Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Как правильно провести Рождественский
пост

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В понедельник, Небесным чинам бесплотным

Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

показать все

Апостолу и евангелисту Матфею

Тропарь апостолу и евангелисту Матфею, глас 3

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу и евангелисту Матфею, глас 4

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.

Перевод: Отбросив мытарства иго, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мысли свт. Феофана Затворника

(1Тим.1:1–7; Лк.14:12–15)

В указании, кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В Нагорной беседе о всех богоугодных делах – молитве, посте, милостыне – Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно (Мф.6:4, 6, 18). Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. 

Такой образ действования – не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу. Действование по заповедям в чаянии воздаяния – также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.

Притча дня

Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу, — говорил свт. Николай Сербский.
Если прольешь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.
Если пожелаешь чужого, возненавидишь свое, потеряешь и то, и другое.
Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.
Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.
Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих.
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.
Если, преследуя лисицу, настигнешь ее — вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его — петуха не вернешь и себя погубишь.

Основы православия

Тема 333.  Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года в благочестивой христианской семье. Он получил разностороннее образование и проявил большие дарования в науках. Его таланты привлекли внимание императора Ираклия (611-641), и он стал его первым секретарем. Однако, тяготясь соблазнами придворной жизни, он удалился из столицы и принял монашеский постриг.

В 633 году, по просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию, где началась его борьба с монофелитской ересью. Это лжеучение возникло после того, как Церковь (на IV Вселенском соборе в 451 году) осудила монофизитство – учение о том, что во Христе только одна (Божественная) природа.

Монофелитство выглядело как компромиссный вариант – во Христе признавались две природы (Божественная и человеческая), но одна воля, которая считалась свойством личности, а не природы. Однако такое представление приводило к ряду абсурдных выводов и в итоге возвращало Церковь к отвергнутой монофизитской ереси. Учение святых Отцов, которому следовал преподобный Максим, говорило о том, что воля есть свойство природы, и во Христе, таким образом, две воли – Божественная и человеческая. Монофелитское учение, однако, приобрело множество могущественных сторонников – в том числе его поддерживал император Констанс II, человек жестокий и грубый. По его приказу преподобный Максим был обвинён в измене и заключён в тюрьму. Святого подвергли пыткам, отрубили правую руку и язык, сослали в Колхиду. Но Господь чудесным образом вернул ему возможность говорить и писать.

Святой Максим оставил после себя множество толкований Священного Писания, догматических и аскетических сочинений. Предсказав свою кончину, преподобный отошёл ко Господу 13 августа 662 года.

Практические советы

Как быть, если разные священники дают разные советы?

Смотря по каким вопросам. По догматическим (вероучительным) или каноническим (дисциплинарным).

Среди вероучительных вопросов есть те, которые догматизированы Церковью, и те, по которым нет единого мнения. Для того чтобы право судить в этой области, необходимо учиться и не стесняться спрашивать у священника, если есть сомнения в правильности его учения. Иногда даже верная мысль бывает плохо выражена или плохо понята. Если же пастырь или преподаватель богословия упорствует в очевидном для многих догматическом заблуждении, то этот вопрос нужно направить на рассмотрение правящего архиерея (пример).

Что касается дисциплинарных вопросов, то существует хороший принцип – духовно окормляться у одного священника, а не у разных (выбирая из советов то, что угодно самому себе). Перед тем, как задать важный вопрос, следует помолиться Богу, чтобы получить угодный Ему совет.
Если мы ищем ответ в произведениях духовных писателей, то не будем забывать о важном принципе оценки совета: кто, когда, кому и по какому поводу это сказал.

Тест