Литургия Преждеосвященных Даров

Афиноген

Священнослужители входят в алтарь. И это тоже несет большую символическую богословскую нагрузку. «Обратный восход и вхождение в алтарь означает то, что Христос взялся от земли и с воспринятою Им плотию восшел туда, где был; принеся Себя в жертву за нас, вознес и освятил нас» (св. Симеон Солунский).

Хор поет в это время песнопение «Свете Тихий».
Оно – о Христе: «Свете Тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит!»

Это очень древний гимн, сочиненный, вероятно, во II–III веках. Традиционно его авторство приписывают Софронию, патриарху Иерусалимскому, но гимн этот был известен за столетия до патр. Софрония. Есть мнение, что он может принадлежать апологету и мученику II века Афиногену.
Вот что мы читаем у св. Василия Великого, который знал этот гимн уже в IV веке: «Отцы наши не хотели принимать в молчании благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили благодарение. Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, которые читаем … впрочем, народ повторяет древний голос и никому не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: хвалим Отца, Сына и Святого Духа Бога.
Если бы кто знал и гимн Афиногена, который он, вместо предохранительного врачевства, оставил ученикам, когда сам поспешал уже ко всесожжению, тот узнал бы и мысль мучеников о Духе».

Затем священник с диаконом встают на Горнем месте. Священник дает благословение верующим: «Мир всем».
Диакон приглашает всех быть внимательными возгласом: «Вонмем!» (то есть: «Внемлите»).
Чтец произносит прокимен перед чтением паремий – отрывков из книг Ветхого Завета.
Слово «прокимен» означает «предваряющий» и служит как бы кратким эпиграфом к последующим за ним чтениям из Священного Писания.



Все фотографии галереи