Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
Наконец, мы дошли до самого знаменитого из наших старинных государей, до великого князя Ин. 3. Он освободил нас от жестокой власти Татар, он возвратил нашему Отечеству его прежнюю славу; наконец, он осуществил на деле великую идею единовластия, то есть объединение всех удельных областей под властью одного государя. У некоторых из князей также была эта мысль, но у них не было возможности исполнить ее; Иоанну III удалось это, и наша благодарность к нему должна быть очень, очень велика. Он так много сделал хорошего, умного, славного во время своего сорокатрехлетнего княжения, что вы, наверняка, с удовольствием будете читать рассказы о его великих делах.
Став на двадцать втором году своей жизни великим князем, наследником своего отца Василия Темного, Иоанн уже при вступлении на престол показал необыкновенную твердость, ум, осторожность в государственных делах. В 1464 году было его первое знаменитое дело: он усмирил гордого царя Казанского Ибрагима и, окружив войском Казань, принудил его заключить мир на условиях государя Московского.
В 1470 году началась и продолжалась два года война с Новгородом, беспокойные жители которого все еще искали случая освободиться от власти великих князей. Здесь вы, милые читатели, столкнетесь с явлением, прежде неслыханным у нас на Руси. Женщина вздумала возмутиться, вздумала быть защитницей своей родины, Новгорода, и устроить его судьбу! Этой безрассудной женщиной была пылкая, гордая, честолюбивая Марфа — жена бывшего посадника Исаака Борецкого и мать двух взрослых сыновей. Ее дом был самый богатый и великолепный в Новгороде, все уважали ее как вдову знаменитого посадника. Даже сам великий князь в знак особой милости пожаловал ее старшему сыну важный чин Московского боярина, но всего этого было недостаточно ее надменной душе: ей хотелось управлять всем Новгородом, а так как это было невозможно при власти Московского государя, то она начала уверять всех Новгородцев, что они напрасно считают себя подданными Московских князей, что Новгород сам себе господин, что жители его — вольные люди, что им нужен только покровитель и что этим покровителем надо выбрать не Иоанна, а Казимира, короля Польского и князя Литовского.
Хитрая Марфа хотела в это время выйти замуж за какого-то Литовского вельможу и вместе с ним от имени Казимира управлять своим Отечеством.
Однако вредные для России намерения этой честолюбивой женщины не исполнились, и хотя послы ее уже отправились к Казимиру, но великий князь вовремя пришел с войском к Новгороду, и один из его лучших полководцев, князь Холмский, одержал на берегах реки Шелони победу над мятежниками: около 12 000 их было убито на месте, а остальные разбежались в разные стороны.
Вступив в Новгород, Иоанн поступил с преступниками по всей строгости законов. Главные изменники, в том числе и старший сын Марфы, были казнены. С ней же Иоанн поступил со всей снисходительностью великодушного государя: оставил ее как слабую женщину без наказания. Прочие Новгородцы внесли за свою вину 15 500 рублей, или около 80 пудов серебра, и благодаря милости Иоанна, еще остались со своими прежними законами, со своими правами, с некоторой свободой; великий князь оставил за собой только верховный суд в тех случаях, когда его наместники будут в чем-либо не согласны с Новгородскими судьями. Защищая свои владения то от хана Ахмата, то от Польского и Литовского короля Казимира, он еще не мог иметь столько сил и войска, чтобы полностью уничтожить Новгородскую вольность, и благоразумно отложил это трудное дело еще на некоторое время.
В 1472 году с Иоанном произошло событие, которое заставило все Европейские государства с любопытством посмотреть на неизвестную им и отдаленную Россию. Этим событием была свадьба великого князя. И по правде сказать, не столько жених, сколько невеста сделала эту свадьбу примечательной для Европы. Это и неудивительно. Тогда Россия была не та, что теперь. Сегодня Русскую царицу называют царицей полсвета, а тогда ее супруг был еще подданным Татар! Это отдаляло чужеземных принцев от родства с Русскими князьями и заставляло наших государей жениться на княжнах удельных княжеств, а потом на своих подданных (такая традиция сохранялась до времен Петра Великого). Но для Ин. 3, в судьбе которого с самых ранних лет было заметно какое-то необыкновенное величие, было предназначено и в этом случае нечто особенное. Вскоре после кончины его первой супруги, Тверской княжны Марии Борисовны, папа Павел II предложил Иоанну через своего посла, какого-то Грека, руку Греческой царевны Софии, дочери Фомы Палеолога, брата последнего императора, при котором Греция была завоевана Турецким султаном Магометом II. После разорения Отечества несчастное семейство Греческих царей жило в Риме, где пользовалось всеобщим уважением и покровительством папы. Папа имел особую причину благодетельствовать этому знаменитому семейству: боясь, что жестокость и ужасная сила Магомета II разорит и его владения, он полагал, что будущий супруг царевны Софии, получив вместе с ее рукой право на Константинопольский престол, захочет освободить Грецию от власти Турок и тем избавит Италию от страшных соседей.
Эта причина заставила папу искать жениха для царевны среди знаменитых Европейских государей, и он выбрал Иоанна — самого близкого к Грекам по закону. Вероятно, Польские и Литовские послы и Греческое духовенство, жившее после разорения империи в Риме, рассказывали папе о том, какая слава ожидает Россию благодаря великим достоинствам ее молодого государя.
Иоанн обрадовался оказанной ему чести и вместе со своей матерью, духовенством, боярами и всем народом думал, что знаменитая невеста, последняя ветвь Греческих императоров, имевших одну и ту же веру с Русскими, послана ему самим Богом. Прекрасный портрет, где было изображено умное и привлекательное лицо молодой царевны, еще больше увеличил радость и благодарность Иоанна к папе.
17 января 1472 года послы были отправлены за невестой. С большими почестями их приняли в Риме, и 1 июня в церкви святого Петра царевна была обручена с государем Белой России[109], которого представлял его главный посол.
Папа дал за царевной богатое приданое и отправил с ней в Россию легата[110], то есть своего посла, которому было поручено охранять ее в дороге. 24 июня она выехала со всем своим двором из Рима и 1 сентября приехала в Любек, а потом на корабле в Ревель. Здесь ее богато угощали Ливонские рыцари; в Дерпте же ее встретил Московский посол с поздравлениями от имени государя и всей России.
Первая Русская область, в которую надо было въехать царевне, была Псковская область. О! Если б вы знали, дети, какая суматоха происходила тогда в этой области! Каждый только и думал о том, как бы показать будущей государыне свое усердие. Правители городов готовили для нее подарки, столовые запасы, мед и вина. Вы знаете, что наши предки были очень гостеприимны и любили угощать, и потому не удивляйтесь, что они прежде всего позаботились о вкусных кушаньях и напитках для царевны. Потом они украсили разноцветными флагами и лентами все свои суда и лодки: ведь им надо было встретить Софию и потом везти ее на судах по Чудскому озеру, потому что тут начинались границы Русских владений. С восхищением дождались они, наконец, этой встречи и показали столько усердия и любви, что царевна была тронута до слез. С удовольствием провела она пять дней в Пскове и, уезжая, ласково сказала жителям: «Спешу к моему и вашему государю, благодарю бояр и весь Великий Псков за угощение и рада при всяком случае просить за вас в Москве». Псковитяне, прощаясь с Софией, поднесли ей в подарок пятьдесят, а послу Иоаннову — десять рублей деньгами.
С такой же радостью встречали царевну и во всех других областях. Наконец, 12 ноября рано утром она въехала в Москву. Митрополит ожидал ее в церкви. Получив его благословение, она пошла к матери Иоанна и там в первый раз увиделась с женихом. В тот же день и была отпразднована свадьба.
Так образовался во второй раз союз наших государей с Греческими императорами (верно, читатели помнят греческую царевну Анну — супругу Владимира Святого).
С того времени Иоанн принял и их герб — двуглавого орла — и соединил его на своей печати с Московским гербом.
Комментировать