Записки поминальные

Записки поминальные

При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Об этом и поговорим, рассмотрев фотографии…

Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку.
Дальше я расскажу, какие поминания совершаются в храме.

На обедню, на Литургию, на проскомидию… Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается во время совершения проскомидии, в начале Литургии. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой.
Это поминание считается самым главным и важным.

На ектению… Так называется поминание, когда записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много – и священники в алтаре) на Литургии, во время великой ектении, или на заупокойной ектении. Подробней об этом читайте в фотоальбоме БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.

На молебен… Эта записка идет не на Литургию, а на молебен О здравии, который служится в храме ежедневно. Священник читает эти записки во время ектении, когда молится о различных нуждах.
В некоторых храмах (например, в нашем соборе), если записка подана до Литургии, например накануне вечером или рано утром, людей, вписанных в записку, поминают и на Литургии. Если записка подана днем, она сразу идет на молебен.

На панихиду… Подаются записки только за усопших.

На сорокоуст… Эта записка подшивается в специальную папку и поминается 40 дней подряд на Литургии.

На пост, на полгода, на год… Поминание записки в течение этого периода.

Вечное поминание… Поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.
Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться. Вспоминаю свое служение чтецом в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культуры, искусства, аристократии.
Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.

Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.
В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Все фотографии галереи
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки