- Древнерусское государство *VI–XII века*
- Славяне до 862 года
- Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
- Святая Ольга от 945 до 957 года
- Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
- Сыновья Святослава от 972 до 980 года
- Крещение Руси от 980 до 988 года
- Владимир христианин от 988 до 1015 года
- Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
- Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
- Кудесники от 1054 до 1078 года
- Ссоры князей от 1078 до 1097 года
- Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
- Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
- Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
- Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
- Начало Москвы от 1146 до 1155 года
- Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
- Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
- Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
- Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
- Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
- Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
- Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
- Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
- Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
- Русь покоренная *XIII–XIV века*
- Нашествие татар от 1219 до 1238 года
- Россия покоренная от 1238 до 1243 года
- Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
- Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
- Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
- Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
- Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
- Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
- Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
- От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
- Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
- Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
- Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
- Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
- Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
- Враги великого князя
- Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
- Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
- Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
- Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
- Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
- Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
- Московская Русь *XV–XVI века*
- Новое состояние России от 1480 до 1498 года
- Два наследника престола от 1498 до 1505 года
- Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
- Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
- Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
- Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
- Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
- Чудесная перемена 1547 год
- Казаки от 1547 до 1552 года
- Покорение царства Казанского 1552 год
- Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
- Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
- Слабость России от 1569 до 1582 года
- Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
- Кончина Иоанна Грозного 1584 год
- Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
- Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
- «Смутное время» *1598–1613 года*
- Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
- Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
- Самозванец от 1603 до 1605 года
- Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
- Смерть самозванца 1606 год
- Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
- Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
- Междуцарствие от 1610 до 1613 года
- Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
- Иван Сусанин и его потомство 1613 год
- Скромность Романовых
- Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
- Царица Евдокия
- Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
- Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
- Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
- Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
- Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
- Рождение Петра I 1672 год
- Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
- Россия накануне перемен *1682–1703 года*
- Петр, десятилетний царь России 1682 год
- Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
- Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
- Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
- Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
- Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
- Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
- Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
- Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
- Царица Екатерина
- Праздники и петербургские увеселения
- Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
- Мир со Швецией и Петр император
- Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
- Кончина Петра Великого 1725 год
- Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
- Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
- Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
- Долгорукие от 1728 до 1730 года
- Императрица Анна Иоанновна 1730 год
- Бирон
- Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
- Двор императрицы Анны
- Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
- Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
- Императрица Елизавета 1741 год
- Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
- Наследник престола и его супруга
- Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
- Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
- Император Петр III 1762 год
- «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
- Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
- Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
- Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
- Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
- Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
- Князь Потемкин-Таврический
- Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
- Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
- Война и мир со Швецией 1790 год
- Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
- Польша от 1792 до 1795 года
- Кончина Екатерины 1796 год
- Правление Павла I *1796–1801 года*
- Император Павел I от 1796 до 1797 года
- Императрица Мария
- Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
- Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
- Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
- Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
- Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
- Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
- Отечественная война 1812 год
- Александр в Париже
- Конгресс в Вене 1815 год
- Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
- Словарь
- Условные сокращения
Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
Когда почти все Русские княжества исчезли под жестокими ударами Татар, когда все их князья, не исключая и неустрашимого Даниила Галицкого, зятя Мстислава Храброго, клялись перед троном Батыя быть его верными подданными, когда счастье, слава и радость, казалось, совсем оставили города и селения наших предков, была еще область, где раздавались песни победы, был еще князь, никогда не преклонявший колен в шатре Татарского хана! Это была Новгородская область, этот князь — Александр Ярославич Невский. Все мои читатели знают и очень любят его. Это тот князь, который почитается Ангелом-Хранителем Петербурга; наконец, это тот князь, святое тело которого почивает в Александро-Невской Лавре.
Александр был сыном великого князя Ярослава II. Необыкновенно умный, храбрый, прекрасный душой и лицом Александр еще в молодые годы стал наследником своего отца в Новгороде, и с того времени его беспрестанные победы над Чудью, Финнами, Литовцами и Ливонскими рыцарями разносили его славу по всем странам. Ливонские рыцари в это время стали еще опаснее для Русских: их орден присоединился к другому, сильному Немецкому ордену рыцарей святой Марии Иерусалимской, которые завоевали почти всю Пруссию и с такой же жестокостью, как Ливонские рыцари, учили христианской вере тамошних жителей — Чудь и Ливонцев. Я уже говорила вам, что эти бедные люди убегали в леса от своих учителей, которые в это время вместо прежних красных крестов нашили на свои белые плащи черные кресты, так, как это было у Немецких рыцарей святой Марии.
Но не так думал молодой князь Александр Ярославич и его храбрые Новгородцы. Не одним Ливонским рыцарям, Чуди и Ливонцам было худо от него; один раз он победил даже Шведов и Норвежцев. За эту победу его назвали Невским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это случилось на берегах нашей родной, прекрасной Невы!
В 1240 году Шведскому королю вздумалось завоевать Ладогу и даже Новгород. Для этого он отправил на реку Неву множество судов со Шведами и Норвежцами под начальством своего зятя, Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю Новгородскому: «Иди сражаться со мной, если смеешь; я уже в земле твоей!» Александр не испугался, не показал Шведским послам досады, а спокойно отвечал им, что он готов к сражению. Тотчас велел он своему небольшому войску собраться; сам же пошел в Софийскую церковь и там усердно молился Богу, прося Его святой помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от своего отца, не мог даже собрать все свое войско, вышел к своей верной дружине и весело сказал ей: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!» Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Весело приблизились они к берегам Невы, где стояли Шведы, дружно бросились на многочисленных врагов под личным начальством неустрашимого князя и одержали полную победу. В это время один из Новгородцев, по имени Миша, утопил почти все суда Шведов. У них осталось всего два судна, которые нагрузили телами главных начальников и в темную ночь 15 июля отправили по Неве назад в Швецию. Всех же других зарыли в яму. Эта славная победа, одержанная в то самое время, когда наши бедные предки терпели столько горя и унижения от злых Татар, обрадовала их унылые сердца и дала храброму Александру название Невского.
Но слава не спасла его от несчастья: в 1247 году он лишился отца, который не имел даже радости умереть в своем Отечестве! Батый приказал ему ехать в Китайскую Татарию, поклониться великому хану. Ярослав Всеволодович не мог не повиноваться, но был так слаб здоровьем, так печален духом, что не перенес трудного путешествия по степям и необитаемым пустыням, диким, бесплодным и безводным до такой степени, что люди иногда умирали в них от жажды. Великий князь кое-как доехал туда и, возвращаясь, скончался по дороге. Бывшие с ним бояре привезли его тело во Владимир. Наследником престола был его младший брат Святослав III Всеволодович.
В то самое время, когда великий русский князь испытывал всю тоску кончины на голой земле Киргизских степей, далеко от милого семейства и Родины, другой князь, столь же знаменитый, заканчивал свою жизнь в ужасных мучениях перед шатром Батыя! Это был Михаил, Черниговский князь, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не пожелавший поклониться ни тени Чингисхана, ни Татарским идолам! «Нет! — говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. — Я могу поклониться вашему царю, потому что Бог отдал ему судьбу земных государств, но христианин никогда не служит идолам!» Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Русский князь не боялся смерти. С ангельской кротостью он читал молитвы в то время, когда Татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: «Я христианин!» Наша церковь признала его святым и мучеником.
После этого рассказа о смерти Ярослава и Михаила можно судить, какова была участь наших бедных предков под властью Татар! Прибавьте еще к этому все беспорядки, которые происходили в то время, когда надо было собирать дань; все притеснения, какие терпел народ от Татарских чиновников-сборщиков, которые часто платили хану всю сумму сразу и получали за это право взыскивать ее с Русских по мелочам, почти вдвое больше! (Таких сборщиков на Руси называли басурманскими откупщиками[87], или мытарями[88].) Прибавьте к этому ссоры князей, не примиренных и общим несчастьем всей Руси, их жалобы и клевету друг на друга в Орде и беды, происходившие от этого в их княжествах. Одним словом, все в нашем древнем Отечестве было печально и уныло, только слава Новгородского князя Александра Ярославича сияла, как светлая звезда на Русском небе, покрытом черными тучами. Эта слава, пронесясь по всем княжествам, долетела до слуха страшного Батыя, и вот уже Татарский посол несет к Невскому герою повеление явиться к царю, чтобы присягнуть ему в верности и узнать славу и величие Татар.
Александр, любивший свое Отечество гораздо больше своей славы, не хотел, чтобы из-за него оно опять испытало новые бедствия, и потому с покорностью христианина последовал примеру отца и поехал вместе с братом Андреем к Батыю, а от него в Татарию к великому хану. Грустно было сыновьям Ярослава ехать по той самой пустыне, где скончался их отец! Они думали, что так же, как и он, не увидят своего Отечества, но Бог подкрепил их, и через два года они возвратились, осыпанные милостями великого хана, который поручил Александру всю южную Россию и Киев, а Андрею — престол Владимирский, несмотря на то, что их дядя, великий князь Святослав, был еще жив. Так своевольно распоряжались Татары судьбой и князей, и Русских княжеств!
Святослав Всеволодович напрасно ездил в Орду жаловаться на несправедливость и через два года скончался. Но и Андрей недолго был Владимирским государем. Он не имел столько христианской терпеливости, столько любви к своим подданным, чтобы для их спокойствия и безопасности покориться неизбежной власти победителей Руси: пылкому, гордому сердцу его казалось лучше отказаться от престола, чем быть государем — подданным Батыя! Вы можете представить себе, друзья мои, что с таким нравом он часто показывал свое презрение к Татарам, часто не слушал их приказаний! Толпы их уже шли наказать дерзкого данника. Андрей, услышав это, убежал в Швецию со всем своим семейством и оставил великое княжество в добычу варварам. После нового разорения оно отдано было общему любимцу не только Русских, но даже и Татар, князю Александру Невскому. Видя из примера брата, как были вредны для Отечества его гордые и непокорные намерения, Александр Ярославич стал проявлять еще больше осторожности и благоразумия в своих отношениях с Татарами, не противился им и тогда, когда они прислали своих чиновников сосчитать всех жителей в России и определили над ними десятников[89], сотников[90] и темников[91] для сбора податей; уговорил даже гордых, все еще считавших себя независимыми Новгородцев, заплатить дань, которую требовал от них наследник умершего в 1256 году Батыя его брат хан Беркий, и тем избавил от разорения первую Русскую столицу, богатый и великий Новгород.
Так двенадцать лет продолжалось княжение Александра; так оберегал он свое бедное Отечество от новых несчастий, ему грозивших, так примирял своих оскорбленных соотечественников с самовластными ханами! Он принес всю свою жизнь в жертву для спокойствия своих подданных: вы можете представить себе, как нелегко было благородному князю Русской земли ездить кланяться полудиким Татарским ханам! Последнее его путешествие в город Сарай было в 1262 году, когда хан Беркий, собираясь идти на новое разорение чужих земель, вздумал требовать от него вспомогательного войска.
Александр Ярославич, несмотря на всю свою кротость, не мог перенести мысли, чтобы его бедные подданные, кроме всех несчастий, какие терпели от неверных, еще проливали бы за них свою кровь! Он поехал умолять Беркия отменить такое жестокое повеление. Хан, чувствуя невольное почтение к великому князю, не мог отказать ему, но с досады продержал его в Орде всю зиму и лето. Тоскуя по Родине, насмотревшись во время своего продолжительного пребывания в Сарае на силу и могущество Татар и потеряв надежду видеть освобождение Отечества от их жестокой власти, Александр заметно ослабевал духом и телом и осенью, возвращаясь на Родину, приехал уже больной в Нижний Новгород, а оттуда в Городец на Волге. Здесь он опасно занемог и скончался 14 ноября 1263 года.
Невыразима была горесть всех Русских, когда они узнали о кончине своего ангела-хранителя, им казалось, что наступила окончательная погибель их Отечества, что уже некому будет защитить их от нападений Немцев и Литовцев, умилостивить жестокость ханов, спасти их от притеснений Татарских откупщиков! Митрополит, встречая гроб Александра у Боголюбова, воскликнул, проливая горькие слезы: «Закатилось солнце земли Русской!», и все бояре, весь народ с отчаянием в голосе отвечали ему одним словом: «Погибаем!».
Видя чудеса, происходившие при погребении Александра, духовенство и вся Россия причислили его к лику святых, и с тех пор мы молимся ему как нашему заступнику перед Богом. Его тело было погребено в монастыре Рождества Богоматери во Владимире. Оно находилось там до времен Петра Великого, который перевез его в свою новую столицу, как бы поручая ее особому покровительству того, кто некогда прославил это место подвигами мужества и храбрости.
[87] Откупщик — человек, который за деньги приобрел право на сбор каких-либо налогов, государственных доходов.
[88] Мытарь — в славянских церковных текстах название сборщика податей в римской провинции Иудее.
[89] Десятник — командир подразделения воинов из десяти человек.
[90] Сотник — командир отряда воинов из ста человек.
[91] Темник — военачальник в монголо-татарском войске, командир тьмы, десяти тысяч воинов.
Комментировать