Знакомство с православным храмом

Этот цикл фото­гра­фий мы заду­ма­ли как про­ект зна­ком­ства с пра­во­слав­ным храмом. 
Не сек­рет, что мно­гие люди, попав в храм (осо­бен­но в незна­ко­мый), теря­ют­ся. Кому-то может пока­зать­ся, что все хра­мы раз­ные. На самом же деле, все хра­мы стро­ят­ся по похо­же­му прин­ци­пу и рас­по­ло­же­ние основ­ных хра­мо­вых эле­мен­тов так­же одинаково.
Вот мы и реши­ли пока­зать вам устрой­ство пра­во­слав­но­го хра­ма. Мы объ­яс­ним, где что в хра­ме нахо­дит­ся, и кос­нем­ся исто­рии про­ис­хож­де­ния того или ино­го пред­ме­та, обычая.

Перед нами – самая глав­ная кни­га хри­сти­ан: Свя­тое Еван­ге­лие. Под одной облож­кой собра­ны четы­ре Еван­ге­лия (Мат­фея, Мар­ка, Луки, Иоан­на), в кото­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся о жиз­ни и слу­же­нии Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го Иису­са Христа.
Искус­но укра­шен­ное Еван­ге­лие нахо­дит­ся в хра­ме пря­мо на пре­сто­ле и во вре­мя бого­слу­же­ния тор­же­ствен­но выно­сит­ся для чте­ния и цело­ва­ния верующими.

Часов­ня – это неболь­шая построй­ка рели­ги­оз­но­го назна­че­ния. Само назва­ние «часов­ня» про­ис­хо­дит, по-види­мо­му, от сло­ва часы – так назы­ва­ют­ся крат­кие служ­бы, совер­ша­ю­щи­е­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Часов­ня, как не име­ю­щая алта­ря, пред­на­зна­че­на имен­но для подоб­ных моле­ний. Литур­гию слу­жить в часовне не поло­же­но, но мож­но слу­жить молеб­ны, пани­хи­ды, часы и проч.

С древ­ней­ших вре­мен, соглас­но «Поста­нов­ле­ни­ям Апо­столь­ским», пра­во­слав­ный храм пове­ле­ва­лось сози­дать «напо­до­бие кораб­ля, про­дол­го­ва­то устро­ен­ным, на восток обра­щен­ным, от обе­их стран к восто­ку при­тво­ры име­ю­щим». И дей­стви­тель­но, фор­ма хра­мов в виде кораб­ля полу­чи­ла наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние, так что мно­гие наши хра­мы созда­ют весь­ма впе­чат­ля­ю­щий зри­тель­ный образ кораб­ля с высо­кой мач­той – коло­коль­ней и напол­нен­ны­ми вет­ром пару­са­ми – купо­ла­ми, устре­мив­ше­го­ся на восток, к вос­хо­ду солнца. 
Но вме­сте с тем в фор­ме хра­ма выра­жа­лись и иные сим­во­лы, иные бого­слов­ские истины.

Мы вхо­дим в храм – и видим сия­ние мно­же­ства звезд в полу­мра­ке его про­стран­ства. Это цер­ков­ные све­тиль­ни­ки. В чем их пред­на­зна­че­ние, их сокро­вен­ный смысл?
В этом фото­аль­бо­ме мы рас­ска­жем о све­чах, исполь­зу­е­мых за богослужением.

Просфо­ра – малень­кий хлеб с оттис­ну­тым кре­стом на верх­ней короч­ке, излюб­лен­ное лаком­ство детей и старушек…
В фото­аль­бо­ме, кото­рый перед вами, мы о просфо­ре и поговорим.

В фото­аль­бо­мах из серии ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ мы мно­го гово­ри­ли о раз­ных дета­лях хра­мо­во­го убран­ства. В дан­ном аль­бо­ме крат­ко повто­рим ска­зан­ное. Давай­те пред­ста­вим, что мы зашли в храм. Как «про­чи­тать» инте­рьер, убран­ство, кото­рое перед нами?

Вхо­дя в храм, мы преж­де все­го попа­да­ем в притвор.
В древ­но­сти при­твор был обя­за­тель­ной и очень важ­ной частью хра­ма – в при­тво­ре моли­лись огла­шен­ные (гото­вя­щи­е­ся к кре­ще­нию), кающиеся.
Сего­дня в при­тво­рах устра­и­ва­ют­ся свеч­ные или книж­ные лав­ки. Хотя, делая покуп­ку, мы совер­ша­ем ее в спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ном для того месте – при­тво­ре, а не в самом хра­ме, сле­ду­ет сохра­нять бла­го­го­ве­ние и тишину.

Духов­ное сре­до­то­чие хра­ма – алтарь, в цен­тре кото­ро­го – свя­той пре­стол. Пре­стол в пере­во­де со сла­вян­ско­го озна­ча­ет про­сто высо­кий стол (пре-стол), или высо­кую ска­мью. Более тор­же­ствен­но сло­во пре­стол мож­но пере­ве­сти как трон.

В насто­я­щем фото­аль­бо­ме пого­во­рим о пове­де­нии веру­ю­щих людей в храме.
В пра­во­слав­ном хра­ме мож­но сто­ять или сидеть за бого­слу­же­ни­ем. В Рос­сии сло­жил­ся обы­чай стоять.
Мы сто­им спо­кой­но, не при­вле­ка­ем к себе вни­ма­ние жеста­ми, осе­ня­ем себя крест­ным зна­ме­ни­ем и кла­ня­ем­ся в поло­жен­ное вре­мя (когда это дела­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, напри­мер диакон).

Сло­во паперть про­ис­хо­дит от ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, в кото­ром оно явля­ет­ся про­из­вод­ным от утра­чен­но­го пьрть – дверь. (От это­го же древне­сла­вян­ско­го утра­чен­но­го сло­ва про­ис­хо­дят наши: переть, запе­реть, отпе­реть, вза­пер­ти и проч.). 
Таким обра­зом, бук­валь­ный пере­вод сло­ва паперть – пред­две­рие.

Свя­щен­ное Писа­ние нам сооб­ща­ет, что на Небе­сах совер­ша­ет­ся бого­слу­же­ние, в кото­ром при­ни­ма­ют уча­стие Анге­лы и свя­тые. Зем­ное бого­слу­же­ние – сво­е­го рода отблеск, отоб­ра­же­ние Небес­ной Литур­гии. Имен­но поэто­му храм наш напол­нен зна­ка­ми и сим­во­ла­ми небес­ной реаль­но­сти, мы исполь­зу­ем пред­ме­ты (кади­ла, све­чи), кото­рые никак не могут быть назва­ны совре­мен­ны­ми, сами свя­щен­но­слу­жи­те­ли оде­ты в ризы непри­выч­ные. Все во вре­мя бого­слу­же­ния гово­рит о том, что, хотя мы на зем­ле, мы сопри­ка­са­ем­ся с Небес­ны­ми веща­ми и Небес­ной реальностью.

Когда Тай­но­зри­тель Иоанн Бого­слов был воз­не­сен на Небе­са, он видел Небес­ное бого­слу­же­ние. Пря­мо перед Тро­ном Бога Все­дер­жи­те­ля Иоанн Бого­слов видел семь све­тиль­ни­ков огнен­ных, «кото­рые суть семь духов Божи­их» (Откр. 4, 5). В алта­ре пра­во­слав­но­го хра­ма в соот­вет­ствии с этим обыч­но так­же име­ет­ся осо­бый све­тиль­ник из семи вет­вей (семи­свеч­ник), укреп­лен­ных на одной высо­кой под­став­ке, кото­рый ста­вит­ся перед Гор­ним местом.

О кре­сте как сим­во­ле наше­го спа­се­ния, глав­ном зна­ке нашей веры гово­рить мож­но много.
Крест мы носим на шее, начер­ты­ва­ем на себе кисточ­кой с еле­ем или сло­жен­ны­ми пер­ста­ми. Крест вен­ча­ет любой пра­во­слав­ный храм или часов­ню. Это напо­ми­на­ние нам о том, какой ценой куп­ле­но спа­се­ние чело­ве­ка, каж­до­го из нас.

Кади­лом назы­ва­ет­ся сосуд, в кото­рый во вре­мя бого­слу­же­ния вкла­ды­ва­ют рас­ка­лен­ный уголь и бла­го­вон­ный ладан. Аро­мат­ный дым пла­вя­ще­го­ся лада­на сим­во­ли­зи­ру­ет молит­ву и любовь чело­ве­ка к Богу, под­ни­ма­ю­щи­е­ся к небесам.
Кади­ла исполь­зо­ва­лись с глу­бо­кой древ­но­сти, о каж­де­нии лада­на мы мно­го чита­ем в Вет­хом Заве­те. Каж­де­ние при­ня­то и в Хри­сти­ан­ской Церкви.

В насто­я­щем фото­аль­бо­ме пого­во­рим об устрой­стве алта­ря пра­во­слав­но­го храма.
Сло­во алтарь, ско­рее все­го, про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го altus – высо­кий. Пер­во­на­чаль­но этим сло­вом обо­зна­ча­лись кам­ни, или пло­щад­ки, устро­ен­ные для при­не­се­ния жертв язы­че­ским богам (отсю­да выра­же­ние «при­не­сти жерт­ву на алтарь Отечества»).
У древ­них хри­сти­ан (I–II вв.) алтарь – это осо­бый стол, за кото­рым в чьем-либо доме про­ис­хо­ди­ла ага­па («вече­ря люб­ви»). Позд­нее в Пра­во­сла­вии алта­рем ста­ли назы­вать пре­стол хра­ма, на кото­ром совер­ша­ет­ся Таин­ство Евхаристии.

Мы гово­ри­ли о Таин­стве Пока­я­ния (или Испо­ве­ди) подроб­но в соот­вет­ству­ю­щем фото­аль­бо­ме: ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, здесь ука­жем лишь на неко­то­рые обря­до­вые момен­ты чина исповеди.

Об ико­но­ста­се мож­но рас­ска­зать мно­го. Этой теме посвя­ще­ны боль­шие кни­ги, иссле­до­ва­ния. Мы будем лако­нич­ны. Рас­ска­жем лишь о самых основ­ных момен­тах, кото­рые поз­во­лят вам «читать», то есть пони­мать, иконостас.
Итак, ико­но­стас, в пере­во­де с гре­че­ско­го, озна­ча­ет «под­став­ка для икон».

В цен­тре хра­ма все­гда нахо­дит­ся ико­на празд­ни­ка, или, как ее еще ино­гда назы­ва­ют, Празд­нич­ная ико­на. Она нахо­дит­ся на ана­лое (спе­ци­аль­ном сто­ли­ке с наклон­ной крыш­кой). По этой иконе лег­ко узнать, какой празд­ник честву­ет­ся в этот день. В вос­кре­се­нье кла­дет­ся ико­на Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, в боль­шие празд­ни­ки – ико­на празд­ну­е­мо­го собы­тия. В обыч­ный день – ико­на меся­це­слов­ная (обыч­но малень­ко­го раз­ме­ра), то есть пока­зы­ва­ю­щая свя­тых этой неде­ли, а то и кален­дар­но­го месяца.

При вхо­де в каж­дый пра­во­слав­ный храм мы видим лав­ку или ларек, где при­ни­ма­ют запис­ки. Что это за запис­ки? Зачем их пишут и пода­ют в хра­ме?
Об этом и пого­во­рим, рас­смот­рев фотографии…

Сле­ва от пре­сто­ла, у сте­ны, нахо­дит­ся жерт­вен­ник, в бого­слу­жеб­ных кни­гах чаще все­го име­ну­ю­щий­ся пред­ло­же­ни­ем.
Это проч­ный стол, по раз­ме­ру боль­ший или мень­ший, чем пре­стол. Высо­та жерт­вен­ни­ка все­гда рав­на высо­те пре­сто­ла. Жерт­вен­ник обла­ча­ют (после­до­ва­тель­но) в те же одеж­ды, что и пре­стол, – сра­чи­цу, инди­тию, покры­ва­ло. Оба сво­их назва­ния – жерт­вен­ник и пред­ло­же­ние – это место алта­ря полу­чи­ло отто­го, что на нем совер­ша­ет­ся про­ско­ми­дия, пер­вая часть Боже­ствен­ной литур­гии, где пред­ло­жен­ные к свя­щен­но­дей­ствию хлеб в виде просфор и вино осо­бым обра­зом при­го­тав­ли­ва­ют­ся для после­ду­ю­ще­го Таин­ства Тела и Кро­ви Христовых.

В этом неболь­шом фото­аль­бо­ме мы пого­во­рим с вами о самой глав­ной бого­слу­жеб­ной кни­ге – Евангелии.
Еван­ге­лие озна­ча­ет само Сло­во Божие, нахо­дя­ще­е­ся сре­ди нас, в Церк­ви, в хри­сти­ан­ском собра­нии. Сло­во Божие скон­цен­три­ро­ван­ное, запи­сан­ное… И чте­ние Еван­ге­лия – это отнюдь не нази­да­ние (как у про­те­стан­тов, а сей­час и у като­ли­ков), а голос Само­го Хри­ста, зву­ча­щий с высо­ты небес­ной в нашем мире.

На каж­дом пре­сто­ле, нахо­дя­щем­ся в алта­ре, сто­ит стран­ное соору­же­ние, похо­жее на малень­кий дво­рец. Это даро­хра­ни­тель­ни­ца, то есть ков­чег для хра­не­ния Cвя­тых Даров – Тела и Кро­ви Христовых.

Отку­да пошел обы­чай устра­и­вать Гор­нее место?
Про­об­ра­зом для устрой­ства хри­сти­ан­ско­го хра­ма и алта­ря послу­жил… небес­ный храм, в кото­рый был одна­жды воз­не­сен Апо­стол Иоанн Бого­слов. Об этом чита­ем мы в кни­ге Апо­ка­лип­сис (Откро­ве­ние Иоан­на Бого­сло­ва). Свя­той Иоанн уви­дел «дверь отвер­сту на небе» (Откр. 4, 1) и, вой­дя в нее, попал в небес­ный алтарь.

В насто­я­щем фото­аль­бо­ме мы гово­рим о Гол­го­фе и кануне. 
Гол­го­фой назы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние Рас­пя­тия Хри­сто­ва. Канун – спе­ци­аль­ный сто­лик, на кото­рый ста­вят­ся све­чи с поми­на­ни­ем усопших.
Имен­но воз­ле Рас­пя­тия мы молим­ся за усоп­ших, слу­жим пани­хи­ды, заоч­ные отпевания.

Сего­дня мы пого­во­рим о свя­той воде. Я рас­ска­жу об исто­рии воз­ник­но­ве­ния тако­го явле­ния в Пра­во­сла­вии, как освя­ще­ние и почи­та­ние воды, мы с вами ока­жем­ся на служ­бе освя­ще­ния воды в кафед­раль­ном собо­ре Санкт-Петер­бур­га (в Казан­ском собо­ре), а так­же на бере­гу Невы, где в два­дца­ти­трех­гра­дус­ный мороз совер­ша­лось освя­ще­ние воды пря­мо в реке.

В насто­я­щем аль­бо­ме мы пого­во­рим с вами об анти­мин­се.
В пере­во­де с гре­че­ско­го это сло­во озна­ча­ет «вме­сто­пре­сто­лие». Зачем он нужен? Мож­но ли слу­жить без анти­мин­са? Мож­но ли взять анти­минс и поехать в лес и там, на пне, совер­шать служ­бу?.. Об этом читай­те в насто­я­щем альбоме.

Амвон – это осо­бое место в хра­ме (в пере­во­де с гре­че­ско­го амвон – «воз­вы­шен­ное место»).
За послед­нее тыся­че­ле­тие оно пре­тер­пе­ло силь­ные изме­не­ния, и сего­дня амвон – это пло­щад­ка перед алта­рем. На этой пло­щад­ке диа­кон обыч­но про­из­но­сит екте­нии. Но в древ­но­сти амвон нахо­дил­ся не у алта­ря, а на сере­дине хра­ма. И к нему вела камен­ная дорожка-помост…

Как извест­но, за бого­слу­же­ни­ем исполь­зу­ют­ся кни­ги с молит­ва­ми и текстами.
Но кто чита­ет за бого­слу­же­ни­ем эти кни­ги? Неко­то­рые (такие, как Еван­ге­лие) – лишь свя­щен­ник и диа­кон, дру­гие име­ют пра­во читать спе­ци­аль­но постав­лен­ные на это цер­ков­но­слу­жи­те­ли, кото­рые зовут­ся чтецами.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки