- Древнерусское государство *VI–XII века*
- Славяне до 862 года
- Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
- Святая Ольга от 945 до 957 года
- Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
- Сыновья Святослава от 972 до 980 года
- Крещение Руси от 980 до 988 года
- Владимир христианин от 988 до 1015 года
- Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
- Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
- Кудесники от 1054 до 1078 года
- Ссоры князей от 1078 до 1097 года
- Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
- Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
- Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
- Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
- Начало Москвы от 1146 до 1155 года
- Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
- Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
- Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
- Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
- Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
- Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
- Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
- Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
- Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
- Русь покоренная *XIII–XIV века*
- Нашествие татар от 1219 до 1238 года
- Россия покоренная от 1238 до 1243 года
- Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
- Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
- Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
- Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
- Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
- Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
- Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
- От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
- Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
- Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
- Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
- Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
- Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
- Враги великого князя
- Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
- Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
- Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
- Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
- Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
- Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
- Московская Русь *XV–XVI века*
- Новое состояние России от 1480 до 1498 года
- Два наследника престола от 1498 до 1505 года
- Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
- Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
- Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
- Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
- Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
- Чудесная перемена 1547 год
- Казаки от 1547 до 1552 года
- Покорение царства Казанского 1552 год
- Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
- Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
- Слабость России от 1569 до 1582 года
- Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
- Кончина Иоанна Грозного 1584 год
- Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
- Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
- «Смутное время» *1598–1613 года*
- Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
- Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
- Самозванец от 1603 до 1605 года
- Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
- Смерть самозванца 1606 год
- Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
- Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
- Междуцарствие от 1610 до 1613 года
- Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
- Иван Сусанин и его потомство 1613 год
- Скромность Романовых
- Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
- Царица Евдокия
- Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
- Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
- Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
- Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
- Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
- Рождение Петра I 1672 год
- Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
- Россия накануне перемен *1682–1703 года*
- Петр, десятилетний царь России 1682 год
- Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
- Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
- Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
- Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
- Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
- Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
- Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
- Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
- Царица Екатерина
- Праздники и петербургские увеселения
- Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
- Мир со Швецией и Петр император
- Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
- Кончина Петра Великого 1725 год
- Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
- Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
- Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
- Долгорукие от 1728 до 1730 года
- Императрица Анна Иоанновна 1730 год
- Бирон
- Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
- Двор императрицы Анны
- Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
- Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
- Императрица Елизавета 1741 год
- Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
- Наследник престола и его супруга
- Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
- Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
- Император Петр III 1762 год
- «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
- Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
- Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
- Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
- Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
- Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
- Князь Потемкин-Таврический
- Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
- Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
- Война и мир со Швецией 1790 год
- Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
- Польша от 1792 до 1795 года
- Кончина Екатерины 1796 год
- Правление Павла I *1796–1801 года*
- Император Павел I от 1796 до 1797 года
- Императрица Мария
- Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
- Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
- Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
- Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
- Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
- Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
- Отечественная война 1812 год
- Александр в Париже
- Конгресс в Вене 1815 год
- Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
- Словарь
- Условные сокращения
Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
Наш император в громком титуле своем называется также государем Югорским, Обдорским и Кондийским. Но знаете ли вы, дети, от чего произошли эти названия и где эти Югорские, Обдорские и Кондийские земли, ему принадлежащие? Наверное, нет, потому что теперь их так уж не зовут. Итак, друзья мои, я скажу вам: они лежат в нашей богатой Сибири — в Сибири, которую еще наши предки, не имевшие понятия об ее драгоценных рудниках, называли золотым дном и из которой мы получаем теперь самые лучшие металлы, самые прекрасные камни и яшмы, самые дорогие меха бобровые, собольи, куньи и лисьи.
Смелые Новгородцы были первыми из наших предков, решившимися еще в XI веке переехать Уральские горы, отделяющие Сибирь от Европы. Их смелость была вознаграждена: полудикие жители Зауральских стран от страха к незнакомым пришельцам согласились платить им выгодную дань прекрасными мехами. Новгородцы назвали земли новых своих данников Югорскими[147]. Впоследствии купцы, ездившие торговать в богатую Югорскую землю, называли страны, лежавшие по берегам реки Оби, Обдорией, по берегам Конды — Кондией. Но эти страны еще не принадлежали Русским совершенно, хотя Иоанн IV уже назывался не только государем Обдорским и Кондийским, но даже и Сибирским, с тех пор как Едигер — князь Сибирский — сам захотел быть его данником.
Читатели, конечно, не забыли, что Едигер сделал это не столько из уважения к славе Русского государя, сколько из страха к окружавшим его разным Татарским князьям, которые часто нападали на его владения. Но Едигер ошибся в своих расчетах: отдаленное расстояние Сибири от Москвы препятствовало Иоанну вовремя помогать ему, и прежде, чем царь узнал об опасностях своего нового данника, Едигер уже был убит Кучумом, сыном Киргизского хана. Победитель завладел его столицей Искером[148] и назвался царем Сибирским. Сначала Кучум, боясь гнева Иоанна, и еще не уверенный в покорности своих новых подданных, признал над собой, как и Едигер, верховную власть Русского царя, но потом, утвердясь в своих владениях, не только не платил назначенной дани, но даже часто совершал набеги на наши границы и особенно на Пермскую землю, лежавшую ближе всех к его владениям. Иоанн, занятый в это время бесконечными войнами, не мог послать ни одного отряда своих войск для усмирения дерзкого Татарского князя. Но в богатой Пермской земле жило много Русских семейств, занимавшихся выгодной торговлей с соседними народами. Самыми знаменитыми из них были Яков и Григорий Строгановы. Они отличались своим умом, богатством, усердием к государю, любовью к Отечеству. Зная уважение и привязанность всех жителей Пермской страны к Строгановым, Иоанн избрал их для защиты наших границ и для этого дал им много земель по рекам Каме, Сылве и Чусовой, позволил строить крепости, иметь свое войско, торговать двадцать лет без пошлин с Бухарцами и Киргизами с тем только условием, чтобы они оберегали Россию от нападений Сибирских Татар на то время, пока его войска имеют дело с другими неприятелями. Строгановы верно исполняли возложенную на них обязанность, но не могли справиться с Кучумом: их полки, набранные из разных вольных людей, не были многочисленны, потому что жители Пермской земли больше любили заниматься торговлей, чем войной.
Итак, Строгановы решились не здесь, но где-нибудь в другом месте искать храбрых, неустрашимых воинов, с которыми можно было бы вернее исполнить желание царя и победить его врагов. Как вы думаете, друзья мои, где они надеялись найти таких воинов? Точно, вы угадали, у Казаков! Эти ловкие наездники имели в излишке то, чего недоставало Пермским жителям: если они сами не вели ни с кем войны и никто из соседних государей не нанимал их сражаться за себя, то самые отважные и, можно сказать, самые дурные люди из них выезжали на большие дороги и там грабили и бились с проезжими. Между такими недостойными удальцами были в это время пять атаманов: Ермак Тимофеев, Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк. Они приносили так много зла, что уже были под гневом государя, и Иван Кольцо даже осужден им на смерть. Строгановы умели обратить в пользу Отечества их отчаянную храбрость и дерзкое бесстрашие, необходимые для войны с жестокими варварами и для преодоления бесчисленных опасностей, какие могли встретиться войску в чужой и неизвестной стране. Они хотели совершить одновременно два добрых дела: доставить царю нужных людей и обратить на путь истинный преступников.
Усердие Строгановых имело полный успех: в ту самую минуту, когда атаманы прочитали их ласковое письмо, мысль примириться с совестью и снова заслужить милость государя так тронула еще не совсем ожесточенные сердца пяти Казаков, что они с радостью, даже со слезами благодарности на глазах согласились на предложение Строгановых быть воинами царя Белого и защищать Пермских христиан от притеснений неверных.
Скоро они собрали дружину из 540 храбрых Казаков и под командованием лучшего и смелейшего из них — Ермака — весело поплыли по Волге к Строгановым. Как только бесстрашные Донцы показались в разных местах Русских границ, кончились набеги Татар, и трусливые варвары так присмирели, что уже через год и Строгановы, и Ермак могли думать о походе в Сибирскую землю, чтобы выгнать из нее хана Кучума. Как вздумано, так и сделано. Строгановы, кроме Казаков, набрали еще несколько Немецких и Литовских пленников, обещали им именем государя свободу за верную службу, поручили все войско, состоявшее из 840 человек, храброму Ермаку и с молитвами проводили его 13 сентября 1581 года до берега реки Чусовой*. Здесь небольшой, но отборный отряд сел на легкие суда и отправился к Уральским горам искать смерти или славы и с ней — прощения своих прежних проступков.
Вы в полной мере заслужили это прощение, храбрые воины, почти все заплатившие жизнью за свою славу! Сколько трудностей они перенесли! До Уральских гор надо было ехать водой, часто по узкой реке, между нависшими скалами; потом перевезти сухим путем суда на другую сторону гор до реки Журавли, протекавшей уже в Сибири. Прибавьте к тому, что, проезжая в неизвестных местах, они каждую минуту могли ожидать неприятелей, скрывавшихся в лесах, опасностей для судов от подводных камней в быстрых и незнакомых реках. Кроме того, не зная, далеко ли простирались земли Сибирского царства, они не могли быть уверены в том, что у них хватит припасов и что они не умрут от голода. Но храбрость и усердие все преодолели! С первыми шагами Казаков за Уральскими горами начались их победы несмотря на многочисленность неприятеля, у которого были и конница, и пехота. Правда, неприятели вооружены были одними стрелами и копьями: Татары еще не знали в то время употребления пороха, и оттого Ермак с сотней воинов, стрелявших огнем, часто разгонял целые тысячи. Не прошло еще и двух месяцев их похода, как храбрый атаман, взяв все Сибирские городки, мимо которых проходил, уже стоял 23 октября под стенами Искера, где находился сам Кучум, племянник его Маметкул и все их главные силы.
Здесь мужество Казаков могло бы поколебаться, если бы они были не так храбры, потому что их небольшое число уже сильно уменьшилось во время нескольких жарких сражений, которые они имели с Татарами; но, дав слово смирить Кучума или смертью загладить свою вину перед государем, смелые атаманы вскричали: «Мы долго жили с худой славой, умрем же с доброй! Бог дает победу, кому хочет: нередко слабым мимо сильных. Да святится имя Его!» Вся дружина, сказав в один голос: «Аминь, с нами Бог!» — пустилась к укреплениям Татар. Битва была сильная, неприятели защищали свою столицу так отчаянно, что Казаки едва успевали заряжать свои пищали. Но, к несчастью Татар, их главный начальник, Маметкул, получил тяжелую рану и должен был оставить сражение. Его войско смешалось и побежало.
Надо сказать моим читателям, что Кучум был слеп и не мог сам командовать войском, но во время битвы стоял на Чувашьей горе вместе с муллами[149] и молился Магомету о спасении своего царства. Услышав о бегстве своих полков и о том, что христианские знамена уже развеваются на стенах Искера, Кучум благодарил судьбу, что не мог видеть этого, и убежал в Ишимские степи, где в разбросанных кочевьях[150] своих соотечественников надеялся найти не только безопасность, но, может быть, и помощь.
Сражение при Искере было главное и кровопролитное. В нем погибло 107 храбрых Казаков, но зато оно решило исход покорения почти всей Сибири: хотя после того и были еще неприятельские действия под командованием выздоровевшего Маметкула, но без всякого успеха для Татар, а наконец и сам Маметкул попался в плен к Ермаку. Тогда унылые жители Сибири, видя совершенное падение своего царства, начали добровольно покоряться знаменитому победителю, который, благосклонно принимая от князей смиренных улусов присягу на подданство Иоанну IV, был неумолим к непокорным.
Таким образом, то лаской, то угрозами утвердил он за несколько месяцев власть Русского государя над новым царством, обширные страны которого, соединяя в себе все климаты, представляют все разнообразные, бесчисленные выгоды каждого из них. Чтобы дать вам некоторое понятие о числе мест, завоеванных бессмертным Ермаком, надо назвать самые главные из покоренных городов и селений. Первые, добровольно согласившиеся быть подданными Иоанна, были два Вогульских князя. Владения одного простирались по берегам Конды, другого — в окрестностях Тобола. Потом Казаки завоевали несколько Остяцких[151] селений и юрт[152], их города Нарым, Назым и много других крепостей на берегах Оби.
Здесь Ермак остановился и не захотел идти дальше: природа в этих северных местах была так бедна, так сурова, так уныла, что не могла ничем привлечь к себе завоевателя. Можно судить о суровости климата северной Сибири по тому, что даже березы — эти простые деревья, так хорошо растущие в наших странах, — почитаются там редкостью, и в 900 верстах от Тобольска есть маленький городок, построенный спустя десять лет после покорения Сибири и названный Березовым, потому что на его месте была березовая роща, удивлявшая собой всех тамошних жителей. При всем том Березов еще не самый северный город: в Сибири есть еще тремястами верстами далее его Обдорск. В этом последнем городе нет не только берез, но даже и трава растет плохо. Взгляните же на юг Сибири: там так тепло, что в простых садах жителей городка Семипалатинска растут не только все прекраснейшие цветы наших оранжерей, но даже дыни и арбузы! А трава так нежна и питательна и в таком изобилии покрывает землю, что стада круглый год пасутся на обширных лугах. Но оставив богатства природы южной Сибири, возвратимся в северную, где мы оставили бедного Ермака среди снегов, болот и непроходимых лесов. Боясь потерять от жестоких морозов небольшой остаток своего храброго войска, он спешил от границ нынешних Березовских земель возвратиться в Искер.
Здесь первым делом счастливый победитель отправил посольство в Москву и повергнул перед государем всю славу своего завоевания и все раскаяние некогда виновного сердца. Послом был выбран храбрейший из атаманов после Ермака Иван Кольцо и с ним несколько товарищей. Дорогой они заезжали к Строгановым и вместе с ними отправились в Москву, где народ все еще был в унынии после унизительного мира с Баторием. Какая же радость, какое веселье оживили все сердца, когда узнали о покорении нового царства, когда увидели послов Ермака, вошедших во дворец с богатыми дарами от своего предводителя: они привезли с собой и дорогих соболей, и черных лисиц, и бобров. Все были в восхищении: и государь, и народ. Первый не знал, как наградить смелых Казаков, осыпал милостями прежнего преступника Ивана Кольцо, одарил и его, и всех приехавших с ним деньгами, сукнами, золотыми парчами; послал богатые дары и всем оставшимся в Сибири атаманам и рядовым, а начальнику их — Ермаку, которого назвал князем Сибирским, — латы, серебряный кубок и шубу с царского плеча.
С восхищением и благодарностью принял Ермак государеву милость, но непродолжительно было счастье этого доброго и неустрашимого воина! Еще около двух лет управлял он Сибирью: Иоанн хотя и прислал с Иваном Кольцом воеводу и 500 стрельцов, но главное управление новой страной поручил умному и храброму Ермаку. Первым несчастьем Русских в Сибири были болезни и голод, от которых умерли многие из Казаков и стрельцов и даже сам воевода, присланный из Москвы, князь Волховский. Потом доверчивые Донцы были обмануты Татарским князем Карачей, который, притворясь другом Русских, просил Ермака прислать к нему для защиты от Ногаев несколько Казаков. Ермак послал сорок человек с Иваном Кольцом, и злой Карача всех их умертвил. Наконец, последнее несчастье было печальнее всего, милые мои читатели! Узнайте, какая горестная участь постигла Сибирского героя, и пожалейте о нем.
В Сибирь, которая с появлением в ней Казаков начала выходить из своего прежнего, дикого состояния, уже ездили Бухарские купцы с разными товарами. Их караваны привозили множество вещей всякого рода, потому что все жители Сибири: и Русские, и Татары, и Остяки, и Вогуличи[153] — съезжались покупать их. Во время этой ярмарки Искер — унылая столица Сибирского царства — оживлялась весельем и наполнялась народом. Однажды Ермак, с нетерпением ожидая прихода караванов, вдруг услышал, что изгнанник Кучум, бродя без дела по Ногайской степи, вздумал не пропускать к нам Бухарцев. Досада и гнев одновременно вспыхнули в сердце горделивого победителя: он удивился дерзости слабого неприятеля, уже давно побежденного, и, презирая ее, тотчас отправился с пятьюдесятью Казаками встретить купцов. Целый день напрасно искал он их и Кучума и поздно вечером, возвращаясь назад, расположился ночевать в шатрах на берегу Иртыша.
Это было 8 августа 1584 года. Чувствуя сильную усталость, Ермак и его храбрые товарищи скоро уснули глубоким, сладким сном в то самое время, когда ангел смерти уже летал над ними: на другой стороне реки стоял Кучум и тайно замечал все движения своих врагов. О! Как он обрадовался, когда все затихло в Русском стане! Даже в летописи, в которой описывается это печальное происшествие, сказано: «Заиграло Кучумово сердце!» Он напал на сонных Казаков и всех изрубил, кроме двух: один убежал в Искер, другой был наш храбрый и несчастный Ермак! Он пробудился от звука мечей и стонов умирающих. Ужасно было это пробуждение для того, кто привык к одним победам! В смертельной тоске отчаяния вскочил он со своего места, еще нанес несколько ударов саблей убийцам и бросился в быстрый Иртыш, волны которого, высоко вздымаясь в то время от сильной бури, заглушили своим грозным шумом последний вздох героя!
Такая смерть была ужасна: она поразила несчастного в ту минуту, когда он воображал, что слава его исчезнет и завоеванное с таким трудом царство снова достанется в руки врагов России. Но если души, оставившие наш мир, еще имеют понятия о земных событиях, то, верно, благородная и великая душа Ермака уже утешена: он видит, что его славное Отечество навсегда удержало власть над обширной страной, им покоренной, и что благодарное потомство никогда не перестанет прославлять память воина, сравнившегося смелостью своего предприятия с величайшими завоевателями на свете! Так, дети мои, Ермак достоин этой славы, достоин нашего глубокого уважения! Повзрослев, вы поймете всю цену его знаменитого дела, вы узнаете как велики источники богатств, как бесчисленны выгоды, полученные нами в результате его завоеваний.
[147] Югорская земля — историческое название в XII–XVII веках Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана, от пролива Югорский шар до устья реки Таз. Эти земли населяют народы ханты и манси.
[148] Искер — город в Сибири на реке Иртыш недалеко от Тобольска. Искер также назывался Сибирью.
[149] Мулла (ар. господин) — духовное лицо, священнослужитель у мусульман.
[150] Кочевье — стоянка кочевников. Кочевьем называют также местность, где постоянно (летом и зимой) обитают кочевники.
[151] Остяки — устарелое русское название сибирского народа ханты, жившего на реках Оби и Иртыше и их притоках.
[152] Юрта — переносной шатер у кочевых народов Азии. Юрта состоит из решетчатых стенок, жердей, образующих купол, и войлочного покрытия.
[153] Вогуличи (вогулы) — устарелое название сибирского народа манси, жившего на реке Оби и ее притоках.
Комментировать