Антиох Кантемир
Кантемир Антиох Дмитриевич, князь (1708–1744) – поэт, дипломат. Его, как и всех поэтов-сатириков, обычно зачисляют в безбожники, не вспоминая ни о первом и самом важном его стихотворном труде «Симфонии на Псалтирь», созданном девятнадцатилетним Антиохом Кантемиром в годы, когда вся семья молдавского господаря Дмитрия Кантемира переехала в Россию, ни о последующих. В 1722 году Кантемир-отец вместе со своим младшим сыном сопровождал Петра Великого в знаменитом Персидском походе, «прорубавшем окно» России в Азию. Впоследствии он войдет в русскую поэзию своими сатирами, но одна из них, названная «Песнь I», как раз и называется «Противу безбожных», во второй песне развиваются те же мысли «О надежде на Бога».
К числу самых значительных его произведений принадлежат переложения 36 и 72 псалмов. Его псалом 36 начинается строками, которые можно поставить эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Антиоха Кантемира:
Кто любит Бога, не ревнуй лукавым,
Ниже завиди грешникам неправым,
Ибо исчезнут, яко трава вскоре,
Яже зелена при утренней зоре
И цвет ей красен, скрепленный росою,
Потом увянет, посечен косою…
Началом его творческого пути была «Симфония на Псалтирь». Этот «трудок», писал он в 1727 году, «сочинися аки бы сам собою, за частое во священных псалмопениях упражнение, имиже богодухновенный царь Давид всевышнему Богу хвалу воспеваша и божественная прославляша благодеяния».
Песнь I
Противу безбожных
Тщетную мудрость мира вы оставьте,
Злы богоборцы! обратив кормило,
Корабль свой к брегу истины направьте,
Теченье ваше досель блудно было.
Признайте Бога, иже управляет
Тварь всю, своими созданну руками.
Той простер небо да в нем нам сияет,
Дал света солнце источник с звездами.
Той луну, солнца лучи преломляти
Научив, темну плоть светить заставил.
Им зрятся чудны сии протекати
Телеса воздух, и в них той уставил
Течений меру, порядок и время,
И так увесил все махины части,
Что нигде лишна легкость, нигде бремя,
Друг друга держат и не могут пасти.
Его же словом в воздушном пространстве,
Как мячик легкий, так земля катится;
В трав же зеленом и дубрав убранстве
Тут гора, тамо долина гордится.
Той из источник извел быстры реки,
И песком слабым убедил схраняти
Моря свирепы свой предел вовеки,
И ветрам легким дал с шумом дышати,
Разны животных оживил Он роды.
Часть пером легким в воздух тела бремя
Удобно взносит, часть же сечет воды,
Ползет иль ходит грубейшее племя.
С малой частицы мы блата сплетены
Того ж в плоть нашу Всесильными персты
И устен духом Его оживленны;
Он нам к понятью дал разум отверзтый.
Той, черный облак жарким разделяя
Перуном, громко гремя, устрашает
Землю и воды, и дальнейша края
Темного царства быстр звук достизает;
Низит высоких, низких возвышает;
Тут даст, что тамо восхотел отьяти.
Горам коснувся – дыметь понуждает:
Манием мир весь силен потрясати.
<1730–1731>
Песнь II
О надежде на Бога
Видишь, Никито[1], как крылато племя
Ни землю пашет, ни жнет, ниже сеет;
От руки высшей, однак, в свое время,
Пищу, довольну жизнь продлить, имеет.
Лилию в поле видишь многоцветну –
Ни прядет, ни тщет; царь мудрый Сиона,
Однако в славе своей столь приметну
Не имел одежду. Ты голос закона,
В сердцах природа что от век вложила
И Бог во плоти подтвердил, внушая,
Что честно, благо, – пусть того лишь сила
Тобой владеет, злости убегая.
О прочем помысл Отцу Всемогущу
Оставь, который с облак устремляет
Перуны грозны и бурю, дышущу
Гибель, в приятно ведро обращает.
Что завтра будет – искать не крушися;
Всяк настоящий день дар быть считая,
Себе полезен и иным потщися
Учинить, вышне наследство жадая.
Властелин мира нужду твою знает,
Не лишит пищи, не лишит одежды;
Кто Того волю смирен исполняет,
Не отщетится своей в нем надежды.
<1730–1740>
[1] Песнь обращена к Никите Трубецкому.
Комментировать