Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В понедельник, Небесным чинам бесплотным

Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

показать все

Мученице Пелагии Тарсийской

Тропарь мученице Пелагии Тарсийской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Пелаги́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисус, Пелагия, взывает громким голосом: «Тебя, Жених мой, люблю и в поиске Тебя терплю страдания, и распинаюсь с Тобой, и погребаюсь в Крещении Твоем, и мучаюсь ради Тебя, чтобы царствовать у Тебя, и умираю за Тебя, чтобы жить с Тобой, но, как непорочную жертву, прими меня с любовью, пожертвовавшую себя Тебе». Ее молитвами, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак мученице Пелагии Тарсийской, глас 3

Вре́менная презре́вши/ и Небе́сных благ прича́стница бы́вши,/ вене́ц страда́ния ра́ди прии́мши,/ Пелаги́е всечестна́я,/ я́ко дар принесла́ еси́ кро́вныя пото́ки Влады́це Христу́./ Моли́ от бед изба́вити нас,// твою́ па́мять почита́ющих.

Перевод: Презрев все временное (преходящее) и быв причастницей Небесных благ, приняв мученический венец, Пелагия всеми почитаемая, как дар принесла ты потоки крови Владыке Христу. Моли избавить нас от бед, почитающих твою память.

Преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским

Тропарь преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским, глас 1

Послу́шаша Госпо́дня гла́са,/ до́брии рачи́тели бы́вше,/ благи́й Его́ яре́м на ся взе́мше,/ усе́рдно понесо́сте/ и по́стничества путь дости́гше,/ преподо́бнии отцы́, святи́и чудотво́рцы,/ во́ини Небе́снаго Царя́ Христа́,/ Ники́то, Кири́лле, Ники́форе, Кли́менте и Исаа́кие,/ сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы/ венцы́ неувяда́емыми увязо́стеся, и Небе́сною сла́вою оде́ястеся,/ и чудотворе́нии обогати́стеся,/ те́мже и о нас моли́ти не преста́йте,/ да полу́чим ве́чных благ,/ мы же си́це взыва́ем:/ сла́ва Да́вшему вам к по́двигу кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему вас,// сла́ва Даю́щему ва́ми всем исцеле́ния.

Перевод: Послушав глас Господа, настоящими поклонниками будучи, благое Его иго подняли (Мф.11:30), усердно понесли и путем постничества достигли, преподобные отцы, святые чудотворцы, воины Небесного Царя Христа, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий, потому от Вседержительной десницы украсились неувядаемыми венцами, и Небесной славой облеклись, и даром чудотворений обогатились, поэтому и о нас не переставайте молить, чтобы мы получили вечные блага, мы же так взываем: «Слава Давшему вам силу для подвига, слава Венчавшему вас, слава Дающему через вас всем исцеления».

Кондак преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским, глас 8

Благода́ть прие́мше исцеле́нием, / простира́ете здра́вие су́щим в боле́знех, / преподо́бнии отцы́ и чудотво́рцы сла́внии, / Ники́то чу́дне, и Кири́лле блаже́нне, и Ники́форе прече́стне,/ Кли́менте свя́те и Исаа́кие преподо́бне, / но моли́твами ва́шими проти́вных шата́ние разори́те, / и боле́зни на́ша исцели́те, / и грехо́в проще́ние испроси́те, / да благода́рне воззове́м вам: // ра́дуйтеся, вели́кому Новугра́ду похвала́ и утвержде́ние.

Перевод: Благодать получившие исцелений, подаете здоровье больным, преподобные отцы и чудотворцы славные, Никита дивный, и Кирилл блаженный, и Никифор досточтимый, Климент святой и Исаакий преподобный, но молитвами вашими восстания на нас противников расстройте, и болезни наши исцелите, и грехов прощение испросите, да благодарно воззовем к вам: «Радуйтесь, Великого Новгорода честь и сила».

Ин тропарь преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским, глас 8

Свети́льницы све́тлии я́вльшеся,/ добро́ту земну́ю му́дренно оста́виша,/ и всю доброде́тель извы́кли есте́,/ и обрето́ша безсме́ртие,/ посто́м и бде́нием и про́чим воздержа́нием себе́ приноша́ху,/ и ны́не со А́нгелы на Небесе́х Престо́лу Христо́ву предстои́те,/ моли́теся Бо́гу, му́дрии,/ Ники́то, Кири́лле, Ники́форе, Кли́менте и Исаа́кие преподо́бнии,/ умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша, пою́щих,/ и согреша́ющим оставле́ние грехо́в дарова́ти,// чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Светильниками яркими вы стали, земные блага мудро оставив, и всем добродетелям научившись, обрели бессмертие, постом и бдением и прочим воздержанием в жертву себя принося, и ныне с Ангелами на Небесах перед Престолом Божиим предстоите, молитесь Богу, мудрые, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий преподобные, умиротворить мир и спасти души наши, воспевающих, и согрешающим прощение грехов даровать, чтущим святую память вашу.

Ин кондак преподобным Никите, Кириллу, Никифору, Клименту и Исаакию, братьям Алфановым, Новгородским, глас 8

К Бо́гу все свое́ у́мное жела́ние впери́сте/ и к Тому́ невозвра́тно от души́ после́довали есте́,/ а́нгельское житие́ на земли́ пожи́вше,/ и мно́гим бы́сте путь ко спасе́нию,/ отсю́ду же и Христо́с вас просла́ви и да́ром чуде́с обогати́,/ те́мже вси, притека́юще к моще́м ва́шим, зове́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́, Ники́то, Кири́лле, Ники́форе, Кли́менте и Исаа́кие,// моли́твенницы те́плии о душа́х на́ших.

Перевод: К Богу всю свою духовную волю устремили и Ему необратимо от души последовали, подобно Ангелам на земле прожив, и для многих были путем ко спасению, благодаря этому и Христос вас прославил и даром чудотворений обогатил, потому все, припадающие к мощам вашим, взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий, молитвенники горячие о душах наших».

Мысли свт. Феофана Затворника

(Деян.6:8–7:5, 47–60; Ин.4:46–54)

Св. Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет... Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?». Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Как это совершается – непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13)

Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито – и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.

Притча дня

Святого Исаака Сирина однажды спросили:
– Что всего дороже для человека?

– Его внутренний мир, – не раздумывая, ответил святой. – Не отдавайте свой внутренний мир ни за что на свете! Примирись с самим собой, и помирятся с тобой и земля, и Небо.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Основы православия

Тема 137. Библия и Церковь.

Один православный священник рассказывал такую историю. На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите, я расскажу вам о церкви, которая основана на Библии?» На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам о Церкви, которая написала Библию?». Не Библия породила Церковь, а Церковь – Библию.

Вы, наверное, слышали такое утверждение: «Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии». На это следует уточнить: «А как появилась Библия? Ведь Христос не оставил нам книг. Более того, возникают вопросы: кто в продолжении 1,5 тысячелетий собирал это множество книг боговдохновенных авторов, кто утвердил состав (канон) именно этих книг?». И не наивно ли утверждать, что премудрый Бог дал Откровение и не объяснил как его толковать?
Христос основал Церковь, которая утвердила священный канон. Книги Библии писались прежде всего для верующих (общин верующих, всей Церкви). Поэтому понять и вместить духовный смысл Св. Писания можно только в Церкви (под руководством Церкви).

Вспомним окончание Евангелия по Луке, где воскресший Христос явился апостолам: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний». Не дал новую информацию, а отверз ум, т.е. дал благодать для правильного понимания! По словам апостола: …никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым…» (2Пет.1:20-21).

Попытки внецерковного постижения Библии опасны тем, что приводят к заблуждениям и ересям. По словам свт. Василия Великого «все ереси выросли из Библии».

Самый первый протестант Мартин Лютер поговаривал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Писание не только в словах, а в их понимании, интерпретации. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что дьявол искушал Христа именно цитатами из Библии, вкладывая в священные строки искажённый смысл. Если вы ведёте дневник, то кто кроме вас сможет верно объяснить его содержание? Точно так же правильное понимание духовного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он открывает его.

Писание, как часть Св. Предания (опыта Церкви), толкуется Св. Преданием (всем опытом Церкви; можно сказать, что Св. Предание – это инструкция к Библии). У протестантов лозунг: Писание толкуется Писанием. И они сами себя обличают этим утверждением, т.к. у них нет единого учения, а есть тысячи разных общин со своими интерпретациями священного церковного текста. Если не требуется Предание, то, казалось бы, куда проще: читай Библию и живи, как там написано. Но так не получается, и каждый интерпретирует Писание по-своему. Эта интерпретация и есть, собственно, предание.

Практические советы

Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди?

Тайна исповеди относится ко священнику. Но и исповедующемуся не следует разглашать личные рекомендации священника. С близкими людьми можно поделиться лишь советами общего характера.

Случайный тест