Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Четверг
Старый стиль
19 ноября
Четверг
Новый стиль

2 декабря 2021

Рождественский пост

Постный календарь. Глас 6-й

Прор. А́вдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.); мч. Варлаа́ма (ок. 304); прпп. Варлаа́ма пустынника и Иоаса́фа, царевича Индийского, и отца его Авени́ра царя (IV); свт. Филаре́та, митрополита Московского (Дроздова) (1867).

Прп. Варлаа́ма, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065); Обре́тение мощей прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского, игумена (1626); мч. А́зы и с ним 150-ти воинов (284–305); мч. Илиодо́ра Магидского (Памфилийского) (ок. 273).; прп. Иларио́на Грузина, чудотворца, иеромонаха (ок. 875) (Груз.); прп. Порфи́рия Кавсокаливита (Баирактариса) (1991).

Сщмч. Иоа́нна Вишневского, пресвитера (1920); сщмчч. Порфи́рия (Гулевича), Симферопольского, Иоаса́фа (Удалова), Чистопольского, епископов, Се́ргия Махаева, Михаила Дмитрева, Алекса́ндра Мишутина, Иоа́нна Малиновского, Константина Михайловского, Алекса́ндра Сереброва, Игна́тия Теслина, Иоа́нна Пирамидина, Симео́на Кривошеева, Иоа́нна Флоровского, Иа́кова Бриллиантова, Дими́трия Куклина, Иа́кова Передерия, пресвитеров, прмчч. Иоаса́фа (Крымзина), игумена, Генна́дия (Ребезы), архимандрита, Петра (Мамонтова), Гера́сима (Сухова), иеромонахов, Михаила (Кванина), архимандрита, мчч. Валенти́на Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофе́я Кучерова (1937).

Икона Божией Матери: «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Чтения Священного Писания

Здоровье, вечная молодость и вера

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Тим.3:1–13; Лк.16:1–9)

Притча о неправедном приставнике обличенном. Вишь как ухитрился он выпутаться из беды! Хоть бы всем нам так ухитриться устроять себе покойное житие по исходе из этой жизни! Но нет, «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8). Отчего приставник так всхлопотался? Оттого, что близка была беда. Близость беды возбудила энергию и сообразительность, и он скоро все уладил. А у нас будто не близка беда? Смерть может постигнуть каждую минуту, а за нею тотчас и «дай отчет в управлении твоем» (Лк.16:2). Все это знают, и, однакож, почти никто ни с места. Что это за омрачение? То, что никто не думает сейчас умереть, а полагает, что проживет день-другой; хоть и не определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда видится все еще впереди. Беда впереди – и соображения на случай беды отлагаются на будущее время. Целую жизнь оставаться в неисправности никто не думает, а только отлагает на нынешний день. А так как и вся жизнь слагается из нынешних дней и часов, то и не приходит озабоченность, как устроиться на будущее.

Притча дня

Одного старца спросили:
– Отче, а что такое грусть?
– Быть грустным – это значит все время думать о самом себе, – ответил он.

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Вячеслав Резников.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Прот. Василий Михайловский.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Аудиокниги и фильмы

В этой книге мы не найдем ответов абсолютно на все наши вопросы и решения для всех наших проблем. Но мы можем, читая ее, проникнуться православным духовным мировоззрением, в котором сможем открыть для себя Бога и человека. Многие из советов преподобного Порфирия носят очень личный характер и поэтому для нас могут быть неприемлемы. Его наставления всегда учитывали...

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Цветослов советов.

Автобиография преподобного Порфирия Кавсокаливита – уникальный текст, не вписывающийся ни в какие каноны. Это живое непосредственное изложение покоряет своей простотой, но и пугает своей живостью, к которой не привыкли в России. Именно простота является свидетельством подлинности. Поистине, это текст, который мгновенно покоряет самые твердые сердца...

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова.

Поучения преподобного Порфирия Кавсокаливита подойдут как новоначальным христианам, так и тем, кто искушен в православном богословии. Это чтение для тех, кто хотел бы обрести надежду на Бога...

Поучения преподобного Порфирия Кавсокаливита.

Основы православия

Тема 336.  Соотношение веры и разума.

Как соотносится разум (наша природная способность познавать истину) и вера – то, что Бог открывает нам в Церкви? На этот вопрос есть разные ответы, и многим из нас в своё время внушали, что разум противоречит вере, и то, к чему пришли люди, употребляя свою способность находить истину, побуждает их отвергнуть «библейские легенды». Как ни удивительно, такая точка зрения близка позиции некоторых протестантских богословов, согласно которым разум действительно противоречит вере, потому что первородный грех настолько подорвал нашу способность видеть истину, что мы в принципе не можем дойти до чего-либо, относящегося к Богу, без сверхъестественного откровения.

Более убедительной – и более укоренённой в истории Церкви – является другая точка зрения, которую выражает святой Апостол Павел: люди могут иметь некое познание о Боге и вне библейского Откровения – из природы и совести (Рим.1:19-20). Созерцая красоту тварного мира, можно прийти (как это и сделали ряд античных философов) к признанию реальности Творца. С другой стороны, совесть обнаруживает реальность нравственного закона, который указывает на Законодателя (Рим.2:14-15). Из размышлений над тварным миром можно прийти к признанию того, что у него есть личностный, всемогущий и благой Творец.

Конечно, такое убеждение само по себе ещё недостаточно для того, чтобы войти с Ним в общение и обрести ту жизнь вечную и блаженную, к которой Он нас призывает, – тот же Апостол Павел ревностно проповедовал всем людям Христа. Но оно приготовляет разум и совесть людей к принятию Благой Вести.

Практические советы

Может ли мирянин самостоятельно совершать каждение в домашних условиях?

Да, это возможно. Подробнее см.: Каждение.

Случайный тест