Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

Утр.: Ин. 20:1–10 (зач. 63). Лит.: Кол. 3:4–11 (Недели 29-й)¹, (зач. 257). Лк. 14:16–24 (Недели 28-й)², (зач. 76).

¹ - В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.).
² - В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.).

Евангелие и Апостол дня

Ин.20:1-10
Кол.3:4-11
Лк.14:16-24
Загадки Библии

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Воскресный

Тропарь воскресный, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Кондак воскресный, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.

показать все

Святым праотцам

Тропарь святым праотцам, глас 2

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь,/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Перевод: Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, – без семени Родившая Тебя. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак святым праотцам, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

Перевод: Рукотворному образу не поклонившись, но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Мученикам Фирсу, Левкию, Каллинику и иже с ними

Тропарь мученикам Фирсу, Левкию, Каллинику и иже с ними, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ и́муще бо кре́пость Твою, мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Фирсу, Левкию, Каллинику и иже с ними, глас 2

Благоче́стия ве́ры побо́рницы, злочести́ваго мучи́теля оплева́вше,/ обличи́сте зверообра́зное его́ кровопроли́тие,/ и победи́сте того́ я́ростное противле́ние,/ Христо́вою по́мощию укрепля́еми, Фи́рсе и Ле́вкие,// с пострада́вшими, о нас моли́теся.

Перевод: Благочестия и веры защитники, нечестивого мучителя укорив, вы обличили его зверские кровопролития и победили его яростное противоборство, укрепляемые Христовой помощью, Фирс и Левкий, вместе с остальными мучениками, о нас молитесь.

Мысли свт. Феофана Затворника

(Кол.1:12–18; Лк.14:16–24)

«Много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Званные – это все христиане, избранные же – это те из христиан, которые и веруют, и живут по-христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце, с самого детства проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристиан­ские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. 

И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века – противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться...

Притча дня

Пришла на ум дереву мысль – без корней жить.
– Зачем они мне? Черные, грязные, да и ходить, где я хочу, мешают!
Дернулось дерево, освободилось от корней и стало ходить, где хочет, и делать, что пожелает.
Одна беда – недолго ходило. Вскоре высохло и погибло.
Оно ведь даже не подозревало, что в корнях была вся его сила и жизнь!

монах Варнава (Санин)

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Практические советы

Всем ли просящим следует давать деньги?

Милосердие – это практическая реализация главной заповеди о любви к Богу и ближнему. Если делать акцент на чисто человеческие отношения, то будет много сомнений в том, кому подавать. Если же делать акцент на отношения с Богом, то давать нужно всем. Другое дело, что размер помощи остаётся на наше усмотрение. 

Можно рассуждать и так: жертва – это проявление любви. Даже, если мы потеряем какую-то сумму денег, пожертвовав её не тому, кто действительно нуждается, то нашу любовь у нас точно никто не отнимет!

В церковном календаре семь святых с титулом «милостивый». В житии одного из них, святителя Иоанна Милостивого, описан случай, когда нищий подходил к нему несколько раз подряд и каждый раз получал милостыню. «Не Христос ли искушает меня», отвечал он помощникам, призывавшим прогнать нищего. Для святителя милосердие было не просто экономическими отношениями между людьми, а прежде всего отношениями со Христом, Которого он видел в каждом нищем.

Случайный тест