Святой Афон

Ивер­ский монастырь 

Итак, мы в Ивер­ском мона­сты­ре, как он назы­ва­ет­ся на Афоне, в Иве­роне.

Мона­стырь этот посвя­щен Успе­нию Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, и был осно­ван он тыся­чу лет назад, в кон­це деся­то­го века на месте древ­ней лав­ры, назы­вав­шей­ся Кле­мен­тос. Лав­ра, по-види­мо­му, сто­я­ла на месте какой-то очень древ­ней куль­то­вой построй­ки, так как алтар­ная часть хра­ма поко­ит­ся на камен­ном моно­ли­те, какие в дохри­сти­ан­ские вре­ме­на кла­ли в осно­ва­ние язы­че­ских хра­мов.
Пер­во­на­чаль­но мона­стырь был гру­зин­ским, но уже в 14‑м веке он, ука­зом пат­ри­ар­ха, был пере­дан гре­кам. На про­тя­же­нии веков Иве­рон (от «Иве­рия» – древ­не­го назва­ния Восточ­ной Гру­зии) силь­но стра­дал от набе­гов пира­тов, ара­бов. Он несколь­ко раз пере­жи­вал пери­о­ды как сво­е­го подъ­ема, так и уни­чи­же­ния. В послед­ний раз мона­стырь вос­ста­нав­ли­ва­ли в 1865 году, когда после пожа­ра от него оста­лось лишь пепе­ли­ще.

Собор Ивер­ско­го мона­сты­ря, посвя­щен­ный Успе­нию Божи­ей Мате­ри, был постро­ен в пер­вой поло­вине один­на­дца­то­го века. Он при­ме­ча­те­лен сво­им вели­ко­леп­ным мра­мор­ным полом и бога­той резь­бой ико­но­ста­са с ико­на­ми Хри­ста и Божи­ей Мате­ри, авто­ром кото­рых, явля­ет­ся вели­кий визан­тий­ский ико­но­пи­сец Фео­фан Крит­ский. В собо­ре есть шест­на­дцать неболь­ших часо­вен, в кото­рых хра­нят­ся потря­са­ю­щие по сво­ей духов­ной зна­чи­мо­сти свя­ты­ни. Это мощи Апо­сто­лов Пет­ра, Луки и Вар­фо­ло­мея, свя­ти­те­лей Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ско­го, Васи­лия Вели­ко­го, Иоан­на Зла­то­уста и про­чих свя­тых. В древ­ней стек­лян­ной ампу­ле, един­ствен­ной в мире, хра­нит­ся высох­шая кровь Апо­сто­ла Пет­ра, собран­ная хри­сти­а­на­ми во вре­мя муче­ни­че­ской кон­чи­ны Пер­во­вер­хов­но­го Апо­сто­ла.

Во дво­ре мона­сты­ря сто­ят часов­ни свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и Бого­ма­те­ри «Вра­тар­ни­ца». В послед­ней пре­бы­ва­ет одно­имен­ная чудо­твор­ная ико­на (назы­ва­е­мая еще «Ивер­ская»).

А теперь – несколь­ко слов об иконе. Это та самая ори­ги­наль­ная чудо­твор­ная ико­на, кото­рая послу­жи­ла про­то­ти­пом вели­ко­го мно­же­ства иных чудо­твор­ных Ивер­ских икон.
В 9‑м веке, во вре­мя тор­же­ства ико­но­бор­цев, когда свя­тые ико­ны уни­что­жа­лись, некая жен­щи­на, не желая отдать ико­ну на пору­га­ние, пусти­ла ее по вол­нам моря. Что про­ис­хо­ди­ло с ико­ной две­сти лет, неиз­вест­но, но в 11‑м веке мона­хи Иве­ро­на уви­де­ли в море ико­ну, как бы паря­щую над вол­на­ми. Ее под­дер­жи­вал огнен­ный столб. Один из стар­цев мона­сты­ря, пре­по­доб­ный Гав­ри­ил Свя­то­го­рец, полу­чил во сне откро­ве­ние при­не­сти ико­ну. Он пошел по воде и при­нес ико­ну в мона­стырь.

При вступ­ле­нии стар­ца с ико­ной на берег из зем­ли забил ключ чистой воды, что было вос­при­ня­то как бла­го­сло­ве­ние от Бого­ма­те­ри. Источ­ник этот суще­ству­ет и поныне.

При­не­сен­ную ико­ну поме­сти­ли в хра­ме, но утром она была обна­ру­же­на вися­щей над вра­та­ми оби­те­ли. Ико­ну вер­ну­ли в храм, но утром она опять была над вра­та­ми.
На этом месте ико­ну и оста­ви­ли, назвав Вра­тар­ни­цей, или При­врат­ни­цей (от греч. «Пор­та­и­тис­са»). Этим самым Бого­ма­терь дала знак, что она берет мона­стырь под Свое покро­ви­тель­ство. И дей­стви­тель­но, несмот­ря на все испы­та­ния, жизнь в мона­сты­ре не пре­кра­ща­лась за эту тыся­чу лет ни на один день.
Впо­след­ствии для ико­ны, что­бы убе­речь ее от похи­ще­ния, от осквер­не­ния, постро­и­ли отдель­ный храм рядом со вхо­дом в мона­стырь. Там она нахо­дит­ся и поныне.

Мы в самом мона­сты­ре. Он уютен и при­вет­лив. Здесь мож­но поси­деть на ска­мей­ке, и тебя уго­стят тра­ди­ци­он­ным афон­ским лаком­ством: узо, луку­мом, кофе. Мож­но помо­лить­ся в одном из мно­же­ства хра­мов и часовен.



Все фото­гра­фии галереи
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки