Array ( )

Проскомидия

каждение

После того как дискос с Агнцем и Чаша с вином покрыты, диакон, испросив благословение священника, совершает каждение всего храма.
Начинает он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей.
Это очень интересный и древний обычай.
На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу.

– Уже не первый раз диакон кадит. А зачем мы кадим? Богу это нужно?
– Мы кадим, выражая благоговение перед Богом. И делается это, безусловно, не для Бога, а для нас.
«Обоняние – одно из пяти человеческих чувств и самое сильное из пяти, поскольку самое бессознательное. Почувствовать, учуять что-то – значит получить некую иррациональную уверенность в том, что невозможно доказать. Кроме того, запах – это знак присутствия, след, который оставляет за собой всякое живое существо. Поиск того, что скрыто от глаз, охота, выслеживание требуют чуткого обоняния. И когда мы устремляемся на поиски Бога, Он тоже оставляет нам знаки Своего таинственного присутствия – летучие и трудноуловимые, но реальные» (свящ. П. Дюмулен).

Издавна благовоние служило способом любовного общения мужчины и женщины:

Ласки твои лучше вина.
От благовония мастей твоих
имя твое – как разлитое миро,
поэтому девицы любят тебя (Песн. 1, 1–2),


– говорит жениху возлюбленная. И тот отвечает ей:

О, как любезны ласки твои,
сестра моя, невеста!
О, как много ласки твои лучше вина,
и благовоние мастей твоих
лучше всех ароматов!
…Благоухание одежды твоей подобно
благоуханию Ливана!
(Песн. 4, 10–11).


Если мы вспомним, что книга Песнь Песней, полная прекрасных эротических образов, на самом деле вошла в Библию не как памятник любовной лирики, а как поэма об отношении человеческой души (невесты) с Богом (Женихом), то станет понятно: сладкий аромат благовоний в Библии – это знак любви, доверия, нежности.

За несколько столетий до Рождества Христова, Бог устами пророка Малахии, восклицает: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему…» (Мал. 1, 11). И, словно слыша поступь верблюдов, везущих новорожденному Христу дары: благовония и золото, Исаия пророчествует: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6).

Наступает долгожданное время прихода в мир Сына Божия. И тут можно сказать, что весь Новый Завет заключен между двумя ароматами: фимиамом, принесенным в дар к Рождеству Христову, как предсказывали то пророки, и благовониями, предназначенными для погребения Спасителя.
Для христианина принесение ароматов Богу, каждение – знак любви к Нему и благоговейного почитания. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое», – молится псалмопевец Давид (Пс. 140, 20).
А тайновидец Иоанн, автор Апокалипсиса, приобщенный Боговидению и знанию судеб мира, сообщает нам о небесном Богослужении так: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом… И пришел иный Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела» (Откр. 8, 2–4).

Сам Христос показал нам истинный пример поклонения Богу, предав «Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 2). Вся жизнь Христова была непрестанным приношением любви, угодным Богу, истинным благоуханным каждением.
Каждый человек, вступающий в Церковь, на служение Богу, также помазывается благовонным маслом – Св. Миром. Христианин – это помазанник Христа, а значит, как и наш Спаситель, мы должны быть благоуханием пред Лицом Божиим. Об этом очень выразительно сказал Ап. Павел: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2, 14–16).

Таким образом, кадильное воскурение – больше, чем жертва, чем символический дар Богу. С одной стороны, кадильный аромат свидетельствует о всепроникающем сладком присутствии Господнем в нашей жизни, с другой – это напоминание нам, христианам, какой должна быть наша жизнь. А она должна быть жертвенной, как жертва кадильная, чистой, как чиста кадильная смола, ароматной, как ароматен фимиам.
Еще раз вспомним радикальные слова Ап. Павла, что Бог «дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте», то есть, мир узнает через благоухание нашей жизни о Боге, и наша жизнь, наше благоухание «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». Кто-то через наш пример приходит к Богу и приобщается к вечной жизни, а кто-то – бежит от Бога, прячется от благодати, делает свой выбор – жить без Бога.



Все фотографии галереи