­об­раз наше­го семи­свеч­ни­ка, горя­ще­го у пре­сто­ла.
Далее ком­мен­ти­ро­вать не будем, про­сто при­ве­дем то опи­са­ние небес­но­го алта­ря и небес­но­го бого­слу­же­ния, кото­рое оста­вил в бес­смерт­ной кни­ге Апо­стол Иоанн: Посре­ди и вокруг пре­сто­ла — четы­ре живот­ных, подоб­ных льву, тель­цу, чело­ве­ку и летя­ще­му орлу. Иоанн Бого­слов слы­шит, как живот­ные воз­да­ют хва­лу Богу: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Бог Все­дер­жи­тель, Кото­рый был, есть и гря­дет». Стар­цы пада­ют пред Сидя­щим и покло­ня­ют­ся Живу­ще­му во веки веков, пола­га­ют вен­цы свои пред пре­сто­лом и при­но­сят сла­во­сло­вие. Дабы рас­крыть в дес­ни­це Сидя­ще­го на Пре­сто­ле запе­чат­лен­ную семью печа­тя­ми кни­гу, на пре­стол вос­хо­дит «Агнец как бы заклан­ный», при­ем­лет кни­гу, и тогда все нахо­дя­щи­е­ся у пре­сто­ла вос­пе­ва­ют новую песнь, про­слав­ляя Агн­ца за то, что Он «Кро­вию Сво­ею иску­пил нас Богу», и мно­же­ство анге­лов, и вся­кое созда­ние Божие «на небе и на зем­ле, и под зем­лею, и на море, и все, что в них… гово­ри­ло: Сидя­ще­му на пре­сто­ле и Агн­цу бла­го­сло­ве­ние, и честь, и сла­ва, и дер­жа­ва во веки веков» (Откр. 5, 6 — 13). Это сла­во­сло­вие Агн­цу от все­го небес­но­го и зем­но­го сопро­вож­да­ет­ся куре­ни­ем фимиа­ма в золо­тых чашах (Откр. 5, 8), воз­гла­са­ми «аминь», покло­на­ми (Откр. 5, 14).
Апо­стол Иоанн Бого­слов видит перед пре­сто­лом золо­той жерт­вен­ник (Откр. 8, 3), под жерт­вен­ни­ком — души уби­ен­ных за сло­во Божие (Откр. 6, 9), Анге­ла, под­хо­дя­ще­го к жерт­вен­ни­ку с золо­той кадиль­ни­цей со мно­же­ством фимиа­ма и с молит­ва­ми всех свя­тых, воз­ла­га­ю­ще­го его на золо­той жерт­вен­ник. «И воз­нес­ся дым фимиа­ма с молит­ва­ми свя­тых от руки Анге­ла пред Бога» (Откр. 8, 3, 4).

По подо­бию небес­но­го алта­ря были устро­е­ны и зем­ные. Там так­же есть пре­стол – трон Божий, жерт­вен­ник и Гор­нее место, на кото­ром вос­се­да­ет епи­скоп – сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Хри­ста, а на сопре­сто­лии сидят стар­цы – свя­щен­ни­ки, сослу­жа­щие ему.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки