Религия

Литература по теме

Рели́гия (возм. от лат. religare – связывать, соединять, или relegere – выделять, вновь собирать, вновь обдумывать, перечитывать, или reeligere – воссоединять) –

1) особая форма взаимодействия человека (общества) со «сверхъестественным»;
2) истинная религия – Православное христианство.

photo 2025 02 05 17 13 53 – Религия

Некоторые религии стремятся дать ответ на первостепенный для каждого человека вопрос о смысле жизни. В отличие от науки, устанавливающей лишь необходимые причинно-следственные связи и безличные законы природной жизни, свойственные этим религиям вероучения указывают человеку на цель его бытия, на его предназначение в мире.

Раскрыть смысл человеческого существования можно только раскрыв истинную Первопричину бытия, создавшую мир и наделившую его бытие смыслом.

Подлинный смысл человеческой жизни, подлинное призвание и предназначение человека раскрывается в христианстве.

Христианство является истинной религией, поскольку её основатель – Сам Господь. Помимо того, что в христианстве объясняется, в чём состоит смысл жизни человека, и в частности смысл его земной жизни, христианская Церковь обладает всеми необходимыми благодатными средствами к тому, чтобы человек, правильно используя их, мог достичь своего высшего призвания и предназначения.

В отличие от политеистических религий христианство – религия монотеистическая. Христианское богословие ясно учит о Боге как Всесовершенном – Беспредельном, Самобытном, Неизмеримом, Вечном, Неизменяемом, Святом Существе, являющем бесконечную благость и правду, чье неограниченное духовное бытие безмерно отличается от ограниченного бытия всех существ созданного Им мира.

В отличие от прочих монотеистических религий (иудаизма, ислама) в основе христианской религии лежит богооткровенное учение о единотроичности Бога, о троичности Бога по Лицам.

Кроме того принципиальным отличием христианства от всех прочих религий является присущее ему учение о Лице Господа Иисуса Христа как о вочеловечившемся Сыне Божьем, Богочеловеке, Спасителе, Искупителе людей, Создателе и Главы Единой спасительной Церкви, который есть Путь и Истина и Жизнь.

Христианство является религией, дарующей человеку правильные представления о Боге в неразрывной связи с возможностью обожения – уподобления Богу и соединения с Ним.

Существенные признаки религии

  1. Вера в бытие живого и личного Бога или богов, либо в некие высшие / сверхъестественные силы (даже в буддизме, отрицающем наличие личного Бога, на практике существует поклонение божествам).
  2. Вера в невидимый духовный мир.
  3. Признание возможности и действительности откровения из высшего мира.
  4. Наличие определенных норм поведения и вера в воздаяние.
  5. Вера в личное бессмертие и загробное существование.
  6. Понятие о почитании Бога / богов / высших сил как о необходимом выражении религиозных чувств.
  7. Наличие сообщества верующих и религиозного культа.

При выборе религии важно обратить внимание на следующее:

Определяя для себя, какая религия истинная, следует выявить, какие религиозные верования основаны на мифах или вымыслах, а какая – на подлинном Сверхъестественном Откровении. В числе критериев для определения истинности Сверхъестественного Откровения выделяют следующие: 1) сообщает человеку непосредственное ведение Бога; 2) преподаваемые в его рамках высочайшие истины таинственны и возвышенны; 3) удовлетворяет естественным религиозным, духовно-нравственным стремлениям и потребностям человека; 4) подтверждается чудесами, знамениями; 5) подтверждается сбыточностью преподаваемых в его рамках пророчеств (всем этим критериям удовлетворяет Откровение, преподававшееся через Божьих (библейских) пророков и апостолов). По словам православного богослова и историка религии С. С. Глаголева, «тот, кто твердо верит, что он исповедует религиозную истину, может только радоваться исследованию фактов, потому что добросовестное и тщательное исследование всегда ведет к истине».

От истинного откровения естественно ожидать:

а) отсутствия нелепых и безрассудных положений, противоречащих здравому смыслу, непреодолимых противоречий и аморальных требований, несогласных с совестью;

б) отсутствия лжи и двойных стандартов в области нравственности;

в) возвышенных и чистых вероучительных и моральных истин;

г) явного превосходства перед обыкновенным учением человеческим;

д) доступности для понимания человеческим разумом, по крайней мере, существенных положений;

е) наличия достоверных чудес и исполнившихся пророчеств.

  1. Истина одна, не может быть несколько противоречащих друг другу истин. Наиболее распространённые религии принципиально различаются в важнейших тезисах вероучения – представлении о Боге, мире, человеке и цели человеческой жизни. Утверждать, что все религии по сути говорят об одном – абсурдно. Бог не может Себе противоречить: не может быть, чтобы пророкам Моисею, Давиду, Исаие Он предсказывал одно, Евангелие Христос и Его апостолы свидетельствовали об этом же, а через 600 лет после Христа родился Мухаммад и стал утверждать совсем иное, претендуя на звания пророка Божия. При внимательном изучении разных религий становится очевидным, что при некоторых сходствах существуют и принципиально важные различия. Например, христианство говорит о Боге-Троице, ислам отрицает троичность Ипостасей в Боге, а буддизм и вовсе отрицает существование личностного Бога.
  2. Важно обратить внимание на фигуру основателя религии и исследовать:
  • от кого он получил откровение, общался ли он с Богом лично?
  • какова была его самооценка?
  • является ли он достойным примером для подражания с высокими моральными качествами?
  • менялось ли его мировоззрение в течение жизни?
  • были ли в его жизни грехи, ошибки?
  • что он оставил и завещал после своей смерти?

В любой другой религии мира, кроме христианства, личность учителя занимает второстепенное место по отношению к тому учению, которое он проповедует. Даже если человек, который это учение несет другим людям, является его непосредственным автором, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором – его автор. Если представить себе, что по каким-то причинам имя основателя той или иной религиозной традиции было забыто или вообще неизвестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой традиции. Самое главное – что именно проповедует та или иная религия. А кто проповедует – это уже вопрос второй важности. В христианстве все как раз наоборот. Главное место в жизни верующего человека занимает сам Христос, а Его учение и заповеди – это своего рода путеводители, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в «конце которого» стоит личность Божественного Учителя. «Я – свет миру» (Ин.8:12); «Я – путь и истина и жизнь» (Ин.14:6); «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), – эти и подобные им слова встречаются в Новом Завете очень часто, причем исходят они не только из уст самого Спасителя, но и от Его апостолов, которые видели в своем Учителе больше, чем просто пророка или основателя новой религии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, который пришел в этот мир спасти свое погибшее творение – человека. И вот уже две тысячи лет Церковь вслед за апостолом Петром на каждой Литургии повторяет слова, ставшие главными словами каждого христианина: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты – Христос, Сын Бога Живого».

azsaints 336 – Религия

На каком этапе истории возникла религия?

В XVIII–XX веке существовали различные теории происхождения религии, сходившиеся между собой в том, что религия появилась на определенном этапе развития человека (при этом хронологические рамки этого этапа определялись по-разному). Проблема всех этих теорий в их недоказуемости. Многие современные исследователи относятся к ним скептически, полагая, что решить вопрос о происхождения религии научным методом невозможно ввиду отсутствия надёжных фактических доказательств. Как известно, согласно Священному Писанию, первый человек был создан непосредственно Богом и с самого начала находился в общении с Творцом, то есть был человеком религиозным. По мнению этнографа, доктора исторических наук В.Р. Кабо, «нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с первыми проблесками человеческого разума, что она сопровождала человека на всем его историческом пути».

Почему в мире существуют другие религии, кроме христианства?

В самом начале истории существовала только одна религия – человек непосредственно общался с Богом в раю. После грехопадения, по мере умножения человеческого рода и всё большего уклонения людей в сторону зла истинные понятия о Боге вытеснялись в их памяти и сознании ложными, что вело их к отступлению от Бога. После потопа, когда из всех людей спаслось только семейство Ноя, обладавшего подлинными знаниями о Боге, люди вновь умножились на земле, и «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:21-23). Так возникло множество языческих культов. До заключения Богом завета с еврейским народом верность Богу хранили отдельные праведники, а после заключения хранителем веры в Единого и Истинного Бога стал израильский народ. С Пришествием в мир Христа, совершением Им Искупления и созданием Церкви, хранительницей и проповедницей истинной веры стала Вселенская Православная Церковь, к вступлению в которую призваны представители всех народов (Мф.28:19), все люди (Ин.12:32).

В нехристианских религиях можно выделить ложные положения и элементы истинных понятий о Боге и человеке. Наличие ложных положений обусловлено рядом факторов.

  1. Ошибки разума, воли и чувств: человек нуждается в просвещении, освящении Божественной благодатью; он не только ограничен по естеству, но и греховен.
  2. Неправильное влияние культурной среды, наставников, учителей.
  3. Ошибочная интерпретация собственных внутренних переживаний, восприятие их, как опыт переживания богообщения.
  4. Воздействие падших духов на человека.

С другой стороны, в ряде случаев приверженность человека той или иной нехристианской религии может свидетельствовать о его искреннем стремлении к богопознанию и богообщению. Заметим, что некоторые религиозные верования содержат положения, перекликающиеся в той или иной мере с положениями христианского веро- и нравоучения. Как отмечает свт. Иннокентий Херсонский, «во всех религиях более или менее прилично все то, что есть в христианстве». В частности, он находит в других религиях определенное соответствие православному учению о грехопадении человека: «Оно есть во всех религиях: все верили в золотой, потерянный век и ожидали восстановления его («все» в строгом смысле, даже дикие). Источником зла все признавали грех и, следовательно, спасали честь Творца». Кроме того, некоторое соответствие разных религий христианству он видит в их учениях о нравственном воздействии Бога на человека: «Все святые книги других народов говорят о нравственном действии Бога на душу».

Откуда это сходство между религиями? Св. Иннокентий приводит два объяснения: связанность с когда-то общим преданием и человеческие интуиции, связанные с его высшими потребностями. Примечательно последнее объяснение: «В натуре человека есть предрасположение ко всему тому, что мы встречаем в христианстве. Почему христианство явилось в этом, а не в другом виде? Потому что так устроена натура человеческая. Образ явления его определяется нуждой, а нужда – расположенностью природы человеческой. Следовательно, разум мог еще прежде, хотя темно, гадать, что произведет христианство, ибо сам видел, в чем нуждается человеческая природа. Скажут: это мог он сделать слишком поздно. Нет! Это мог сделать живой инстинкт, то есть безотчетное действие всех сил души, совокупно действующих, а инстинкт открывается весьма рано и всегда прежде логического рассудка».

Чем уникальна христианская религия?

  1. Уникальное учение о Боге. Ни одна другая религия в человеческой истории не учила о едином и вместе с тем троичном Боге – едином по сущности и троичном в Лицах (эти Лица – Отец, Сын и Святой Дух).
  2. Уникальное учение о Христе. Ни в одной иной религии не признается, что Христос – Единородный Сын Божий, восприявший в Свою Ипостась человеческое естество: Совершенный Бог и Совершенный Человек, умерший и воскресший (по человеческому естеству) ради нашего спасения.
  3. Уникальность пути к спасению. Христианское учение объявляет человека греховным; настаивает, что никакое количество праведных дел, само по себе, не позволяет человеку спастись; провозглашает, что есть только один путь к Богу, открытый через смерть и воскресение Господа Иисуса Христа; предлагает путь обожения без утраты личностного бытия.

Цитаты о религии

«Все религии – это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но христианство – это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос».
прот. Александр Мень

«Христианская вера является Божьим Откровением; все остальные религии – лишь попытки человека вернуть потерянную связь с Творцом».

«Христианство – это не набор информации, и посему, оно не может исчерпаться книгами. Христианство есть непосредственный опыт жизни в Боге».

«Конечно, у человека есть свобода заблуждаться в выборе религии – проблема в том, что у него нет свободы от последствий своего заблуждения».
Сергей Худиев

«В религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное блаженство, в этой уверенности всякий и держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь, а по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем основывали мы свою надежду. Что ж за ужасающее, что за раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут! Потому-то, пока есть время, пока мы еще на пути к решительной и неизменной вечности, всякий должен испытать и несомненно увериться – истинна ли та вера, которой он держится, и если окажется не истинною – отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к Богу и дарует несомненно вечное спасение. Господь не несвидетельствована Себе остави (Деян.14:17), а равно и единую истинную веру в Него».
свт. Феофан Затворник

«Для отцов Церкви никакой разницы между традиционными и нетрадиционными конфессиями не было. Священное Писание разделяет религии, только по одному принципу – одна истинная, все остальные ложные. Есть один путь ведущий к Богу. Господь сказал – Я Путь, Истина и Жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). И есть множество путей, которые выдумал дьявол, ведущие к гибели. Сам Господь сказал, что участь идолопоклонников в озере горящем огнём и серой. Это смерть вторая (Откр.21:8). Представители всех традиционных конфессий пойдут в ад. Сама суть религии заключается в том, что нужно ставить вопрос не традиционная религия или нетрадиционная, а истинная она или ложная. Любая религия на этом построена. Сейчас происходит попытка описать религию, как общественный институт, и я считаю, что так поступать в Церкви недопустимо. Если мы татарам или чеченцам или евреям или казахам не будем проповедовать Слово Божие, только потому, что они члены традиционных конфессий, то проявим дьявольскую бесчеловечность к ним. На самом деле получается жуткий такой расизм, что люди тюркских кровей там или кавказцы – недостойны спасения по причине своего языка. Это называется дискриминация в самом страшном смысле».
священник Даниил Сысоев

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka