- Почему считается, что курить грешно?
- Почему курение – страсть?
- Почему тогда курили некоторые святые?
- А как же протопресвитер Александр Шмеман? Он жил в ХХ веке, но известно, что и он покуривал.
- Как бросить курить?
- Бросать курить – это всегда болезненно?
- Кому молиться за табакозависимого человека?
- Как ещё можно помочь человеку, желающему освободиться от курения?
- Цитаты о курении
Куре́ние (табакокурение) - процесс вдыхания и выдыхания дыма тлеющего табака (иногда рассматривается как проявление страсти чревоугодия).
Почему считается, что курить грешно?
Курение наносит вред здоровью. Здоровье же – это дар Божий. Исходя из этого делают вывод, что курильщик не дорожит даром Божьим. Некоторые же утверждают, что поскольку тело христианина есть храм Божий, постольку курильщики из числа христиан, вредя своему здоровью, «разоряют» храм Божий, а в Священном Писании сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17).
Некоторые заключают о греховности курения исходя из следующего довода: даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучит, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?
Опять же, в пользу утверждения о греховности курения приводят и такой аргумент: пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, ещё и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться, поскольку пост перед Причастием начинается с полуночи, а зависимый не может выдержать такой промежуток времени.
Почему курение – страсть?
Курение – это зависимость. Она побуждает курильщика вновь и вновь искать удовлетворения. В этом видят признаки греховной страсти, которая доставляет душе только новые муки.
Почему тогда курили некоторые святые?
Действительно, русское духовенство XIX века не чуждалось табака. Например, святой равноапостольный Николай Японский писал в своём дневнике: «Вечером скучно было и хотелось курить, а между тем – бросил с воскресенья: более чем двадцатилетнюю привычку нелегко бросить, и только с помощью Божией можно сделать это. Епископу же, конечно, курить ни в каком случае нельзя» (см. «Дневники в С.-Петербурге и Москве, 1879 г.»).
С этой пагубной привычкой всю жизнь боролся и святой праведный Иоанн Кронштадтский, ей посвящено большое количество записей в его дневниках, хотя он не был заядлым курильщиком – курил 1-2 раза в месяц. Вместе с тем он пишет: «Истинно жало бесовское – эта жадность к пище и курению» («Дневник», 19 июня 1870 г.), «Курение всячески вредно: как ни легка и как ни хороша была сигара, вчера вечером мною воскуренная, но у меня расстроились нервы, и я не мог настоящим образом спать; потом была боль в пояснице и во рту было так неприятно, как от съеденной смолы. Бросить курить. Плоть шепчет: если мало курить, то полезно, например, полсигары: вздор – отвечаю я, и то вредно; да притом, как удержаться от курения, когда целая сигара в зубах, – заманчиво. Нет, решительно оставить. И потеря времени, когда куришь. Или возбуждает с нервами и душу? и рождаются хорошие мысли? Этого ожидай иным путем, не от сигары, а от Бога в усердной молитве и в чтении слова Божия и писаний святых отцов» («Дневник», 23 июня, 1872 г.).
Почему же курили святые? Святой - не значит безгрешный. С другой стороны, в конце XIX века была развита культура курения, а о вреде табака тогда знали мало. Курил тогда и император, и даже практически все дамы. Об этом упоминает английский полковник Веллеслей, побывавший на берегах Невы в 1870-е годы: «Петербург отличается от других европейских городов… болезненным видом большинства петербургских дам, благодаря… привычке курить».
А как же протопресвитер Александр Шмеман? Он жил в ХХ веке, но известно, что и он покуривал.
Не надо забывать, что протопресвитер Александр Шмеман умер в итоге от рака лёгких, и на развитие его болезни, да и на сам факт её, курение оказало очень сильное, может быть, даже решающее влияние.
Как бросить курить?
С Божией помощью всё возможно. Если мы обращаемся к Богу в молитвах, участвуем в Таинствах, Он помогает избавиться от этой зависимости.
Однажды купец предложил прп. Силуану Афонскому сигарету. Старец отказался, а купец стал настаивать, говорил: «Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Курение помогает часто в деятельной жизни: хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу…» Преподобный Силуан дал ему такой совет: «Вы, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, произнесите «Отче наш"». Купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». На это святой Силуан сказал: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».
Бросать курить – это всегда болезненно?
Случаи, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки, редки. И тут, скорее всего, можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.
Кому молиться за табакозависимого человека?
Молиться нужно в первую очередь Богу (так как Он Податель благ), Пресвятой Богородице (предстательствующей за нас пред Господом), всем Ангельским силам и всем святым. Однозначно делить святых на «сферы влияния» не следует – любой из них желает нам спасения в вечности.
Как ещё можно помочь человеку, желающему освободиться от курения?
Во многих епархиях существуют трезвеннические братства, общины людей, объединённых желанием противостоянии дурным склонностям, зависимостям. Можно пригласить туда нашего табакозависимого близкого.
Цитаты о курении
«Всякий делающий грех, есть раб греха».
Ин.8:34
Однажды у старца спросили «Грех ли мне курить?» Старец ответил «Не грех, а вот можешь не курить?» «Нет, не могу». «А вот это – грех!»
«Если человек ну никак не может избавиться от курения – пусть хотя бы попробует извлечь из своего греха некоторую пользу. Какую? Курящий человек совершенно наглядно убеждается в своей беспомощности, в своей несвободе. Казалось бы, мелочь какая-то – курящаяся палочка, чадящая, вонючая, а вот, поди ж ты, она имеет надо мною такую власть!
И однажды человек очнется, ужаснется своей повязанности и задумается: кто же я такой? Свободен ли я, или я раб каких-то диких вещей, каких-то странных привычек?.. Если это чувство однажды проснется в человеке, когда он будет доставать сигарету из пачки, то я думаю, что этот ужас может быть первым шагом на пути к христианскому покаянию».
диакон Андрей
«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человека возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить… Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более».
старец Амвросий Оптинский
Литература по теме
- Имеет ли курение какой-то мистический смысл или это просто страсть? диакон Андрей
- Апокалипсис мелкого греха архим. Иоанн (Шаховской)
- Табачный самогипноз
- Полюбил табак – впереди рак
- Почему курение является грехом? свящ. Афанасий Гумеров
- О табакокурении Лаврентий, епископ Курский
- Курить – бесу кадить? диакон Илья Кокин
Комментировать