На фотографии: Чтец произносит имена своих близких, а священник вынимает за них частицы.
Чувствуют ли что-то усопшие, о которых мы молимся за Литургией, о которых вынимаем частицы? Церковное Предание подтверждает, что это, несомненно, так. У блаженного Августина (V век) читаем: «Когда жертвы на Алтаре …об усопших приносятся, то за добрых бывают благодарением Богу, о не очень злых служат очищением их грехов, за очень же злых хотя никакой не приносят пользы мертвым, но составляют утешение для живых. Польза же жертв (то есть поминания на проскомидии. – прот. К.П.) состоит или в совершенном очищении грехов, или в облегчении осуждения».
Частично соглашаясь со св. Августином, Церковь идет дальше богомудрого отца. Даже и великим грешникам бывает облегчение от мук их, когда за них молятся, когда живые протягивают им руку любви!
Замечательный византийский мистик и богослов XIV века св. Николай Кавасила много говорит о важности поминания усопших за Литургией. Для них это такое же полноценное участие в Таинстве, как и для нас. Что ж из того, спрашивает св. Николай, что усопшие не имеют ног или рта и не могут причащаться осязаемо, как живые? «От чего же зависит освящение наше, от того ли, что мы имеем тело, что приходим ногами к Евхаристии, что берем руками Святые Дары, что принимаем их устами, что едим и пьем? Нет, ибо многие, у которых все это было и которые таким образом приступали к таинствам, не получили от того никакой пользы и отошли, подвергшись большему злу (то есть, осуждению. – прот. К.П.)». И далее святой отец спрашивает: «Так что же бывает причиною освящения для освящаемых? И чего требует от нас Христос? Это чистота души, любовь к Богу, вера, желание Таинства, ревность к причащению, горячее усердие и то, чтобы мы приходили с жаждою». Но, как мы знаем, это все принадлежит не телу, но душе. И, значит, душа, разлучившаяся с телом, также может воспринимать Святой Таинство. «Посему, – пишет св. Николай, – если души имеют готовность и расположенность к Таинству, а Господь, который освятил и совершил его, всегда желает освящать и хочет всякий раз преподавать самого Себя; то что может воспрепятствовать приобщению? Очевидно, ничто. ...Посему нет ничего необыкновенного в том, что Христос отрешившимся от тела душам, которых не мог обвинить ни в одном из подобных недостатков, преподает эту трапезу. Необыкновенно и чудно то, что человек тленный ест Тело нетленное. А что душа – существо бессмертное – приобщается соответственнейшим ей образом того, что бессмертно, – что в этом удивительного?»
А вот мнение об этом современника св. Николая, святителя Симеона, архиепископа Фессалоникского: «Через священные жертвоприношения …не только согрешившим и в покаянии отшедшим из тела подается отпущение и оставление грехов, и освобождение от муки, но и праведно пожившим и имевшим благий и богоугодный конец даруется большее очищение и возвышение, …близость и дерзновение к Богу, и обильнейшее просвещение от света Божия. …Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, и поминовение над нею отшедшего соединяет его с Богом и дает возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. Получая от сего величайшую пользу, не только те братия во Христе, которые преставились в покаянии, утешаются и спасаются, но и священные и боголюбивые души Святых получают великую радость, когда сии жертвы совершаются ради них, и в веселии ликуют ради сей святейшей Жертвы, теснее соединяясь со Христом и делаясь причастниками высшей чистоты и света, и преискренне приобщаясь даров Его, молятся за нас…»
Проскомидия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Все фотографии галереи