<span class=bg_bpub_book_author>Ишимова А.О.</span><br>История России в рассказах для детей

Ишимова А.О.
История России в рассказах для детей

(95 голосов3.9 из 5)

Оглавление
След. глава

Древнерусское государство *VI–XII века*

Славяне до 862 года

Вы любите, дети, слу­шать чудес­ные рас­сказы о храб­рых героях и пре­крас­ных царев­нах. Вас весе­лят сказки о доб­рых и злых вол­шеб­ни­ках. Но, навер­ное, для вас еще при­ят­нее будет слы­шать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послу­шайте же, я рас­скажу вам о делах наших предков.

В ста­рину в нашем Оте­че­стве, Рос­сии, не было таких пре­крас­ных горо­дов, как Петер­бург и Москва. На тех местах, где вы теперь любу­е­тесь кра­си­выми стро­е­ни­ями, где вы так весело бега­ете в тени про­хлад­ных садов, неко­гда были непро­хо­ди­мые леса, топ­кие болота и дым­ные избушки; местами были и города, но вовсе не такие боль­шие, как в наше время: в них жили люди, кра­си­вые лицом и ста­ном, гор­дые слав­ными делами пред­ков, чест­ные, доб­рые и лас­ко­вые дома, но страш­ные и непри­ми­ри­мые на войне. Их назы­вали Славянами.

Они были так честны, что в своих обе­ща­ниях вме­сто клятв гово­рили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» — и все­гда испол­няли обе­щан­ное. Они были так храбры, что и отда­лен­ные народы боя­лись их; так лас­ковы и госте­при­имны, что нака­зы­вали того хозя­ина, у кото­рого гость был чем-нибудь оскорб­лен. Жаль только, что они не знали истин­ного Бога и моли­лись не Ему, а раз­ным идо­лам1. Идол зна­чит ста­туя, сде­лан­ная из дерева или какого-нибудь металла и пред­став­ля­ю­щая чело­века или зверя.

Сла­вяне раз­де­ля­лись на раз­ные пле­мена; у Север­ных, или Нов­го­род­ских Сла­вян не было и Госу­даря, что бывает у мно­гих необ­ра­зо­ван­ных наро­дов: они почи­тали своим началь­ни­ком того, кто больше всех отли­чался на войне. На поле, где они сра­жа­лись и потом тор­же­ство­вали победу или про­слав­ляли погиб­ших това­ри­щей, можно было лучше всего уви­деть истин­ный харак­тер Сла­вян. Жаль, что до нас не дошли песни, кото­рые обычно пелись в это время их пев­цами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в народ­ных пес­нях выра­жа­ется народ. Но я могу пред­ло­жить вам несколько строк, из кото­рых вы все-таки полу­чите луч­шее и более подроб­ное пред­став­ле­ние о Сла­вя­нах, чем может вам дать наш неболь­шой рас­сказ. Это отры­вок из сти­хо­тво­ре­ния «Песнь Барда2 над гро­бом Сла­вян-побе­ди­те­лей» извест­ного рус­ского поэта Васи­лия Жуковского:

«Ударь во звон­кий щит! Сте­ки­тесь ополченцы!
Умолкла брань — враги утихли расточенны,
Лишь пар над пеп­лом сел густой;
Лишь волк, сокры­тый нощи мглой,
Очами бле­щу­щий, бежит на лов обильный.
Зажжем костер дубо­вый; изройте ров могильный!
Сло­жите на щиты повер­жен­ных во прах.
Да холм вещает здесь векам о бран­ных днях,
Да камень здесь хра­нит могу­щих след священный!
Гре­мит… раз­дался гул в дуб­раве пробужденной!
Стек­лись вождей и рат­ных сонм3;
Глу­хой пол­нощи тьма кругом;
Пред ним вещий Бард, вен­чан­ный сединою,
И пад­ших страш­ный ряд, про­стер­тых на щитах.
Объ­яты думою с поник­ну­той главою;
На гроз­ных лицах кровь и прах;
Опер­лись на мечи: средь них костер пылает
И с сви­стом гор­ный ветр их кудри воздымает.
И се!4 воз­двигся холм и камень водружен,
И дуб, краса полей, вос­пи­тан­ный веками,
Скло­нил главу на дерн и током орошен;
И се! могу­щими пер­стами5
Певец уда­рил по струнам —
Оду­шев­ленны забря­цали!6
Вос­пел — дуб­равы застенали,
И гул помчался по горам».

Эта кар­тина из жизни древ­них Сла­вян пред­став­лена пре­красно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших гор­де­ли­вых, воин­ствен­ных предков.

Но эта самая воин­ствен­ность, охра­няя их землю, была и при­чи­ной боль­шого зла для нее. Вы уже слы­шали, что, не имея госу­да­рей, они счи­тали своим началь­ни­ком того, кто больше дру­гих отли­чался на войне; а так как все они были храбры, то ино­гда слу­ча­лось, что таких началь­ни­ков было много. Каж­дый из них хотел при­ка­зы­вать по-сво­ему; народ не знал, кого слу­шать, и оттого у них были бес­ко­неч­ные споры и раз­но­гла­сия. А ведь, вы зна­ете, как ужасны ссоры? И вам в ваших малень­ких делах, навер­ное, уже слу­ча­лось испы­тать их непри­ят­ные послед­ствия и раз­ницу в чув­ствах и вашем поло­же­нии, когда все окру­жа­ю­щие довольны вами, а вы — ими.

И Сла­вяне тоже видели, что во время раз­но­гла­сий все их дела шли плохо, и они даже пере­ста­вали побеж­дать своих непри­я­те­лей. Долго не знали они, что делать. Нако­нец, при­ду­мали, как при­ве­сти все в поря­док. На бере­гах Бал­тий­ского моря, стало быть, не очень далеко от нашего Оте­че­ства, жил народ по имени Варяги-Русь7, про­ис­хо­див­ший от вели­ких заво­е­ва­те­лей в Европе — Нор­ман­нов8.

Эти Варяги-Русь счи­та­лись у сосе­дей наро­дом умным: у них уже давно были доб­рые госу­дари, были и законы, по кото­рым эти госу­дари управ­ляли ими, и поэтому Варяги жили счаст­ливо, и им даже уда­ва­лось ино­гда побеж­дать Сла­вян — правда, это слу­ча­лось только тогда, как они напа­дали на них во время их спо­ров и разногласий.

Вот Сла­вян­ские ста­рики, видя сча­стье Варя­гов и желая такого же своей Родине, уго­во­рили всех Сла­вян отпра­вить послов к этому храб­рому и пред­при­им­чи­вому народу про­сить его кня­зей управ­лять ими. Послы ска­зали Варяж­ским кня­зьям так: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите кня­жить и вла­деть нами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки