Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Суббота
Старый стиль
7 ноября
Суббота
Новый стиль

20 ноября 2021

Поста нет. Глас 4-й

Мчч. Иеро́на, Иси́хия, Ника́ндра, Афана́сия, Мама́нта, Варахи́я, Каллини́ка, Феаге́на, Ни́кона, Ло́нгина, Фео́дора, Вале́рия, Ксанфа, Феоду́ла, Каллима́ха, Евге́ния, Феодо́ха, Остри́хия, Епифа́ния, Максимиа́на, Дуки́тия, Клавдиа́на, Фео́фила, Гига́нтия, Дорофе́я, Феодо́та, Кастри́кия, Аники́ты, Феме́лия, Евти́хия, Иларио́на, Диодо́та и Амони́та, в Мелитине пострадавших (III); прп. Ла́заря Галисийского, иеромонаха (1053).

Прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550); Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649); мч. Феодо́та Анкирского, корчемника (303); мч. Меласи́ппа, мц. Каси́нии и сына их, мчч. Антони́на (363) Авкта.

Сщмчч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, Михаила Адамонтова, Алекса́ндра Ильинского, Алекса́ндра Курмышского, Михаила Гусева, Алекса́ндра Крылова, Николая Романовского, Алекси́я Молчанова, Павла Борисоглебского, Васи́лия Краснова, Павли́на Старополева, пресвитеров, Иоа́нна Мошкова и Вениами́на Владимирского, диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Се́ргия (Зверева), архиепископа Елецкого, Николая Троицкого, пресвитера и мч. Гео́ргия Юренева (1937); Обре́тение мощей сщмч. Константина (Голубева), Богородского, пресвитера (1995).

Икона Божией Матери: «Взыграние» (Угрешская) (1795).

Чтения Священного Писания

Новомученики Русской Православной Церкви.
Весь цикл

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(2Кор.11:1–6; Лк.9:1–6)

«И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. 

Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. 

До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда, может быть, покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся». Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду, и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Притча дня

Как-то два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели еще открыть рта, чтобы изложить ему свое затруднение, как он предупредил их вопрос и вошел в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошелся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.
Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни, и снова прошелся между ними. Наконец, он оделся, как одевался постоянно, и сел с ними.
Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что он представил.

Тогда он им сказал:
— Хорошо ли заметили вы, что я сделал?

— Да, — ответили они.

— Но, — прибавил Иосиф, — заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?

— Конечно, нет!

— Помните же по сравнению с этим, что все созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточении духа.

Основы православия

Тема 324.  Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.

Святитель Григорий родился в городе Неокесарии в языческой семье. В юности он обратился ко Христу и стал учеником Оригена. Благочестивая жизнь и глубокая учёность святого Григория побудила епископа Каппадокийского города Амасии, Цедима, рукоположить его епископом города Неокесарии. Первоначально святой Григорий не желал такой чести, но потом, увидев в этом волю Божью, принял рукоположение.

Святителю Григорию принадлежит огромная роль в изложении православного учения о Святой Троице – составленный им Тайноводственный Символ веры был одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.). Как сказано в этом Символе, «нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица».

Святитель также прославлен своими чудесами – он исцелял больных, помогал бедным, примирял враждующих. Однажды два брата не могли поделить озеро, доставшееся им в наследство от отца. Каждый из них собирал сторонников, назревало кровопролитие. Святой провёл всю ночь молясь на берегу озера, а к утру обнаружилось, что предмет раздора исчез. Озеро ушло под землю.

Святитель обратил множество людей ко Христу. Перед его кончиной (около 270 года) в городе осталось только 17 язычников, а когда он вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.

Практические советы

Может ли женщина зайти в храм, если обстоятельства сложились так, что она не имеет с собой платка?

Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе. Во многих приходах на этот случай у входа лежат платки. Имейте в виду, что традиция покрывать в храме голову относится только к замужним женщинам. Также не обязательно покрывать голову именно платком, возможен любой другой головной убор.

Случайный тест