Array ( [_gcl_au] => 1.1.1248425490.1708594157 [_ga] => GA1.2.1521071517.1708594158 [_ym_uid] => 1708594158174681162 [_ym_d] => 1708594158 [wpglobus-language-old] => ru [wpglobus-language] => ru [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S [_gid] => GA1.2.108384340.1714031023 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Литургия оглашенных

ектения

Первая ектения Литургии, на которую невозможно не обратить внимание. Но о чем она? Какие-то древние понятия, далекие от нас реалии… И, как всегда, старинный язык, которого многие современные люди побаиваются.
Тем не менее, ектения эта актуальна для нас в каждом своем слове!

Немного поговорим об этой, первой, ектении Литургии.

Миром Господу помолимся!

Много раз за Литургией священник желает прихожанам «мира». «Мир всем!» – говорит священник и осеняет людей крестным знамением; диакон многократно призывает молиться об этом же: «Паки и паки, миром Господу помолимся…» Вот и первая ектения, которой открывается богослужение, начинается с этих слов. Что это за «мир»?..
Это покойное состояние души. Покойное оттого, что ты знаешь: ты – в Руке Божией и храним Им, что без воли Божией с твоей головы не упадет даже волос! Об этом мире, который навсегда останется с учениками Христовыми, несмотря на то, что видимым образом Господь не будет с ними, говорил Спаситель незадолго до смерти: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14, 27).

Чтобы мы помнили, откуда мир, Кто его дает, диакон и напоминает во втором прошении ектении:

О Свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся.

Свышний – сходящий с Неба, от Бога.
От лица верующих на каждое прошение хор отвечает: «Господи, помилуй». Помилуй – это не просто «защити, сохрани» или что-то подобное. Греческое Кyrie eleison (прошение Господи помилуй по-гречески звучит как Кирие елейсон) имеет основой слово «елей», то есть, масло. Елейсон значит дословно: возлей елей на раны, сжалься, исцели, уврачуй, смягчи боль…

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Это прошение более сложное, чем кажется на первый взгляд. Его мысль – послушание всего творения Богу и стремление к единству с Ним. Состоит это прошение из трех маленьких частей, каждая из которых имеет свой смысл:

О мире всего мира...
Под всем миром следует разуметь все творение – полноту мироздания Небесного (Ангелы) и земного (человек и Вселенная). Какого мира мы ему желаем? Мира с Богом.

…благостоянии Святых Божиих Церквей…
Мы просим Бога сохранить в Истине и послушании Богу (у нас это выражено как стояние во благе (благостояние) все Православные Поместные Церкви.

…и соединении всех
Более точный перевод – о единении, единстве всех. Что это значит? Не о соединении ли с иноверными, или с теми, с кем мы в ссоре, молимся мы? Нет, по смыслу слов, употребленных в греческом оригинале, мы молимся о примирении творения с Богом. Мы молим Владыку мира, чтобы Ему были послушны – едины с Ним, все существа в мире Небесном и в мире земном. Но как же просить о том, что уже произошло: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5, 19)?.. Во-первых, не все творение покорилось благодати, многие люди еще и сегодня живут без Бога; во-вторых, своей молитвой мы просим Бога поддержать то единство, которое уже осуществилось. Чтобы ни сатана, ни злая человеческая воля, ни что-то еще этого единства с Богом не нарушали.

Ненавидящий Бога сосед по коммунальной квартире, ироничный начальник, заставляющий вас на корпоративе есть в постный день торт, теща или свекровь, говорящая – «ты фанатик, так детей не тяни в свою православную секту…» – в рамках нашего, узкого быта…
Мучители и убийцы христиан в азиатских странах, все враждующие против Бога и Истины, устраивающие гей-парады и обклеивающие автобусы плакатами атеистического содержания – в рамках нашего мира…
Озлобленные бесовские миры, звездные системы, подчиняющиеся неким бездушным законам, энтропия как закон Вселенной – во вселенском и сверхвселенском масштабе.
О их вразумлении, и примирении Космоса с Богом мы молимся этим прошением.

От глобальных прошений – о судьбах мира и всех Церквей мира – мы переходим к частным молениям о нуждах общины, прихода.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем, Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем, Преосвященнейшем (имя и титул епархиального архиерея), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся».

Христианин живет в конкретной стране в конкретное время. И он молится о своей стране, о властях и воинах. Если к власти приходит узурпатор, гонитель истины и закона, то вторая часть прошения может опускаться.

О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

Не только глобальные нужды Церкви, государства, общества – в фокусе молитвенной заботы составителей Литургии. Это и каждый человек, с его конкретными нуждами. От хорошей погоды зависит урожай, а это, особенно в древности, – средство к существованию. Поэтому, уже начиная Литургию, мы просим Бога, чтобы Он послал миру хорошую погоду, изобилие земных плодов, мир на земле.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

И здесь же – нужды разных членов Церкви. Кто-то трудится на корабле (особенно опасное занятие в древности), кто-то отправляется в путешествие, кто-то не может прийти на службу, потому что болеет, а кто-то – в плену или в заключении. Когда мы говорим о плененных, следует помнить, что здесь имеются в виду не уголовные преступники, в нашем понимании, а невинно осужденные люди. Это прошение ектении было составлено во времена Византийской империи. Христиан тогда похищали и продавали в рабство мусульмане или язычники (кстати, этим промышляли и древние славяне).

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Перечитаем слова последнего прошения: сами себе и весь живот наш, или, по-русски, сами себя и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. В этих словах заключен ответ на очень важный вопрос, который задают многие люди и сегодня: как относиться к тому, что с нами происходит?
Относиться, как к воле Божией, совершающейся в нашей жизни!

Я хочу привести замечательный пример из творений святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан рассказывает, как один языческий царь, когда буря застала его в море и корабельщики в страхе не знали, что делать, обратился к ним с горделивыми словами: «Чего боитесь? Вы везете великого царя!» Но это, замечает владыка Феофан, было не больше, чем пустые, заносчивые слова... А вспомним другой случай: Христос плывет с учениками через Генисаретское озеро. Начинается страшная буря, и Апостолы в ужасе взывают: «Наставник! Наставник! Погибаем!» И что мы читаем дальше? «Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина» (Лк. 8, 24). «Таким образом, – говорит св. Феофан, – только в отношении к Господу можно поистине сказать: чего боитесь? Господь с вами. Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: “аще… и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси” (Пс. 22, 4)».

…сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим! И предадим, и возблагодарим. За хорошее благодарим Господа, ибо хорошее – дар Божий. И за кажущееся плохим – тоже благодарим. Потому что то, что сегодня нам кажется плохим, через некоторое время может предстать в совершенно ином свете. Разве видит маленький ребенок за родительскими наказаниями педагогическую систему, которая приведет его к нравственному совершенству? И видит ли строитель какого-то узкого участка работы все огромное здание, спланированное мудрым архитектором?

Вот так и нам нужно учиться – именно учиться, ибо само собой это не придет, – доверять Богу во всем, что с нами происходит.

Произнося каждое прошение, диакон крестится и кланяется. У него в правой руке орарь – символ его служения и образ Ангельского крыла.

Я не знаю, в какие моменты богослужения надо креститься и кланяться, а в какие не надо. Как мне быть?
– Смотрите за диаконом. Когда он крестится и кланяется, так же делайте и вы.



Все фотографии галереи