Рассказ математика-физика о пути к вере <br><span class="bg_bpub_book_author">Андрей Костко</span>

Рассказ математика-физика о пути к вере
Андрей Костко

Андрей Костко для «Азбуки веры»

У меня немало знакомых среди прихожан Свято-Николаевского собора в Вашингтоне. Когда я сказала, что собираю материалы для рубрики «Мой путь», мне друзья посоветовали обратиться к Андрею Костко, у несколько образований, технический склад ума, склонность к гуманитарной области, глубокий интерес к истории и архитектуре.

Мне 48 лет, крестился в 34 года. С самого раннего детства увлекался архитектурой вообще и особенно русской домонгольской архитектурой.

С седьмого класса ходил в клуб юного искусствоведа при музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Кроме того, с малых лет отдельно занимался историей и изучением техники иконописи древнерусских школ. Обязательно посещал выставки и экспозиции музея имени Пушкина. Видел там иконы, которые показывались, конечно, в те годы, как памятники культуры и живописи, тогда я не понимал конкретные концепции, порой не знал, кто из святых или какой праздник изображён на иконе. Безошибочно мог назвать лишь образ Христа или Пресвятой Богородицы. Мне очень импонировала духовная концепция Православия, не понимая деталей и не будучи тогда крещённым, испытывал безмерную духовную радость и теплоту.

В 24 года я приехал в США, по выходным и праздникам ходил в Свято-Николаевский собор в Вашингтоне. Но уходил со службы в конце её первой части, когда диакон восклицал: «Оглашении, изыдите!». Мое внутреннее состояние менялось в необъяснимую мне сторону при погружении в Божественную атмосферу Православного храма, лики святых мгновенно ассоциировались с конкретными периодами истории Византии или Руси по летописным источникам и книгам великих русских историков. Мне было приятно, спокойно послушать хор, молитвы верующих, постоять на службе, посмотреть на иконы. Мое увлечение архитектурой все больше переходило в византийско-русскую сторону, я начал планомерно изучать концепции византийской базилики и крестово-купольных храмов.

Я часто ездил в Москву, навещал отца, своих друзей. Один мой близкий друг – Алексей, мы учились вместе в МГУ, только он на историческом факультете, а я – на физическом, аккуратно меня подталкивал к необходимости принять крещение. Будучи глубоко Православным христианином, и на своем опыте изучив истинность Православия, в сравнении с другими религиозными течениями или ересями, Алексей проявлял невыразимую духовную силу и терпение в многочисленных дискуссиях со мной. Процесс моего пути к вере ускорился, когда Алексей женился на Ирине, женщине с глубочайшими чувствами смирения, кротости и любви к Богу, и необычайно глубокого внутреннего мира, чистым, ответственным отношением к вере. В её действиях никогда не было формализма или чего-то напоказ. Наверное, именно Ирина ещё больше меня подвигла к таинству крещения.

Она всегда при встречах говорила, что есть люди, которые верят с рождения сразу и всем сердцем, им не нужны какие-то доказательства, не нужна религиозная литература, это очень хорошо, а есть люди, которые приходят к Богу через изучение догматов, фундаментальной концепции, положенной ещё при формировании Апостольской церкви в Риме и Византии. Я всегда относил себя ко второй группe людей, поэтому при каждой встрече Ирина давала мне читать новые богословские книги. Это были труды св. Иоанна Лествичника, Феофана Затворника, св. Игнатия Брянчанинова, митрополита Сурожского Антония, и другие. Я погружался глубже и глубже в христианскую догматику. Поскольку у меня был всегда интерес к христианской архитектуре, искусству, то новая информация, почерпанная из трудов святых отцов, легла на прочный фундамент.

Наконец, в 34 года я принял крещение. Это было в храме в центре Москвы – Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Сам храм, построенный из красного кирпича, удивительной архитектуры. Прекрасно помню тот день, крещение было по всем православным канонам: в храме была купель для взрослых, меня трижды полностью, с головой, окунули в купель, потом я был завёрнут в полотенце, как младенец. Это произошло ранней весной, на улице было ещё холодно. Но состояние помню и по сей день: выхожу из храма и как будто лечу по воздуху: легко, ничего не мешает, никакой груз проблем или забот не находится в сознании. Светло и радостно было в день крещения. Приехал домой, поделился с отцом своей новостью. Папа был неверующим, но как мог радость разделил со мной.

Дальше безграничный мир Божественного бытия и необычайной духовной красоты веры стал открываться перед моим сознанием. Продолжаю изучать догматику, не первый год занимаюсь теологией, причём, чем больше рассматриваю теологические вопросы формирования Православных концепций, тем глубже понимаю, что такое Истина, данная нам Богом-Троицей, апостольский взгляд на жизнь христианина в Церкви.

У меня три образования: математическое, физическое, и в США я получил диплом мастера в сфере финансов. Основная профессия в Америке – финансист. Хотя был бы счастлив, если мог заниматься искусствоведением, архитектурой, теологией. Хотел бы получить заочно теологическое образование – этот шаг необходим для несения в мир истинных догматов веры.

Моё воцерковление было непростым, потому что, мне кажется, должен быть духовный наставник или опытные воцерковлённые люди, к которым можно было бы обратиться за советом. В России у меня есть мои духовные наставники Ирина и Алексей, которые меня подтолкнули к таинству крещения. Конечно, я с ними общаюсь по телефону, потому что не так часто бываю в Москве, мы постоянно ведём разговоры о вере, о том, что есть праведно, что нет, затрагиваем глубокие проблемы, которые отражены у святых отцов, начиная с Феофана Затворника и заканчивая Серафимом Саровским. К сожалению, телефонное общение отличается от личного, плюс разница во времени. Тем не менее, мы всё равно говорим. Для верующих в Православии основная задача для постоянного контакта с Богом-Троицей есть, по духовному опыту отцов Церкви, стяжание Духа Святаго. Помните, как в беседе с Николаем Мотовиловым преподобный Серафим Саровский писал: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа».

На эту тему – как работать над собой для нахождения пути Православного Христианина ежедневно, с точки зрения стяжания Духа Божиего, много говорим с друзьями.

Я считаю, что без духовника трудно двигаться, развиваться, работать над собой. В Вашингтоне, в храме Святого Николая Чудотворца, я встретил протоиерея Валерия Шемчука, человека необычайно интеллигентного, образованного, начитанного, и в то же время – безгранично кроткого, чуткого. По милости Божией о. Валерий стал моим духовным наставником. До карантина мы с отцом Валерием много общались, разговаривали на тему как правильно поступить в той или иной ситуации. Нет же готовых рецептов или универсальных ответов, которые подходили бы всем, мол, делай так, так и так, конечно, и путь ко Христу так же, как и жизнь в Нем придут сами собой. Без сомнения, каждый Христианин следует заповедям Евангелия, но даже этот, казалось бы, простой шаг, становится необычайно трудным, если человек неправильно понимает смысл учения Христа. Жизнь многогранна и немало ситуаций, когда сложно понять, как применить принципы православия, заложенные Апостольской Церковью. Подобные моменты мы с батюшкой часто обсуждаем.

В Москве нет такого батюшки, как говорят в Америке, на расстоянии телефонного звонка, с котором мог бы связаться в любое время, хотя знакомых священников достаточно. Я не жалуюсь и не унываю. Я много читаю трудов православных святых. Всё, что волнует современного человека, любые животрепещущие вопросы, проблемы – всё можно найти у святых отцов. Может быть, не сразу человек найдёт ответ, но рано или поздно найдёт. Для меня чтение святоотеческой, духовной литературы – важно и принципиально.

Мне вера и, соответственно, воцерковление дали силу, потому что я каждый день живу с Господом, встаю утром и знаю, что Господь рядом, а главное – открыла Божественный мир любви, ощущение того, что есть Тот Кто хочет и может сделать нас чище, совершеннее и мудрее. Также вера открыла глубочайшиe принципы красоты души человека, творений, проявляющихся во всех сферах искусства, конечно, если человек живет во Христе, и Благодать Божия присутствует в жизни, иначе возникают анти-искусство и псевдочеловеческие ценности. Без веры повседневная суета не имеет смысла. Понимаю, что грехи заслоняют любого человека от Бога. Если пытаться вести праведный образ жизни, то Господь рядом, вернее, Он и так рядом, но мы не чувствуем этого из-за часто греховных помыслов и страстей, посылаемых искусителем. Многие святые говорили, что ад – это, когда один без Бога, когда жизнь человека без Бога. Страшно, когда нашептывают тебе бесы: ты никчёмный, у тебя ничего не получится, это у тебя плохо, и то – плохо. В океане ежедневных проблем без веры, молитвы, наставлений духовника стоять на праведном пути – невозможно.

Мне вера дала почву, уверенность в себе, жизненную энергию, силы идти вперёд.

Можно сказать, что вера помогла мне «сузить» гномическую часть воли. Я стараюсь поступать не так, как мне хочется или кажется правильным или удобным, а так, как следует поступать христианину. С воцерковлением стало не столько откровенного греха. Главное, я знаю, что, если молиться, искренно обращаться к Господу, святым, будет легче, молитвы будут услышаны.

У меня техническое мышление, и я считаю, что оно обострилось с приходом в Церковь. Я стал изучать догматику, а это, согласитесь, не простое учение. Критическое сторона мышления развивается больше, она стала более живой. Христианину никак нельзя без критического мышления, без умения ставить вопросы, искать ответы. Вокруг столько ересей, людей, которые пытаются увести с истинного пути.

Знаю, что порой говорят, как же он физик или математик и верующий, совместимо ли это? Как раз многие великие учёные были верующими, причём не все родились религиозными, кто-то приходил сам к вере. И я никакого противоречия не вижу. Больше всего в спорах приводят в пример зарождение вселенной. Атеисты говорят, что физик или математик посмотрел формулу, составил уравнение и видит, что там нет места для Бога. Категорически не согласен, никто не может ответить, как зародилась жизнь, вселенная. Вернее, она появилась не потому что, где-то и как-то или каким-то образом несколько молекул соединились в результате какого-то физического процесса, это разговор о Божией воли, о создании Богом мира, тверди и так далее. Мы можем говорить о большом взрыве, образовании материи и галактик, но всё равно не можем объяснить, что является первопричиной образования той же материи или структуру темной энергии, способствующей расширению Вселенной с ускорением, и таких примеров очень много. Нет вопросов с точки зрения математики или физики быть верующим или нет. Да, нас учили принципам, по которым существует материальная часть Мира, законам, но есть процессы, объяснения которых наука наглядно рассказать не может.

Лично у меня не было сомнений, мол, как же так, я знаю сложные формулы, идти ли мне в Церковь.

Беседовала Александра Грипас

Комментировать