Два наследника престола от 1498 до 1505 года
Иоанн, счастливый почти во всем, был несчастлив только в семействе своем. От первой супруги был у него сын Иоанн, которого для отличия от отца называли Иоанном Младым. Вы помните, что он женился на Молдавской княжне Елене. Этот молодой князь, кроткий и ласковый ко всем, через два года после своей свадьбы скончался. У него остался маленький сын Дмитрий. Иоанн был сильно огорчен этой жестокой потерей, и никто не мог утешить его горести, кроме милого внука, малютки Дмитрия. Его любовь к этому ребенку стала так велика, что великая княгиня София начала досадовать: у ней были свои дети, и нежной, огорченной матери казалось, что ее супруг меньше любит их с тех пор, как родился Дмитрий. Она имела еще и другую причину досадовать на этого мальчика: гордая Греческая царевна думала, что ее старший сын, Василий, имеет больше прав быть наследником отцовского престола, нежели внук.
Так думала не одна она, но и многие из бояр, приближенных к ней. Между тем другие считали, что по справедливости престол должен принадлежать Дмитрию, сыну прежнего наследника. Мать его, княгиня Елена, такая же гордая и честолюбивая, как и София, старалась всеми силами поддерживать это мнение.
Таким образом, двор разделился на две стороны, и каждый боярин был или друг, или враг той или другой княгини.
Маленькие князья, окруженные каждый своими сторонниками, росли, не любя друг друга. Иоанн, всегда занятый государственными делами, не мог обращать много внимания на это семейное несогласие и никогда не думал, что оно может стать важным до тех пор, пока Василию не исполнилось двадцать лет. В это время ему вдруг доносят, что несколько молодых людей, друзей Василия, согласились отравить ядом Дмитрия, разграбить княжескую казну и объявить своим государем Василия. Гнев Иоанна был ужасен: всех заговорщиков примерно наказали и приставили стражу даже к Василию, который, вероятно, не знал о намерениях своих безрассудных друзей, потому что всегда был почтителен к отцу. Софию же с этого времени государь не хотел видеть, подозревая, что она больше всех желала отравить Дмитрия, и, чтобы наказать ее самым чувствительным для нее образом, объявил всему народу наследником престола своего внука и назначил день его коронования. Это было первое царское венчание, подробно описанное в нашей истории. Оно происходило 4 февраля 1498 года в Успенском соборе, куда государь сам привел молодого Дмитрия. Митрополит, пять епископов и все духовенство встретили их и отслужили молебен[116]. Посреди церкви было сделано возвышение, на котором стояли три кресла. После молебна Иоанн и митрополит сели, а Дмитрий остался стоять на возвышении. Тогда великий князь сказал: «Отец митрополит! Предки наши, государи Русские, давали великое княжество первым сынам своим: я также благословил им моего старшего, Иоанна. Но по воле Божьей его не стало: благословляю теперь внука Дмитрия, его сына, при себе и после себя, великим княжеством Владимирским, Московским, Новгородским, — и ты, отец мой, дай ему благословение!» Митрополит встал, благословил Дмитрия крестом, положил руку на его голову и громко молился, чтобы Бог принял нового государя под Свое святое покровительство. После этой молитвы два архимандрита[117] подали венец, и бармы Мономаха[118]. Митрополит, читая полагающиеся для этого случая молитвы, передал царские утвари в руки Иоанна, который надел то и другое на внука. После этого пели многолетие обоим государям, и митрополит с епископами и всем двором поздравили деда и внука. После обедни повели Дмитрия в венце и бармах в Архангельский собор. Там по старинному обычаю его осыпали в дверях в знак богатства и изобилия золотыми и серебряными деньгами. В тот день был великолепный пир у государя.
Вы, верно, догадываетесь, мои читатели, что на этом празднике довольней и счастливей всех была великая княгиня Елена. Она достигла в полной мере своего желания: ее пятнадцатилетний сын — уже государь России, и гордая София вместе с блестящей надеждой своей — Василием — окружена стражей и даже лишена радости видеть своего супруга! Но непродолжительно было счастье Елены. Уже в самый день коронования государь был не совсем весел: заметно было, что он грустил о супруге, с которой был двадцать пять лет счастлив, о сыне, рождение которого всегда казалось ему особой милостью Бога, ниспосланной на его молитвы. Приверженцы Дмитрия догадывались о таком расположении Иоанна и, боясь перемены, не смели слишком радоваться своему счастью. Прошел год — и эта страшная для них перемена произошла: Иоанн узнал, что доносы на Софию и Василия были несправедливы, и со всей строгостью осудил и казнил за это знатнейших вельмож, друзей великой княгини Елены.
Через шесть недель после этого суда Иоанн объявил Василия великим князем Новгорода и Пскова, а через три года — государем-наследником Всероссийского престола. В тот же день было отдано приказание приставить к Дмитрию и его матери стражу. Итак, этот несчастный молодой князь, кроткий и добрый, как отец его, не виновный в честолюбивых намерениях матери, только для того с такой пышностью венчался на престол, чтобы еще живее чувствовать свое бедствие! Елена скончалась от горести и тоски через два года после своего заключения, но ее сын жил еще несколько лет и умер уже в княжение своего соперника — Василия.
Это семейное горе оказало влияние на здоровье Иоанна, особенно с того времени, как скончалась его супруга, княгиня София. Он заметно слабел, но все-таки не переставал неутомимо заниматься великими обязанностями государя. Напрасно его зять, Литовский князь Александр, ставший после смерти брата Альберта Польским королем и все еще не помирившийся с тестем, думал воспользоваться его болезнью и прислал в Москву послов требовать возвращения завоеванных Иоанном Литовских городов. Иоанн, для которого слава России была даже дороже спокойствия милой дочери, страдавшей от несогласия отца с супругом, не хотел слышать о требованиях и предложениях Александра и гордо сказал его послам: «Великий князь Русский никому не отдает своего. Для истинного, прочного мира Александр должен уступить мне и Смоленск, и Киев, также принадлежавшие некогда России». После этого Польский король удостоверился в невозможности помириться с Иоанном так, как ему хотелось, и должен был исполнить желание великого князя.
Таким образом Иоанн до конца своей жизни заботился о счастье нашего Отечества, и даже в день своей смерти отдавал приказания и говорил о государственных делах. Этим горестным для России днем было 27 октября 1505 года.
История назвала Иоанна Великим. Обдумав все сделанное этим государем, мы должны согласиться, что такое название очень справедливо. Не одними победами он заслужил его: зная, что счастье народа заключается не в одной его славе, Иоанн гораздо больше думал о хорошем управлении своими подданными, чем о распространении своих владений. Он приказал собрать все законы и грамоты прежних князей, рассмотрел, исправил и издал их под названием Уложения; лучше устроил войско, завел городскую исправь, или полицию, почту, почтовые дворы, где всем проезжим давали не только лошадей, но даже пищу, если на то был государев приказ; велел исправлять дороги; не терпел нетрезвости. Одним словом, Иоанн заботился о всех своих подданных, и за это самые отдаленные их потомки должны чувствовать вечную благодарность к этому великому государю, к этому незабвенному освободителю России от власти варваров, угнетавших ее двести сорок лет.
[116] Молебен — краткое просительное или благодарственное богослужение у православных христиан.
[117] Архимандрит (греч.) — в православной церкви звание настоятеля крупного мужского монастыря или ректора духовных учебных заведений.
[118] Бармы и венец Мономаха — символы княжеской, позднее царской, власти. Согласно преданию они были присланы Владимиру Мономаху греческими царями. С той поры они стали использоваться при короновании русских государей.
Комментировать