Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Утр.: Мк.16:9-20 (зач. 71). Лит.: 1Тим.1:15-17 (Недели 31-й) (зач. 280 от полу). Лк.18:35-43 (Недели 31-й) (зач. 93). Прп. и мч.: Евр.11:33-12:2 (зач. 330). Лк.12:8-12, или прп (зач. 64). Максима Грека: Гал.5:22-6:2 (зач. 213). Лк.6:17-23¹, (зач. 24).

¹ - Чтения прп. Максима Грека читаются, если ему совершается служба.

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

На Тебя уповаю

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его. 

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Притча дня

Мягкое слово Божие и грубое сердце

Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:
– Вода по свойству своему мягка, а камень – тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

(Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 70, скромному человеку, который покаялся в том, что согрешил словом)

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Василий Михайловский.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Сщмч. Фаддей (Успенский).
Игумен Никон (Воробьев).
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).
Прот. Димитрий Смирнов.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 34.  Божественные имена.

Среди Божественных имен различают те, которые относятся к Богу-Троице (общие Божественным Лицам), и те, которые принадлежат только тому или иному Божественному Лицу.

Общие (трем Лицам) Божественные имена суть имена, указывающие на те или иные стороны Божественного всесовершенства, на те или иные существенные свойства Божьи, на те или иные деяния Божьи. К таким именам относим, в частности: Сущий (Исх.3:14), (на иконах Христа это имя вписано в Его нимб), Вечный (Дан.13:42), Любовь (1Ин.4:8), Творец (Иудиф.9:12), Вседержитель (Руф.1:20), Врач (Иер.33:6).

Имена, принадлежащие тому или иному Божественному Лицу, указывают на особенности этих Лиц. Имя «Отец» принадлежит Богу Отцу и указывает на Него как на Родителя Сына. Имя «Сын» принадлежит Его Единородному Сыну и подчеркивает, что Он имеет бытие от Отца через рождение (рождается в вечности от Отца). Имя «Святой Дух» принадлежит третьему Лицу Пресвятой Троицы.

Некоторые имена могут использоваться как в отношении конкретного Божественного Лица, так и в отношении Бога вообще. Например, имя «Отец» может прилагаться к Богу вообще (к Пресвятой Троице), когда речь идёт об отеческом отношении Господа к человеку (в этом контексте люди могут именоваться сынами Божьими (по благодати)). Сын Божий иногда именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24), однако необходимо помнить, что премудрость — это и сущностное свойство Божье (сущностное свойство Отца и Сына, и Святого Духа).

См. Божественные имена.

Практические советы

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему – привлёк благодать Божью.

Аскетизм – только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист – силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать – её потерю или приобретение.

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист