- Древнерусское государство *VI–XII века*
- Славяне до 862 года
- Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
- Святая Ольга от 945 до 957 года
- Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
- Сыновья Святослава от 972 до 980 года
- Крещение Руси от 980 до 988 года
- Владимир христианин от 988 до 1015 года
- Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
- Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
- Кудесники от 1054 до 1078 года
- Ссоры князей от 1078 до 1097 года
- Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
- Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
- Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
- Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
- Начало Москвы от 1146 до 1155 года
- Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
- Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
- Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
- Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
- Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
- Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
- Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
- Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
- Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
- Русь покоренная *XIII–XIV века*
- Нашествие татар от 1219 до 1238 года
- Россия покоренная от 1238 до 1243 года
- Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
- Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
- Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
- Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
- Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
- Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
- Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
- От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
- Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
- Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
- Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
- Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
- Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
- Враги великого князя
- Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
- Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
- Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
- Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
- Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
- Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
- Московская Русь *XV–XVI века*
- Новое состояние России от 1480 до 1498 года
- Два наследника престола от 1498 до 1505 года
- Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
- Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
- Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
- Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
- Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
- Чудесная перемена 1547 год
- Казаки от 1547 до 1552 года
- Покорение царства Казанского 1552 год
- Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
- Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
- Слабость России от 1569 до 1582 года
- Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
- Кончина Иоанна Грозного 1584 год
- Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
- Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
- «Смутное время» *1598–1613 года*
- Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
- Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
- Самозванец от 1603 до 1605 года
- Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
- Смерть самозванца 1606 год
- Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
- Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
- Междуцарствие от 1610 до 1613 года
- Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
- Иван Сусанин и его потомство 1613 год
- Скромность Романовых
- Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
- Царица Евдокия
- Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
- Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
- Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
- Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
- Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
- Рождение Петра I 1672 год
- Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
- Россия накануне перемен *1682–1703 года*
- Петр, десятилетний царь России 1682 год
- Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
- Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
- Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
- Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
- Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
- Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
- Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
- Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
- Царица Екатерина
- Праздники и петербургские увеселения
- Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
- Мир со Швецией и Петр император
- Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
- Кончина Петра Великого 1725 год
- Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
- Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
- Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
- Долгорукие от 1728 до 1730 года
- Императрица Анна Иоанновна 1730 год
- Бирон
- Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
- Двор императрицы Анны
- Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
- Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
- Императрица Елизавета 1741 год
- Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
- Наследник престола и его супруга
- Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
- Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
- Император Петр III 1762 год
- «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
- Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
- Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
- Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
- Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
- Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
- Князь Потемкин-Таврический
- Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
- Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
- Война и мир со Швецией 1790 год
- Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
- Польша от 1792 до 1795 года
- Кончина Екатерины 1796 год
- Правление Павла I *1796–1801 года*
- Император Павел I от 1796 до 1797 года
- Императрица Мария
- Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
- Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
- Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
- Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
- Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
- Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
- Отечественная война 1812 год
- Александр в Париже
- Конгресс в Вене 1815 год
- Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
- Словарь
- Условные сокращения
«Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
Мои читатели, наверное, с большим любопытством ожидали описания того времени, когда Екатерина стала обладательницей нашего обширного государства. Это время так же замечательно, как и эпоха царствования Петра I. С восшествием на престол Екатерины II наше Отечество озарилось новым блеском счастья и славы. В те далекие времена Екатерина, наверное, была бы названа богиней. Послушайте, что сделала она в первое пятилетие своего правления.
Одно из первых императорских приказаний Екатерины касалось того, что уже сделал ее супруг: это было подтверждение приказания об уничтожении Тайной канцелярии. Ее кроткая душа приходила в ужас при мысли о страданиях, каким подвергались и невинные, и виновные на таком судилище, где все предоставлено было воле судей, часто жестоких или даже пристрастных.
Екатерина спешила обратить свое основное внимание на правосудие, поэтому сенат, образованный Петром Великим, как верховное место для отправления правосудия был преобразован. Екатерина разделила его на департаменты[382] и старалась внушить каждому сенатору, что основной их обязанностью является непоколебимое соблюдение справедливости.
Успокоив свою душу в отношении того, кому назначено Небом управлять судьбой народов, императрица начала думать о другом важном государственном деле.
Суть его состояла вот в чем. Вам известно из наших рассказов, как набожны были всегда Русские люди, как велико было их усердие к Богу. Многие богатые бояре и помещики, а в древнейшие времена даже великие князья считали непременным долгом христианина оставлять монастырям после смерти большие суммы денег на поминовение своей души. Владельцы крестьян и земель предназначали нередко для этого не только доходы с целых деревень, но даже и сами эти деревни со всеми живущими в них людьми отдавали в вечное владение церквам и монастырям. Таким образом, монастыри с каждым годом или, вернее сказать, со смертью каждого богатого человека получали новые приобретения, а богатства, им принадлежавшие, были так велики, что одних монастырских крестьян насчитывалось более 900 000 душ. Правда, некоторые обители отдавали свои сокровища на помощь Отечеству во времена его бедствий, но, вообще говоря, зачем нужны были богатства людям, отказавшимся от всякого излишества? Екатерина сумела с таким неподдельным красноречием поставить этот вопрос перед монашеством, что убедила его в необходимости пожертвовать Отечеству церковные имения, и монахи с готовностью, делающей честь их усердию и бескорыстным чувствам, согласились на эту жертву. Таким образом, все монастырские крестьяне стали принадлежать государству. Они поступили в распоряжение специально учрежденной Коллегии экономии и получили название экономических крестьян. Таким образом, был увеличен доход государства на несколько миллионов рублей. Большую часть этих денег государыня использовала на заведение инвалидных домов, богаделен[383], больниц, а также на улучшение и новое устройство духовных училищ.
Вскоре Екатерина нашла новое средство, чтобы увеличить доходы государства и улучшить состояние многих его областей. Вы знаете, как обширны его территории, сколько незаселенных, необработанных земель, ожидающих только старательных жителей, чтобы стать плодоносными. И вот государыня предлагает некоторым жителям Германии такие выгодные условия для их переселения в Россию, что они соглашаются оставить свое Отечество. Им отводят обширные пространства земли в разных наших губерниях, особенно в южных, и через несколько лет необитаемые, дикие пустыни превращаются в богатые селения. Все это способствует тому, что появляются новые охотники ехать из Германии в Россию, и они уже посылают депутатов к императрице с просьбой о принятии их в число ее подданных. К таким поселенцам принадлежат гернгутеры, или общество евангелических братьев[384], получившее от Екатерины в свое владение прекрасную степь в Саратовской губернии на берегу Волги, недалеко от города Царицын[385]. Несколько колоний появилось и около Петербурга.
В 1330 г. Иоанн Калита перенес монастырь в Кремль на Боровицкий холм. А в XV в. в связи с развернувшимся в Кремле строительством его перенесли на берег Москвы-реки и в 1491 г. заложили собор в несть Преображения Господня. Со времени основания Новоспасский монастырь стал родовой усыпальницей знатных боярских родов и, в первую очередь, рода бояр Романовых. При первом Русском государе из рода Романовых — Михаиле Федоровиче — монастырь превращается в настоящую крепость. В царствование Алексея Михайловича в монастырь был принесен чудотворный Нерукотворный образ Христа Спасителя. Екатерининские церковные реформы коснулись и Новоспасского монастыря, который так же, как и другие, был лишен своих владений в 1764 г.
Проявляя таким образом заботу о своем собственном народе и о чужестранцах, думая постоянно о счастье своих подданных, Екатерина в 1766 году — не долее как через четыре года после своего восшествия на престол — удивила не только Россию, но даже и Европу делом, которое одно уже могло обессмертить ее дорогое для нас имя.
Императрица часто и долго размышляла о важности своего предназначения управлять судьбой миллионов людей и о том, как лучше исполнить свои священные обязанности. Следствием этих размышлений была мысль о необходимости принятия новых законов для управления государством, о таких законах, которые соответствовали бы духу, нравам и обычаям каждого народа, живущего в ее обширном царстве. Это намерение казалось ей легковыполнимым. В ее гениальной голове тотчас появился план: от каждого народа, или от каждой народности, населяющей Россию, приедут в Москву депутаты. Каждый из них привезет с собой подробные сведения о нуждах своей области и выскажет свои предложения о том, как лучше управлять ею. Из этих многочисленных депутатов образуют комиссию, все члены которой будут разрабатывать методы приведения в исполнение благодетельного намерения государыни. В помощь им в этом важном деле Екатерина написала книгу, удивившую Европу, — написала Наказ.
В этом сочинении она обращается к своим подданным, как нежная мать к детям, говорит о счастье и о том, как его достигнуть, о разных способах правления и в особенности о монархическом — как о самом близком к их Отечеству; представляет им самодержавного государя как истинного отца многочисленного семейства и доказывает это своим прекрасным примером. «Лучше простить десять виновных, нежели наказать одного невинного», — вот ее слова в этом важном месте Наказа! Наконец, дав наставления комиссии по всем сферам государственного управления, Екатерина заканчивает свою книгу следующими словами: «Сохрани Боже, чтобы по совершении сего законодательства какой-нибудь народ был счастливее Русского!»
В истории всех времен нет другого такого примера, чтобы какой-нибудь правитель народа разработал план для написания законов. Екатерина сделала еще больше: когда съехавшиеся со всех концов России депутаты не удовлетворили в полной мере ее требованиям и в течение семи лет трудов и рассуждений не могли прийти к согласию в таком важном вопросе, который им было поручено решить, государыня пришла к необходимости приступить самой к написанию законов и сделала это. Все, что ею написано в этом отношении, было так превосходно, что Фридрих II написал о ней в послании к одному Французскому писателю следующие строки: «Еще не было ни одной женщины-законодательницы. Императрице Екатерине принадлежит эта слава, в полной мере ею заслуженная».
Таковы были дела новой Русской государыни внутри ее царства. Посмотрим теперь, в каких отношениях она была с другими Европейскими государствами. Большинство из них при вступлении Екатерины на престол были еще заняты войной с Пруссией. Особенно Австрия, Франция и Саксония не хотели слышать о мире, хотя Фридрих II почти беспрерывно одерживал над ними победы. Все неприятели этого воинственного короля ожидали, что Екатерина также возобновит с ними войну, прекращенную было ее супругом. Но проницательная государыня понимала лучше других Фридриха и против всех ожиданий вместо войны заключила с ним дружественный союз. Такая развязка удивила всех и принесла спокойствие странам, опустошенным продолжительной войной: неприятели начали смотреть на Пруссию другими глазами с тех пор, как она стала союзницей сильной России и скорее, чем можно было ожидать, согласилась на мир, заключенный в Губертсбурге.
В то время как государства, помирившиеся с Фридрихом, с завистью смотрели на возрастающее могущество России, Екатерина обратила свое особое внимание на Польшу. Сильно расстроенное положение этого жалкого государства не поправлялось. Поляки, с шумом избирая своих королей, не успокаивались во время их царствования. Это несчастное право выбирать, предоставленное им королем Сигизмундом II, было причиной всех беспорядков. С каждым новым царствованием Поляки все меньше и меньше уважали своих выбранных государей. С каждым новым царствованием вельможи своими условиями стесняли королевскую власть и увеличивали свою собственную, так что, наконец, правление в Польше стало почти республиканским или, лучше сказать, таким, где каждый делал, что хотел. Такое состояние, предвещающее близкое падение государства, могло нарушить спокойствие и других, соседних с ним земель. Смерть Августа III увеличила опасность положения в Польше: избрание нового короля происходило в этот раз в сопровождении доселе небывалых беспорядков. Поляки вели себя как настоящие мятежники и тем самым заставили иностранных государей вмешаться в их ссоры, доходившие уже до кровопролития.
Франция, больше всех недовольная влиянием Екатерины на Европейские дела, спешила доказать свою значимость в Европе и готовилась раньше всех принять участие в Польских событиях. Но Екатерина и Фридрих опередили искусных политиков и приостановили осуществление всех их намерений: зная, что участие Франции непременно повлечет за собой новую войну с Польшей, а может быть, и с ее соседями, они заключили оборонительный союз, то есть условились помогать друг другу в случае войны. Кроме того, Прусский король предоставил России как государству, бывшему всегда в близких отношениях с родственной ему Польшей, главную возможность помочь ей выйти из этого положения. Франция, явно слабее этих двух могущественных союзников, вынуждена была оставить свое гордое намерение усмирить Поляков и, досадуя, уступила эту честь Русской императрице.
Екатерина, чувствуя важность дела, уделила ему много внимания и, долго размышляя о положении Польши, решила, что лучшим средством ее успокоения было бы избрание королем именно Поляка, а не кого-либо из иностранных принцев, как то было прежде. Мудрая государыня обратилась со своим предложением к Польскому сейму[386]. Своевольное собрание сначала оскорбилось этим предложением, называло его нарушением их народной свободы, но потом, получив известие о приближении Русских войск, согласилось со справедливым мнением Екатерины и присягнуло на верность тому, кого она сама признала достойным Польской короны — достойному по своему образованию и душевным качествам Поляку — Станиславу Августу, графу Понятовскому.
Ни одно иностранное государство не спорило с волей Екатерины, и молчание главнейших из них — Австрии, Франции, Турции и Англии — одобрило избрание Станислава. Это избрание, вероятно, вернуло бы Польше ее прежнее счастье. Но беспокойный дух Поляков увлекал их к погибели: новый порядок в Отечестве не понравился им, потому что был привнесен Россией. Общее неудовольствие увеличивалось из-за споров, произошедших тогда в этом государстве между католиками и людьми, принадлежавшими к другим вероисповеданиям. И Сейм, радуясь случаю затеять новые беспорядки, объявил о приказании преследовать и лишать чести и гражданской жизни всех несогласных с правилами католической веры. Можно представить себе, сколько новых бедствий должно было принести такое приказание и какой ужасной участи могли подвергнуться те несчастные, которых велено было преследовать! Поляки называли их диссидентами[387]. Они состояли из людей разных вероисповеданий, и в особенности — из Греческих христиан. Это и было главной причиной нападения на них: Поляки думали досадить тем самым Русской императрице. Но и на этот раз судьба вынудила их покориться ей: диссиденты прибегли к покровительству Екатерины, и она вступилась за обиженных.
Убедить упрямых Поляков всегда было трудным делом: они отвечали отказом на все кроткие и миролюбивые предложения Екатерины возвратить диссидентам их права и только тогда согласились с ее требованиями, когда и диссиденты, и защищавший их Станислав вышли из терпения и, надеясь на помощь России, решились силой остановить несправедливость, а Русское войско получило приказание государыни идти к границам Польши.
Таким образом, Екатерина второй раз утвердила Станислава на Польском престоле, во второй раз заставила Поляков повиноваться себе, во второй раз своим могуществом вызвала сильное неудовольствие Франции, привыкшей распоряжаться Польскими делами.
Вот каковы были дела Екатерины в первые пять лет ее царствования!
[382] Департамент — в Российской империи в XVIII-начале XX века структурное подразделение коллегии, министерства, Сената.
[383] Богадельня — частное или общественное благотворительное учреждение в Российской империи для ухода за престарелыми людьми или инвалидами.
[384] Общество евангелических братьев (гернгутер) — одно из направлений в протестантизме, близкое лютеранству и баптизму.
[385] Царицын — название города Волгограда до 1925 года.
[386] Сейм — сословию — представительное учреждение парламентского типа в Польше, Литве и средневековой Чехии. Сеймом также называли парламент в Великом княжестве Финляндском, входившем на правах автономии в состав Российской империи.
[387] Диссидент (лат. несогласный) — представитель религиозного меньшинства, отвергающего догматы официальной церкви. Вопрос о гражданских правах диссидентов-некатоликов очень остро стоял в XVII–XVIII веках в Польше. Россия традиционно выступала на стороне православного населения ее восточных воеводств.
Комментировать