Array ( [_ym_uid] => 1702605089499241131 [_ym_d] => 1702605089 [_ga] => GA1.2.954371022.1702648510 [ZNPHPSESSID] => c9bf0e0cbc0b04ca5e035291f9b2a14e [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [av_from_search] => yandex [av_csrf] => T1dlRrNSDLT0UURq [g_state] => {\"i_p\":1707460259207,\"i_l\":1} [_gcl_au] => 1.1.1474119033.1710659891 [_langs] => r [rmcookie] => S:6PqJ84YNxz-7ey-Grjeds3wqod8yp_CdzpnabNolmGqDdkDkDCbkhpSKNRLZ1jO9qwH46HKob9X2dKjweA6J8lVOwb-OhqHTo4NIIU6DVA92LJhttZKnugiMgw0L9Zp8L_n--cjhkmhISp6UJs65Svl--IgN_RJZvT3kwH369qvrH5HIbUIhE5gRAiLjC8_jnU6yrdmJCEyYNX49kALEblEA8oaEe-WU998dGJZpYKm3PrNR60oJE9CXALR9kDPe_eRiPtyAUMsyALNWgQpLqljz4pbvD1zh4G5PQvnCmFzplQTlZ9_m4I2kbcmzjCI9SbqmTfapIwSDNbytBCenWNH2gVVgv0Yrv-_oLZI9-OxWCqP4KWTF13Vja_OqXBdLSTkyyrWAepvOz4sHUFLmWRA5AzZiJO9xoICswHYaa0YEUX9m-2BN8_HOOuJMX-3K0b3QhBTffdwmyfEMHZc8i3dw9lvqEAalG5b1AKmI3Twh55IWPPWc8NcEUxYx4bsXc-fN06WIHCUhPMeyWklLbnYvGQCzYCrywkLzWgEitfMonIm8tE6D01X2GQ0x-lbUBVN7XjVBC2Gg0Q_DrnUrSd3F--nHQ6VbVIypvvVw6M-RkFK0mSbzSiSjfpkdBgPuGzY_ENK_sKsXlW9xH0upfaf_cGhJsobOTm697ywaTLk= [otrid] => S:24uwnLQC3OdG8EC5e48sOFp-5jHm3mLQsn2JDBfWJ4lPvix-eoRFFihKwt-W_CymXixLV90DhFn4l53Ulc-mFKFCxyjbjq8hSBiACIBlJLuQa_TAHvDj17Bzipjmb0Rm2_auNU6uV-NK_0-F1rJ32NYYFdQZhHACwQfENMXN9CnOrM1rpuFP7igATdIcOFz01ikqmeqhCc8jnlw5-lQ9gfDQRLJ1q7FZbHA= [_gid] => GA1.2.917418128.1713944104 [_ym_isad] => 2 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa )

Религия

Литература по теме

Рели́гия (от лат. religio, (возм. от лат. religare – соединять, или relegere — выделять, или reeligere — вновь избирать) –

1) особая форма взаимодействия человека (общества) со «сверхъестественным»;
2) истинная религия — Православие.

Религия стремится дать ответ на первостепенный для каждого человека вопрос о смысле жизни. В отличие от науки, устанавливающей лишь необходимые причинно-следственные связи и безличные законы природной жизни, религия раскрывает человеку цель его бытия, указывает его предназначение в мире – предназначение, исполнение которого означает исполнение миссии человека на Земле. Вне определения этого предназначения человеческая жизнь утрачивает всякий смысл, равноценна неосознанной животной жизни.

Раскрыть смысл человеческого существования религия может только раскрыв истинную Первопричину бытия, создавшую мир и наделившую его Своим смыслом. Религия призвана указать на Вечное Абсолютное бытие, пребывающее вне всех форм условностей и ограничений, обладающее всеми совершенствами в сравнении с ограниченным и условным бытием человека. Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней.

Но этим не исчерпывается сущность религии, поскольку она призвана не просто указать на Высшее бытие, но и раскрыть путь познания Высшего бытия – путь cоединения (religare – соединять) Абсолютного бытия и человека. Именно в раскрытии пути соединения Высшего бытия и человека и заключаются суть религии, поскольку именно в этом соединении есть смысл жизни человека.

Христианство является истинной религией, ибо христианство раскрывает Первопричину мироздания в Высшем Божественном бытии, определяя Бога как Духа, пребывающего вне явлений тварного мира. Христианское богословие ясно учит о Боге как Всесовершенном – Беспредельном, Самобытном, Неизмеримом, Вечном, Неизменяемом, Святом Существе, являющем Бесконечную благость и Бесконечное правосудие, чье Неограниченное Духовное Бытие всецело отлично от ограниченного бытия всех существ созданного Им мира.

В то же время христианство говорит не об абстрактном, чуждом человеческому познанию боге. Христианство учит о возможности познания Бога, поскольку Сам Бог раскрывается человеку во всей полноте, поскольку сам Бог воплощается в Человеке. Средоточие христианского Богопознания – Богочеловек Иисус Христос, Который есть Путь и Истина и Жизнь, ибо Он соединяет в Себе Божественную и человеческую природу, открывая возможность соединения с Богом для каждого верующего в Него.

Христианство является религией единения Бога и человека, религией, дарующей человеку правильные представления о Боге в неразрывной связи с возможностью обожения – соединения с Ним.

При выборе религии важно обратить внимание на следующее:

Бог – Творец этого мира, а не его часть. Соответственно, наиболее полно узнать и познавать Бога мы можем только из Его Откровения о Себе (сверхъестественного Откровения). Более абстрактно Бог познаётся из окружающего мира (как творец по его творению), что оставляет широкий простор для человеческой фантазии (отсюда многочисленные религии человеческого происхождения).

Слово «религия» можно буквально перевести как «воссоединение», восстановление связи с Богом. В христианстве цель – Богобщение, а главное Церковное Таинство Святого Причащения – соединение с Богом-Творцом. Истинный Бог – не деспот, не безразличное к своему творению существо, не абстрактная энергия, а Любящий Отец. Христианская любовь это не просто эмоция, она жертвенная, деятельная и бескорыстная.

Истина одна, не может быть несколько противоречащих друг другу истин. Стены религий всё же достигают до небес. Наиболее распространённые религии принципиально различаются в важнейших тезисах вероучения – представлении о Боге, мире, человеке и цели человеческой жизни. Утверждать, что все религии по сути говорят об одном – абсурдно. Бог не может Себе противоречить: не может быть, чтобы пророкам Моисею, Давиду, Исаие Он предсказывает одно, Евангелие Христа говорит то же, Христос и Его апостолы свидетельствуют об этом же, а через 600 лет после Христа рождается Мухаммад и выворачивает все наизнанку.

Даже общие черты вероучения или религиозной практики не должны усыплять наше внимание. Как остроумно заметил Честертон: «христианство и буддизм очень похожи, особенно буддизм». Бесцветные кристаллы цианистого калия по внешнему виду очень похожи на сахарный песок, но сахар дает нам энергию для жизни, а цианид калия несёт смерть. В таких вопросах как: кто есть Бог, для чего он создал мир, насколько далёк человек от Бога, как воссоединиться с Богом, а не в обрядах и не в нравственных нормах – принципиальное различие религий.

Является ли религия религией всеобщей или это система культурно-национальных традиций. Религия предполагает живое общение человека с Богом (личное обращение в молитве и соединение в таинствах), а не просто некий свод правил и обрядов. Не противоречат ли вероучительные принципы религии совести и нравственным принципам человека? Признаёт ли религия свободу воли?

Фигура основателя религии:

  • от кого он получил откровение, общался ли он с Богом лично?
  • какова была его самооценка?
  • является ли он примером для подражания?
  • менялось ли его мировоззрение в течение жизни?
  • были ли в его жизни грехи, ошибки?
  • что он оставил и завещал после своей смерти?

В любой другой религии мира личность учителя занимает второстепенное место по отношению к тому учению, которое он проповедует. Даже если человек, который это учение несет другим людям, является его непосредственным автором, все равно на первом месте стоит учение, а уже на втором — его автор. Если представить себе, что по каким-то причинам имя основателя той или иной религиозной традиции было забыто или вообще неизвестно, то этот факт ни в коей мере не повлиял бы на саму суть этой традиции. Самое главное — что именно проповедует та или иная религия. А кто проповедует — это уже вопрос второй важности.

В христианстве все как раз наоборот. Главное место в жизни верующего человека занимает сам Христос, а Его учение и заповеди — это своего рода путеводители, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в конце которого стоит личность нашего Божественного Учителя.

Я — свет миру (Ин.8:12); Я — путь и истина и жизнь (Ин.14:6); кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38), — эти и подобные им слова встречаются в Новом Завете очень часто, причем исходят они не только из уст самого Спасителя, но и от Его апостолов, которые видели в своем Учителе больше, чем просто пророка или основателя новой религии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, который пришел в этот мир спасти свое погибшее творение — человека. И вот уже две тысячи лет Церковь вслед за апостолом Петром на каждой Литургии повторяет слова, ставшие главными словами каждого христианина: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты — Христос, Сын Бога Живого».

Итак, христианин — это тот, кто верует во Христа. Вернее, тот, для кого Христос является стержнем всей его жизни. Без этого главнейшего условия наша вера превращается в пустую формальность, наши богослужения — в красивые спектакли, а наша мораль — в простую игру в бисер. Это очень жесткое и резкое утверждение, но это действительно так: без Христа христианство становится простой философией, которая может дать человеку очень многое. Философия не дает лишь самого Христа. А без Христа спастись невозможно.

Если язычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую Жертву Бог принес людям: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16)». Христианство основано, прежде всего, на любви и благодарности к Богу, а не исполнении законов и обрядовых норм.

Наилучшие представители сравниваемых религий (святые). Какие плоды дала их вера, как они повлияли на окружающих людей, какова была их самооценка. Были ли приобретённые ими качества «неотмирными», полученными от Бога или это был результат человеческих усилий: физической или психической тренировки?

При объективном исследовании религий важно отделить историческое течение религии от её позднейших отклонений и не смешивать грехи тех или иных последователей религии с её вероучительными положениями.

Почему христианство единственная истинная религия?

  1. Исторический аргумент: сбывшиеся пророчества, мученики.
  2. Вероучительный аргумент: решительное отличие догматических истин христианства как от всего комплекса идей, образующих содержание сознания язычников, так и от корневых принципов философствующего разума.
  3. Практический аргумент: святые.
  4. Нравственно-этический аргумент: христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой.

О причинах появления и существования нехристианских религий:

  1. Ошибки разума: разум должен быть просвещён божественной благодатью, т.к. и он повреждён в грехопадении.
  2. Ошибки воли: влияние своего этноса, учителя.
  3. Ошибки чувств: психические воздействия, подмена Бога собственными внутренними переживаниями.
  4. Воздействие падших духов на человека.

Можно ли утверждать, что иные религии по той или иной причине просто не «дозрели» до представления о Святой Троице и исповедуют Бога Отца?

Сын – Слово Бога Отца. Ум рождает Слово. Сын – вечное Откровение Отца. Можете ли Вы узнать, что у меня в уме без моего слова? Поэтому Христос и говорит: «Я есть путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Поэтому мы и утверждаем, что невозможно говорить о том, что у нас с иными религиями один Бог – Отец, мол, они нехристиане, но знают Бога Отца. Отец всегда открывается лишь Сыном в Духе Святом. Святой Дух – выразитель Сына!

Появление различных религий является одним из следствий первородного греха. Душа человека не может без Бога, не имея связи с Ним, она пытается Его создать.

Все религии можно классифицировать 2-мя методами: по близости к Богооткровенному православному христианству и по удалённости от него:

  • В самой дали стоит атеизм;
  • Перед ним буддизм, где Бог как Творец и Личность отрицаются;
  • Затем языческая религия индуизм, где богов много;
  • Затем ислам с его абстрактным монотеизмом (единым Богом), творцом добра и зла и предопределением человека;
  • Далее Иудаизм, хоть и весьма искажённо, но опирающийся на Ветхий Завет.

Цитаты о религии

«Все религии – это лестницы, которые человек строит, чтобы достичь неба, но христианство – это лестница, которую Бог спускает с небес на землю, и по этой лестнице к нам приходит Христос».
прот. Александр Мень

«Христианская вера является Божьим Откровением; все остальные религии – лишь попытки человека вернуть потерянную связь с Творцом».

«Христианство – это не набор информации, и посему, оно не может исчерпаться книгами. Христианство есть непосредственный опыт жизни в Боге».

«Конечно, у человека есть свобода заблуждаться в выборе религии — проблема в том, что у него нет свободы от последствий своего заблуждения».
Сергей Худиев

«В религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное блаженство, в этой уверенности всякий и держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь, а по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем основывали мы свою надежду. Что ж за ужасающее, что за раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут! Потому-то, пока есть время, пока мы еще на пути к решительной и неизменной вечности, всякий должен испытать и несомненно увериться — истинна ли та вера, которой он держится, и если окажется не истинною — отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к Богу и дарует несомненно вечное спасение. «Господь не несвидетельствована Себе остави» (Деян.14:17), а равно и единую истинную веру в Него».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka