История России в рассказах для детей

История России в рассказах для детей - Кончина Иоанна Грозного 1584 год

Ишимова Александра Осиповна
(189 голосов3.9 из 5)

Кончина Иоанна Грозного 1584 год

Пасмурным был рассвет утром 18 марта 1584 года. Тихо звонили Московские колокола; уныло стоял народ в церквах и усердно молился. Все — и старые, и молодые плакали, казалось, все просили Бога о какой-то милости, о каком-то великом благодеянии. Угадаете ли вы, милые читатели, о чем молились наши предки? Они молились о выздоровлении Ин. 4. Так, друзья мои, слух об опасной болезни государя заставил всех позабыть его несправедливости: все видели в нем только умирающего царя, а это горестно для всякого народа, и тем более для Русского.

Но молитвы их были напрасны: Иоанн скончался в тот же день и в то самое утро, когда, почувствовав облегчение, он собрался играть с князем Вельским в шахматы и уже сам расставил их. Не более пятидесяти трех лет от роду, он мог бы еще долго жить, но сильное волнение, которое беспрестанно происходило в нем то от гнева, то от страха; досада на успехи врагов государства; угрызения совести за совершенные злодеяния; наконец, страшная мысль об убийстве сына — все это вместе сокрушило силы Иоанна: с каждым днем здоровье его расстраивалось, слабело, и, наконец, жизнь прекратилась ударом.

Так исчез из мира человек, соединявший в себе разительные противоположности хорошего и плохого! Вспомнив о всех его добрых и дурных свойствах, зная из летописей того времени о его превосходном уме и твердости духа, нельзя понять его настоящего характера, и можно думать, что этот необыкновенный государь был послан Богом в наше Отечество по Его неисповедимому промыслу с какой-нибудь особенной целью, не известной нам, точно так же, как не известны людям еще многие чудные явления в природе.

Непонятен был Иоанн для своего народа, непонятно было и чувство этого народа к Иоанну. Это было соединение и страха, и ненависти, и любви. Во время жестокостей Иоанна, продолжавшихся двадцать четыре года, его подданные переносили свои бедствия с христианским великодушием. Самые невинные из них умирали спокойно, покорясь своей судьбе, как назначению Божией воли, по слову Святого писания: «Чти царя своего».

Такие кроткие, набожные чувства наших добрых предков еще более усилились со времени кончины государя: не боясь более его страшного гнева, они забыли все жестокое и помнили только одни его славные дела. Три покоренные Татарские царства: Казанское, Астраханское и Сибирское; новая книга законов — Судебник; новые учреждения по церковным и гражданским делам; новые училища для образования народа; множество новых городов, построенных в это царствование; многочисленное войско; выгодная торговля Русских с иностранными государствами, богатство и пышность, оттого происходившая при дворе и в народе, — все это напоминало Русским не пороки, а великие качества умершего государя, и потому неудивительно, что они назвали Ин. 4 не мучителем, как некоторые звали его при жизни, но только грозным. Им казалось, что это имя достаточно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу небес, которая гремела над ними во все время его правления и, может быть, по особенному промыслу Творца была так же полезна для России, как бывают полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего.

Комментировать

1 Комментарий