На фотографии – момент богослужения Родительской субботы.
Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных.
Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.
Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней
особенного поминания усопших.
Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота
Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха.
То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.
А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных?
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста
В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница
Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме).
Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота
Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы.
В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших:
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота
Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере.
Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поминовения усопших воинов
В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Это суббота перед 9 мая, Днем Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. По уже сегодняшней традиции, для удобства верующих, поминание с субботы накануне 9 мая переносится на сам день 9 мая.
Последний день поминовения показывает, что на наших глазах творится церковная история. Сегодня мы вспоминаем всех воинов, «за веру и отечество погибших», 9 мая, а до революции для поминания павших на полях сражений воинов был назначен иной день. Указом императрицы Екатерины II этим днем стал считаться праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (в память войны с турками и поляками в 1769 году). Сегодня особые панихиды по воинам служат в немногих храмах, да и мало кто из верующих помнит об обычае екатерининской поры. Хотя... нынешняя история связала день 11 сентября с другим страшным событием, произошедшим на другой стороне земного шара, в Нью-Йорке…
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ:
И, конечно, поминая покойных, мы не можем не вспоминать еще одну дату. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Неба есть обретение.
Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни... «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский).
Но вернемся к теме церковного поминания.
В день поминания верующие люди приносят в храм не только записки с просьбой помянуть почивших, но и… продукты питания. Зачем? Об этом позже.
Голгофа и канун
Все фотографии галереи