Что такое духовная жизнь?




    1. Духов­ная жизнь чело­века – это жизнь, осу­ществ­ля­е­мая в соот­вет­ствии с его высшим при­зва­нием и пред­на­зна­че­нием, жизнь по запо­ве­дям Божьим, в един­стве с Богом.
    2. Духов­ность в свет­ском пони­ма­нии слова отли­ча­ется от духов­но­сти в хри­сти­ан­ском зна­че­нии. Под духов­но­стью в свет­ском пони­ма­нии может под­ра­зу­ме­ваться заня­тость твор­че­ством, напри­мер, лите­ра­тур­ным, худо­же­ствен­ным, теат­раль­ным и пр. При этом свет­ская духов­ность может раз­ви­ваться и вопреки хри­сти­ан­ской духов­но­сти. 
    3. Духов­ная жизнь хри­сти­а­нина фор­ми­ру­ется при содей­ствии Божьем, в про­цессе синер­гии, сора­бот­ни­че­ства хри­сти­а­нина и Бога. При содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати чело­век пре­об­ра­зу­ется из плот­ского, душев­ного в духов­ного, упо­доб­ля­ется Богу, обо­жи­ва­ется.
    4. В аске­ти­че­ском плане духов­ная жизнь чело­века вклю­чает два направ­ле­ния: пре­одо­ле­ние гре­хов­ных иску­ше­ний, борьбу с гре­хов­ными помыс­лами, жела­ни­ями, навы­ками, при­выч­ками, стра­стями, поро­ками и стя­жа­ние доб­ро­де­те­лей.
    5. Одна из харак­тер­ных черт под­лин­ной, здо­ро­вой духов­ной жизни – это трез­вость, выра­жа­е­мая, в част­но­сти, в пра­виль­ном отно­ше­нии спа­са­е­мого к Богу и к себе как к хри­сти­а­нину.
    6. Духов­ная жизнь хри­сти­а­нина не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками земной жизни (если, конечно, он не отсту­пит от Бога) – это жизнь вечная, жизнь во Христе. Начи­нать жить духов­ной жизнью сле­дует, не откла­ды­вая этого на «когда-нибудь потом».
    7. Хри­сти­а­нин отно­сится к смерти не так, как атеист, пони­мая, что жизнь про­дол­жа­ется и после смерти. Между тем, он хорошо знает, что его посмерт­ная участь зави­сит от образа его зем­ного бытия. Вот, в част­но­сти, почему памя­то­ва­ние о смерти может спо­соб­ство­вать пра­виль­ной орга­ни­за­ции земной жизни. В этой связи отцы-подвиж­ники при­зы­вали своих духов­ных чад (и не только их) к памя­то­ва­нию о смерти.
    8. Духов­ная жизнь вклю­чает себя не только вели­кие духов­ные подвиги, но и, каза­лось бы, «мало­зна­чи­тель­ные» дела и поступки. «Верный в малом и во многом верен; а невер­ный в малом неве­рен и во многом» (Лк.16:10).

    ***

    Духов­ный про­гресс удо­сто­ве­ря­ется в конеч­ном счете и наи­луч­шим обра­зом лишь одним: нашей спо­соб­но­стью любить. Любить — в смысле чистого ува­же­ния, слу­же­ния, бес­ко­рыст­ной при­вя­зан­но­сти, не тре­бу­ю­щей ответ­ной платы; в смысле «сим­па­тии», или «эмпа­тии», побуж­да­ю­щей нас забы­вать о себе, чтобы «со-чув­ство­вать», «чув­ство­вать в другом».
    Оливье Клеман

    «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки