Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. 

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. 

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

Притча дня

Одного старца спросили, как может ревностный христианин не соблазниться, когда испытывает столько искушений: мир всячески противостоит ему, он видит монахов, возвращающихся в мир, понимает собственную слабость и т.д.?
Старец ответил: «Пусть вообразит себе собак, преследующих зайцев. Когда одна из них увидит зайца, немедленно бросается за ним — прочие видят только погнавшуюся собаку и сначала также побегут за ней, а потом возвращаются назад; первая же собака, которая увидела зайца, одна гонится, доколе его не поймает. Ее не отвлекают от цели ни то, что другие собаки отстали, воротившись назад, она не смотрит ни на стремнины, ни на лесные чащи, ни на колючие кусты и, пробегая сквозь тернии, часто бывает изранена, но не перестает бежать. Вот так же и ищущий Владыку Христа неуклонно стремится к Нему, побеждая все встречающиеся ему соблазны, доколе не достигнет цели».

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Василий Михайловский.
Прот. Вячеслав Резников.
Свт. Филарет Московский.
Митр. Сурожский Антоний.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 311.  Могли ли святые отцы ошибаться?

Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.

Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.

Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей - в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.

Практические советы

Добродетель простоты – не синоним греха невежества. Как известно, христианами были впервые названы учащиеся (Деян.11:26). Существует мнение, что обычному человеку, не претендующему на роль учителя, особых знаний в области христианства не требуется. Правила церковного благочестия, главные принципы христианской жизни постигаются достаточно быстро, но далее – в области духовной борьбы, аскетики – без систематических знаний продвинуться крайне сложно (случаи исключительных духовных подвигов мы не рассматриваем; кто из современных христиан способен подвизаться в пустыне 47 лет, как прп. Мария Египетская?...). Есть ещё путь духовного окормления у духоносного старца, подразумевающий предание себя в его волю, но у многих ли из нас есть такой старец и готовы ли мы к необходимой для этого норме послушания?...
Желательно пройти очное обучение на богословских курсах, дисциплинированным ученикам подойдёт и заочное обучение, например аудио- и видеозаписи лекций.

Случайный тест