- Прп. Макария Великого, Египетского (390–391)
- свт. Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444)
- блж. Фео́дора Новгородского, Христа ради юродивого (1392)
- прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI)
- Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII)
- прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV)
- Обре́тение мощей прп. Са́ввы Сторожевского, Звенигородского (1652)
- мц. Евфраси́и девы (303)
- прп. Макария Александрийского, иеромонаха (394–395)
- свт. Арсе́ния Керкирского, архиепископа (ок. 953)
- прп. Анто́ния Мартко́пского, столпника (VI) (Груз.)
Богослужения
Каноны
- Савве Сторожевскому, Звенигородскому, прп.
- Макарию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, прп.
- Феодору, Христа ради юродивому, Новгородскому, блж.
- Марку Евгенику, митрополиту Ефесскому, свт. (2‑й)
- Марку Евгенику, митрополиту Ефесскому, свт.
- Макарию Великому, Египетскому, прп.
- Святым апостолам
- Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу, свт.
Притча дня
Когда одного старца спросили, почему он ушёл из мира, тот ответил так:
– Пока слово не произнесено, оно – узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнёс его. Я часто раскаивался в том, что говорил, но ни разу не сожалел о том, что молчал.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 32. Какие аналогии Св. Троицы используются в богословии для лучшего уяснения догмата?
Бог нам открыл, что Он троичен в Лицах. Тайну троичности мы можем описывать лишь образно (при помощи образов, аналогий из окружающего мира):
- Источник воды, происходящий из него ключ и собственно реку.
- Солнце и исходящие из него свет и тепло.
- Корень – стебель – крона.
- Адам, Ева и их сын Сиф. Они единосущны. При этом Адам не рождён (образ Бога Отца), Ева создана из ребра (образ исхождения Св. Духа), Сиф рождён (образ рождения Бога Сына).
- Рождение человеческим умом мысли (мысль – непроизнесённое слово), которая выражается посредством дыхания (голоса). Бог Отец (Ум) рождает в вечности Слово, выразителем и сопроводителем Которого является Святой Дух.
См. Аналогии Пресвятой Троицы в мире в изъяснении святых отцов.
Практический совет
Существуют два важных понятия православной аскетики: очищение ума и хранение ума, что можно назвать гигиеной ума (информационной гигиеной). То, что мы видим, слышим, о чём читаем — может влиять на наш ум, на наши мысли. Например, если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, либо участвовать в шумном застолье, то впоследствии будет трудно настроиться на внимательную и сосредоточенную молитву. В данном случае можно провести аналогию с питанием: мы обычно тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств (у души 5 духовных «пищеводов», основной — зрительный, затем слуховой). Как плохой пищей, так и вредной информацией можно отравиться ментально и эмоционально.
На богослужении же наше зрение освящает великолепие храма (мы видим перед собой иконы – зрим на лики святых), слух наш принимает духовное пение и чтение, обоняние – фимиам. Таким образом, мы концентрируемся на божественном и им наполняем свою душу. Поэтому перед Причастием, например, неуместны весёлое застолье, футбол или фривольная светская книга.