Знакомство с православным храмом

Этот цикл фотографий мы задумали как проект знакомства с православным храмом. 
Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.
Вот мы и решили показать вам устройство православного храма. Мы объясним, где что в храме находится, и коснемся истории происхождения того или иного предмета, обычая.

В настоящем фотоальбоме поговорим об устройстве алтаря православного храма.
Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»).
У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.

Амвон – это особое место в храме (в переводе с греческого амвон – «возвышенное место»).
За последнее тысячелетие оно претерпело сильные изменения, и сегодня амвон – это площадка перед алтарем. На этой площадке диакон обычно произносит ектении. Но в древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма. И к нему вела каменная дорожка-помост…

В настоящем альбоме мы поговорим с вами об антиминсе.
В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Зачем он нужен? Можно ли служить без антиминса? Можно ли взять антиминс и поехать в лес и там, на пне, совершать службу?.. Об этом читайте в настоящем альбоме.

Сегодня мы поговорим о святой воде. Я расскажу об истории возникновения такого явления в Православии, как освящение и почитание воды, мы с вами окажемся на службе освящения воды в кафедральном соборе Санкт-Петербурга (в Казанском соборе), а также на берегу Невы, где в двадцатитрехградусный мороз совершалось освящение воды прямо в реке.

В настоящем фотоальбоме мы говорим о Голгофе и кануне. 
Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.
Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.

Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» (Откр. 4, 1) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.

На каждом престоле, находящемся в алтаре, стоит странное сооружение, похожее на маленький дворец. Это дарохранительница, то есть ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых.

В этом небольшом фотоальбоме мы поговорим с вами о самой главной богослужебной книге – Евангелии.
Евангелие означает само Слово Божие, находящееся среди нас, в Церкви, в христианском собрании. Слово Божие сконцентрированное, записанное… И чтение Евангелия – это отнюдь не назидание (как у протестантов, а сейчас и у католиков), а голос Самого Христа, звучащий с высоты небесной в нашем мире.

Слева от престола, у стены, находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именующийся предложением.
Это прочный стол, по размеру больший или меньший, чем престол. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают (последовательно) в те же одежды, что и престол, – срачицу, индитию, покрывало. Оба своих названия – жертвенник и предложение – это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Тела и Крови Христовых.

При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Об этом и поговорим, рассмотрев фотографии…

В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона. Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.

Об иконостасе можно рассказать много. Этой теме посвящены большие книги, исследования. Мы будем лаконичны. Расскажем лишь о самых основных моментах, которые позволят вам «читать», то есть понимать, иконостас.
Итак, иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».

Мы говорили о Таинстве Покаяния (или Исповеди) подробно в соответствующем фотоальбоме: ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, здесь укажем лишь на некоторые обрядовые моменты чина исповеди.

Кадилом называется сосуд, в который во время богослужения вкладывают раскаленный уголь и благовонный ладан. Ароматный дым плавящегося ладана символизирует молитву и любовь человека к Богу, поднимающиеся к небесам.
Кадила использовались с глубокой древности, о каждении ладана мы много читаем в Ветхом Завете. Каждение принято и в Христианской Церкви.

Перед нами – самая главная книга христиан: Святое Евангелие. Под одной обложкой собраны четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), в которых рассказывается о жизни и служении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Искусно украшенное Евангелие находится в храме прямо на престоле и во время богослужения торжественно выносится для чтения и целования верующими.

О кресте как символе нашего спасения, главном знаке нашей веры говорить можно много.
Крест мы носим на шее, начертываем на себе кисточкой с елеем или сложенными перстами. Крест венчает любой православный храм или часовню. Это напоминание нам о том, какой ценой куплено спасение человека, каждого из нас.

Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.

Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью.

Слово паперть происходит от старославянского языка, в котором оно является производным от утраченного пьрть – дверь. (От этого же древнеславянского утраченного слова происходят наши: переть, запереть, отпереть, взаперти и проч.). 
Таким образом, буквальный перевод слова паперть – преддверие.

В настоящем фотоальбоме поговорим о поведении верующих людей в храме.
В православном храме можно стоять или сидеть за богослужением. В России сложился обычай стоять.
Мы стоим спокойно, не привлекаем к себе внимание жестами, осеняем себя крестным знамением и кланяемся в положенное время (когда это делают священнослужители, например диакон).

Духовное средоточие храма – алтарь, в центре которого – святой престол. Престол в переводе со славянского означает просто высокий стол (пре-стол), или высокую скамью. Более торжественно слово престол можно перевести как трон.

Входя в храм, мы прежде всего попадаем в притвор.
В древности притвор был обязательной и очень важной частью храма – в притворе молились оглашенные (готовящиеся к крещению), кающиеся.
Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину.

В фотоальбомах из серии ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ мы много говорили о разных деталях храмового убранства. В данном альбоме кратко повторим сказанное. Давайте представим, что мы зашли в храм. Как «прочитать» интерьер, убранство, которое перед нами?

Просфора – маленький хлеб с оттиснутым крестом на верхней корочке, излюбленное лакомство детей и старушек…
В фотоальбоме, который перед вами, мы о просфоре и поговорим.

Мы входим в храм – и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл?
В этом фотоальбоме мы расскажем о свечах, используемых за богослужением.

С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца. 
Но вместе с тем в форме храма выражались и иные символы, иные богословские истины.

Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды, часы и проч.

Как известно, за богослужением используются книги с молитвами и текстами.
Но кто читает за богослужением эти книги? Некоторые (такие, как Евангелие) – лишь священник и диакон, другие имеют право читать специально поставленные на это церковнослужители, которые зовутся чтецами.

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки