Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

1Ин.1:8 – 2:6 (зач. 69). Мк.13:31 – 14:2 (зач. 62).Свт.: Евр.7:26 – 8:2 (зач. 318). Ин.10:9–16¹, (зач. 36). Бессребреников: 1Кор.12:27 – 13:8 (зач. 153). Мф.10:1, 5–8², (зач. 34 от полу').

¹ - Чтения свт. Никиты, еп. Новгородского, читаются, если ему совершается служба.
² - Чтения бессребреников мчч. Кира и Иоанна читаются, если им совершается служба.

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Ин.1:8–2:6; Мк.13:31–14:2)

На что вчера навел нас Апостол, то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк.13:35–36). Надобно ждать и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния, от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти – иное.

Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди.

Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит.

Притча дня

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым. Рассказ старца Паисия.

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии (соответствует 6-му классу русской средней школы). Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий».

– «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты».

– «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу».

– «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду».

В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?»

– «Хочу, – говорит, – взять у него благословение».

– «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам».

– «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

Преподобный Паисий Святогорец.

Основы православия

Тема 44.  Образ и подобие Божьи в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.  

Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

  • Бог Личностен – и нас создал личностями (даже близнецы – разные личности).
  • Вечен – и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии – он имеет начало, но не имеет конца.
  • Свободен – и нам даровал свободу воли (у животных – инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро – свободное следование воле Божьей, а зло – противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание – бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.
  • Премудр – и нам даровал разум (мышление и речь).
  • Творец – и нам даровал возможность творчества.
  • Вседержитель – и нам даровал в управление видимый мир.

Подобие – возможность уподобиться Богу, стать богоподобным – святым. Богоподобие – цель человеческой жизни.

  • С т.з. Божественного замысла о человеке, святой – это не сверхчеловек, это нормальный человек.
  • Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего – любовь, «совокупность совершенства».
  • Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.
  • Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Практические советы

Издревле окончания молитв произносятся священнослужителями громче, как знак народу. На каждую молитву, произносимую в алтаре, должны отвечать молящиеся в храме. Название лик (народ) удержалось до нашего времени в богослужебных книгах, хотя вместо всего народа на возгласы священника и дьякона ответные песнопения чаще всего поются уже не всеми, а лишь избранными певцами. В некоторых храмах поют все, и наш патриарх подчеркивает важность общенародного пения.

  • Каждый возглас священника должен запечатлеваться словом "Аминь" (евр. истинно).
  • "Мир всем", – говорит священник; "И духови твоему", – отвечает народ.
  • "Благодать со всеми вами", – возглашает священник; "И со духом твоим", – отвечает народ.
  • Иногда священник просит благословения у народа: "Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...", на что народ отвечает: "Бог да простит ти, отче святый" (Повечерие, полунощница).

Случайный тест