Богоро́дичен — песнопение в честь Богородицы, входящее в состав церковных служб; различаются между собой не только содержанием, но и местом в составе суточного, седмичного и годового богослужебных кругов.
В «Зеленых Минеях» и в Ирмологии некоторые богородичны помещены в 4 приложения и распределены по гласам:
- Богородичны, пое́мые после стихир в воскресные и некоторые праздничные дни — взяты из воскресной службы Октоиха (догматики и богородичны после стиховных стихир).
- Богородичны, поемые после стихир в будние дни (здесь указываются дни седмицы). В Октоихе — это богородичны после стиховных стихир вечерни и утрени соответствующих дней.
- Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) в воскресные и некоторые праздничные дни. В Октоихе — это богородичны великой вечерни после воскресного тропаря соответствующего гласа. Также они приводятся в Типиконе (глава 53).
- Богородичны, поемые после тропарей (отпустительные) в будничные дни. Как правило, сюда включены избранные Богородичны из Октоиха, которые там находятся после седальнов по кафисмам. Так как седальны близки к тропарям, то и Богородичны седальнов используются после пения тропарей. Это же приложение дублируется полностью в Типиконе, см. глава 57.
Особую группу богородичных составляют богородичны догматики, кратко излагающие представленные в них догматические истины, исповедуемые и хранимые Церковью. Догматики находятся в 1-м приложении, это – первый Богородичен каждого гласа (например, в 1-м гласе «Всемирную славу…», 2-й глас — «Прейде сень законная…» и др.). Автором догматиков является преп. Иоанн Дамаскин. В нынешнем словоупотреблении «догматиком» называется только первый Богородичен воскресной великой вечерни, которые почти всегда (за редчайшими исключениями) поется на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в неделю. Кроме того, в книгах догматиками называются Богородичны воскресной малой вечерни, однако в практике они почти никогда не поются.
Еще одним специфическим типом Богородична является Крестобогородичен. Эти Богородичны всегда тематически связаны с крестными страданиями и отражают скорбь и плач Богоматери при Кресте с распятым на нём Искупителем, Её Сыном. Крестобогородичны читаются и поются только на вседневных богослужениях (то есть когда на утрене не поется славословие) в среду и пятницу, причем они отменяются в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников.
Без Богородичных читаются/поются только тропари Господу и Богородице. Тропарь (а также седален, светилен) святого всегда покрывается Богородичным. Только в Неделю праотец тропарь поется без Богородична (из-за того, что он – частично Господский по содержанию); можно считать это исключением.
Литература по теме
- Богородичны прот. Валерий Лукьянов
- Богородничен прот. Константин Никольский
- Приложение к Часослову:
- Богородичны воскресные
- Богородичны отпустительные
- Богородичны восьми гласов
- Типикон. Глава 57. Богородичны отпустительнии
Комментировать