Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Утр.- Ин.10:1-9 * (зач. 35 от полý). Лит. - 1Пет.1:1-2, 10-12, 2, 6-10 (зач. 58). Мк.12:1-12 (зач. 53). Свт.: Евр.7:26 - 8, 2 (зач. 318). Ин.10:9-16 (зач. 36). * Чтения свт. Макария (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

А сердце с Иисусом говорит!

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Пет.1:1–2, 10–12, 2:6–10; Мк.12:1–12)

В день Богоявления показано действием, что домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом Апостола внушается нам, что и спасение каждого по тому домостроительству бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы Отца и Сына и Св. Духа: «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2)

Прозревая имеющего уверовать Бог Отец сретает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатию Святого Духа. Дух Святый, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровию Господа Спасителя в таинстве крещения и, получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении своего спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, с своей стороны, «прилагая к сему все старание» (2Пет.1:5), поспешим благоукрасить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтоб не оказаться «без успеха и плода в познании Господа» (2Пет.1:8) и не заградить себе «вход в вечное Царство Господа нашего» (2Пет.1:11), к которому призваны.

Притча дня

На улице человек увидел нагого ребенка.
Тот хотел есть и дрожал от холода.

Человек разозлился и обратился к Богу:
– Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?

В ответ он услышал:
– Я кое-что предпринял: Я послал тебя...

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 12.  Что такое катафатическое богословие?

 Катафатическое богословие (от греч. Κατάφασις (катафасис) — утверждение) — богословское направление, в рамках которого для обозначения и раскрытия истин о Боге и Его отношении к миру используются положительные термины и выражения

 Примеры катафатических терминов и выражений: Бог есть любовь; Бог милосерден; Бог праведен и свят; Бог разумен; Бог свободен в принятии решений; Бог — Творец мира; Бог — Промыслитель.

 Недостаток катафатического богословия может проявляться в том, что рассуждая о Боге в положительных терминах и выражениях, человек привносит в понятие о Нём нечто субъективное, связанное с тем, как именно он осмысливает их и понимает. Например, разные люди могут по-разному воспринимать слово «любовь», поскольку внутренний опыт переживания любви у каждого человека индивидуален.

 Положительная сторона катафатического богословия проявляется в том, что если рассуждать о Боге исключительно в отрицательных терминах и выражениях, при понимании, чем или кем Бог не является, сложно всё же понять, Кем Он является. Скажем, если имея в виду человека сказать о нём, что он не имеет крыльев, копыт, чешуи, жабр, не является огнем, ветром, железом, то из этого определения сложно догадаться, что речь идёт именно о человеке. Гораздо понятнее будет если человека представить так: живое существо, обладающее душой, телом, разумом, свободой воли, творческой способностью и т. д.

Катафатический метод может использоваться в сопряжении с апофатическим:

  • Посредством добавления к катафатическим терминам приставок «бес», «без», «не», «над», «сверх», «все» и т. п. (Бог — беспределен, безграничен, непознаваем, невидим; Его бытие — надмирно; Он — сверхмилосердный, сверхлюбовь, Он — Всесовершенный Дух).
  • Посредством сопровождения катафатических терминов эпитетами «абсолютный», «совершенный», «исключительный» и т. п. (Бог — абсолютно добр, Его любовь совершенна).
  • Посредством использования оксюморонов, а также терминов и выражений, как будто бы противоречащих ожидаемым (познавать Непознаваемого; Бог живет во мраке / Бог живёт в неприступном свете).

 Подробнее: Катафатизм и апофатизм, Что такое катафатическое и апофатическое богословие?

Практические советы

«Жизнь – драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах… Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».
свящ. А. Ельчанинов

Случайный тест