Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Владимир Мономах

(18 голосов4.0 из 5)

Владимир Мономах

Мономах Владимир Всеволодович (1053–1125) – князь Смоленский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1113 г.), православный мыслитель, духовный писатель. Сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха, от которого унаследовал почетное родовое прозвище Мономах (греч. – единоборец).

Еще при жизни прославился своими «великими» и «малыми» военными походами (только «великих», по его словам, было 83, остальных он даже не упомнил) и мудростью, справедливостью, что нашло отражение в составлении законов, легших в основу знаменитой Русской Правды.

Одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха, вошедшее в состав «Повести временных лет» под 1096 годом. «Весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения», – отмечает современный исследователь Сергей Перевезенцев, – глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого Киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру».

В этом отношении характерно само построение «Поучения». В самом начале его Владимир Мономах рассказывает, как в решающей момент, когда к нему приехали послы от братьев с предложением принять участие в усобице, он отказался креста переступати, нарушить крестное целование, которое для него было гораздо важнее, чем все другие доводы.

И свое поучение детям он начинает с того, как, взяв Псалтырь и в печали разгнув ее, вынул слова: «О чем печалишься, душа моя?..» Владимир Мономах, как это и было заведено в Древней Руси, гадает по Псалтыри. И все его дальнейшие поучения основаны на этих, собранных и сложенных по ряду изречениях из Псалтыри, что уже само по себе имело сакральное значение. Это не языческий обряд, а именно христианский обычай. Человек принимал важнейшие решения, соотнося свои желания и поступки с выпавшими из Псалтыри Божественными словами.

По Псалтыри пели молитвы в церкви и дома, сызмальства обучались по ней четью-петью церковному – чтению одновременно с пением, она была первым и единственным на протяжении многих столетий букварем, и по Псалтыри же решались как личные судьбы, так и всего государства.

Извлечения из Псалтыри предваряют его собственные наставления детям, о которых он говорит: если вам мои не понравятся, то хотя бы передняя принимайте.

Владимир Мономах поучает своих детей и тому, как и когда молиться, приводит примеры утренних, вечерних и покаянных молитв.

В «Поучении» молитвы играют не менее важную роль, чем в «Сказаниях о Борисе и Глебе», основанных на молитвах, как «Поучение» – на Псалтыри, которая, в свою очередь, тоже является сводом библейских молитв. Но в «Повести временных лет» сразу же за «Поучением» помещена еще одна молитва, впрямую никак с ним не связанная. Одни исследователи считают, что это продолжение «Поучения», дополнение к нему. Другие видят в ней самостоятельное произведение, принадлежащее Владимиру Мономаху точно так же, как его «Письмо» к Олегу Святославичу.

Несомненно лишь одно: в летопись включены три произведения, связанных с именем Владимира Мономаха, – «Поучение», «Письмо» и «Молитва»; в первом он обращается к детям, во втором – к двоюродному брату Олегу Святославичу, а в третьем – к Богу. Они написаны в разное время и по разным поводам, но в «Повести временных лет» представлены вместе, одно за другим, как единое произведение, состоящее из трех частей, – древнерусский триптих.

В первой части Владимир Мономах поучает и наставляет своих детей в том, как строить собственную и государственную жизнь, сохраняя в сердце самый главный закон – страх Божий.

Во второй – обращается к тому самому Олегу «Бориславовичу» из «Слова о полку Игореве», прославившемуся принесенным им горем, в том числе и убийством младшего сына самого Мономаха Изяслава, который был его крестным сыном. Отсюда эти слова в письме Мономаха – «дитя мое и твое». Олег убил их общего сына. Но даже в этой крайней ситуации Владимир Мономах пытается найти пути к примирению, а не мщению, дабы Русскую землю не погубить, избежать еще одного преступления – братоубийства.

Третья, заключительная часть триптиха, – молитва о всей Русской земле. Это вовсе не значит, что Владимир Мономах создавал «Поучение», «Письмо» и «Молитву» как триптих, но в летописи они предстают именно таковым.

В основе «Молитвы» Владимира Мономаха – покаянный канон Андрея Критского. Через восемь веков А.К.Толстой создаст свой покаянный канон Иоанна Дамаскина, о котором, уже в XX веке, Иоанн (Шаховской) скажет: «Более великого поэтически-христианского произведения нет в русской литературе». Канон Владимира Мономаха – столь же великое произведение, но древнерусской литературы. Эта молитва стоит у истоков всей русской поэзии.

Молитва Владимира Мономаха

«Премудрости Учитель и смысла Даятель, заблудшим Наставник и нищим Защитник! Утверди в разуме сердце мое, Владыко! Дай мне нужное слово, Отче, не возбраняй устам моим вопияти тебе: «Милосердный, помилуй падшего!» Вера моя – Бог, прибежище мое – Христос, покров мой – Дух Святой».

«Надежда и укрытие мое, не презри меня, Благая! Ибо Ты – Помощница в печали и в болезнях, и от бед всех, и Тебя восславляю, Всепетая!»

«Понимайте и видьте, что Я – Бог, Испытующий сердца и Ведающий мысли, Обличающий дела, Опаляющий грехи, Судящий сироту, и убогого, и страждущего».

«Склонись, душа моя, и о делах своих, кои содеяла, помысли, пред глазами своими представь их и каплю слез своих урони, и открой свои деяния и мысли Христу, и очистись».

«Андрей честной, Отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да освободимся все от гнева, и печали, и тли, и греха, и бед, чтящие память твою верно».

«Дева-Матерь Чистая, храни град Свой, благоверно во имя Твое царствующий, да Тобою укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех войнах, опрокидывает противника и делает покорным. О, Всепетая Матерь, родившая Пресвятое из всех святых Слово! Прими нынешнее наше повиновение и от всякой напасти и грядущей муки защити вопиющих к Тебе. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: «Склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, непрестанно тонущих в скорбях, и сохрани Твой Град от всякого вражьего пленения, Богородица!»

«Пощади, Боже, удел Твой, всеми нашими прегрешеньями пренебреги, видя теперь нас, молящихся Тебе, на земле Родившей Тебя безсеменно, земную милость Благоволившую воплотиться, Христе, в человека. Пощади меня, Спасе, Родившийся и Сохранивший Родившую Тебя нетленною по рождестве, и когда воссядешь судити дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец».

«Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом Обрадованная, верующим исправленье! Спаси меня, погибающего, к Сыну Твоему вопиющего: «Помилуй мя, Господи, помилуй мя! Коли хочешь судить – не осуди меня на вечный огонь, не обличай меня в ярости Твоей – молят Тебя Дева Пречистая, рождшая Тебя, Христе, сонм ангелов и мучеников Собор. Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, Коему подобает честь и слава, Отцу и Сыну, и Святому Духу, всегда, и ныне, и присно вовек!»

Аминь!

Перевод Юрия Могутина

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »