Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

1 Ин. 1:8 – 2:6 (зач. 69). Мк. 13:31 – 14:2 (зач. 62).Свт.: Евр. 7:26 – 8:2 (зач. 318). Ин. 10:9–16¹, (зач. 36). Бессребреников: 1 Кор. 12:27 – 13:8 (зач. 153). Мф. 10:1, 5–8², (зач. 34 от полу').

¹ - Чтения свт. Никиты, еп. Новгородского, читаются, если ему совершается служба.
² - Чтения бессребреников мчч. Кира и Иоанна читаются, если им совершается служба.

Евангелие и Апостол дня

1Ин.1:8-2:6
Мк.13:31-14:2
Евр.7:26-8:2
Ин.10:9-16
1Кор.12:27-13:8
Мф.10:1,5-8

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В четверг, св. апостолам

Тропарь в четверг, св. апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, умолите милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак в четверг, св. апостолам, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.

Перевод: Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

показать все

В четверг, святителю Николаю

Тропарь в четверг, святителю Николаю, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак в четверг, святителю Николаю, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Бессребреникам мученикам Киру и Иоанну

Тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Чудеса́ святы́х твои́х му́ченик,/ сте́ну необори́му нам дарова́вый, Христе́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков разори́,/ Це́рковь Святу́ю укрепи́,// я́ко еди́н Благ и Человеколю́бец.

Перевод: Чудеса святых твоих мучеников, как неразрушимую крепость нам даровавший, Христе Боже, по их молитвам разрушь замыслы язычников, Церковь Святую укрепи, так как Ты единственно Благой и Человеколюбивый.

Кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 3

От Боже́ственныя благода́ти дар чуде́с прие́мше, святи́и,/ чудоде́йствуете, непреста́нно,/ вся на́ша стра́сти рукоде́йством секу́ще неви́димым,/ Ки́ре Богому́дре со Иоа́нном сла́вным:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.

Перевод: От Божественной благодати дар чудес приняв, святые, вы чудодействуете непрестанно, все наши страсти отсекая врачеванием невидимым, Кир Богомудрый с Иоанном славным: ибо вы – Божественные врачи.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Тро́ичная благода́ть все́льшися в честна́я сердца́ ва́ша,/ преблаже́ннии Ки́ре и Иоа́нне,/ на ду́хи нечи́стыя стра́шни прогони́телие яви́стеся./ И не то́чию явле́нным, но та́йным неду́гом вра́чеве бы́сте,/ тем же, дерзнове́ние иму́ще к Человеколю́бцу Бо́гу,// непреста́нною моли́твою душе́вныя на́ша стра́сти исцели́те.

Перевод: Троической благодатью, поселившейся в драгоценных сердцах ваших, преблаженные Кир и Иоанн, нечистых духов вы стали изгонять. И не только явные, но и тайные болезни врачевали, потому, имея дерзновение к Человеколюбцу Богу, постоянной молитвой душевные наши страсти исцелите.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Святи́и сла́внии Ки́ре и Иоа́нне,/ бессре́бреницы, му́ченицы и чудотво́рцы,/ милосе́рдием свои́м, я́ко стено́ю необори́мою, нас огради́те от всех бед/ и от враго́в ви́димых и неви́димых сохрани́те// непреста́нною ва́шею моли́твою ко Го́споду.

Перевод: Святые прославляемые Кир и Иоанн, бессеребренники, мученики и чудотворцы, милосердием своим, как стеной нерушимой, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните постоянной молитвой вашей ко Господу.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Прему́дрии вселе́нней вра́чеве,/ Ки́ре и Иоа́нне,/ от Бо́га прия́сте власть цели́ти неду́ги душе́вныя,/ вку́пе же и теле́сныя,/ и ны́не моли́теся/ сохрани́ти град и лю́ди от одержа́щих зол// и спасти́ моли́твами ва́шими ду́ши на́ша.

Перевод: Премудрые вселенские врачи, Кир и Иоанн, от Бога получившие власть исцелять болезни душевные, с ними же и телесные, и сейчас молитесь сохранить город и людей от объявших бедствий и спасти по молитвам вашим души наши.

Ин кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 6

Вели́кое врачевство́ вселе́нней,/ супряже́ние Христо́во возлю́бленное,/ свети́льники сия́ющия, зарю́ исцеле́ний,/ воспое́м, ве́рнии, велегла́сно,/ внутрь це́ркве им вопию́ще:/ Ки́ре и Иоа́нне,/ пода́тели чудесе́м, вра́чеве неду́жным,// освяща́ете вся стра́ны.

Перевод: Великое лекарство для вселенной, союз Христов возлюбленный, светильники, воссиявшие зарею исцелений, в молитвах воспоем, верующие, громогласно, в Церкви к ним взывая: «Кир и Иоанн, податели чудес, врачи больных, вы освящаете все стороны света».

Молитва бессребреникам мученикам Киру и Иоанну

О, святи́и уго́дницы Бо́жии, му́ченицы и безсре́бреницы Ки́ре и Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вшася на земли́, восприя́ли еста́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й ваш о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства ва́шего и чтим святу́ю па́мять ва́шу. Вы же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́те моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́те, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством ва́шим, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

(1Ин.1:8–2:6; Мк.13:31–14:2)

На что вчера навел нас Апостол, то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк.13:35–36). Надобно ждать и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния, от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти – иное.

Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди.

Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит.

Притча дня

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым. Рассказ старца Паисия.

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии (соответствует 6-му классу русской средней школы). Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти испросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий».

– «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты».

– «Видно, – с добрым помыслом, ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу».

– «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду».

В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?»

– «Хочу, – говорит, – взять у него благословение».

– «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам».

– «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том III

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Основы православия

Образ и подобие Божии в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.  

Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

  • Бог Личностен – и нас создал личностями (даже близнецы – разные личности).
  • Вечен – и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии – он имеет начало, но не имеет конца.
  • Свободен – и нам даровал свободу воли (у животных – инстинкты). В наличие свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро – свободное следование воле Божией, а зло – противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание – бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.
  • Премудр – и нам даровал разум (мышление и речь).
  • Творец – и нам даровал возможность творчества.
  • Вседержитель – и нам даровал в управление видимый мир.

Подобие – возможность уподобиться Богу, стать богоподобным – святым. Богоподобие – цель человеческой жизни.

  • С т.з. Божественного замысла о человеке, святой – это не сверхчеловек, это нормальный человек.
  • Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего – любовь, «совокупность совершенства».
  • Как обрести подобие Божие говорят нам Заповеди Блаженств.
  • Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Практические советы

Издревле окончания молитв произносятся священнослужителями громче, как знак народу. На каждую молитву, произносимую в алтаре, должны отвечать молящиеся в храме. Название лик (народ) удержалось до нашего времени в богослужебных книгах, хотя вместо всего народа на возгласы священника и дьякона ответные песнопения чаще всего поются уже не всеми, а лишь избранными певцами. В некоторых храмах поют все, и наш патриарх подчеркивает важность общенародного пения.

  • Каждый возглас священника должен запечатлеваться словом "Аминь" (евр. истинно).
  • "Мир всем", – говорит священник; "И духови твоему", – отвечает народ.
  • "Благодать со всеми вами", – возглашает священник; "И со духом твоим", – отвечает народ.
  • Иногда священник просит благословения у народа: "Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...", на что народ отвечает: "Бог да простит ти, отче святый" (Повечерие, полунощница).

Случайный тест