- Преподобный Митрополит Иларион
- Преподобный Феодосий Печерский
- Владимир Мономах
- Преподобный Кирилл Туровский
- Преподобный Максим Грек
- Иван Грозный
- Семен Шаховской
- Иван Хворостинин
- Протопоп Аввакум
- Алексей Онуфриев
- Мардарий Хоников
- Монах Герман
- Евфимия Смоленская
- Симеон Полоцкий
- Карион Истомин
- Феофан Прокопович
- Святитель Димитрий Ростовский
- Антиох Кантемир
- Василий Тредиаковский
- Михаил Ломоносов
- Александр Сумароков
- Григорий Сковорода
- Михаил Херасков
- Василий Майков
- Василии Петров
- Ипполит Богданович
- Александр Перепечин
- Федор Козельский
- Алексей Ржевский
- Иван Тургенев
- Александр Вындомский
- Гавриил Державин
- Сергей Тучков
- Яков Княжнин
- Иван Лопухин
- Ермил Костров
- Николай Николев
- Николай Шатров
- Федор Дмитриев-Мамонов
- Иван Крылов
- Николай Львов
- Василий Капнист
- Федор Ключарев
- Александр Радищев
- Павел Голенищев-Кутузов
- Николай Карамзин
- Алексей Мерзляков
- Александра Мурзина
- Мария Поспелова
- Мария Москвина
- Юрий Нелединский-Мелецкий
- Максим Невзоров
- Василий Пушкин
- Иван Дмитриев
- Михаил Вышеславцев
- Ефим Люценко
- Федор Ленкевич
- Семен Родзянко
- Дмитрий Хвостов
- Сергей Глинка
- Василий Жуковский
- Священник Гавриил Пакатский
- Федор Глинка
- Сергей Ширинский-Шихматов
- Александр Грибоедов
- Вильгельм Кюхельбекер
- Кондратий Рылеев
- Александр Одоевский
- Гавриил Батеньков
- Александр Пушкин
- Петр Вяземский
- Евгений Баратынский
- Александр Измайлов
- Николай Анненков
- Платон Ободовский
- Василий Григорьев
- Александр Крылов
- Платон Ширинский-Шихматов
- Николай Гнедич
- Семен Раич
- Дмитрий Веневитинов
- Михаил Погодин
- Дмитрий Долгоруков
- Андрей Муравьев
- Михаил Максимов
- Федор Слепушкин
- Александр Ротчев
- Дмитрий Ознобишин
- Иван Мятлев
- Нестор Кукольник
- Николай Языков
- Иван Козлов
- Степан Шевырев
- Михаил Деларю
- Евгений Гребенка
- Эдуард Губер
- Владимир Соколовский
- Николай Гоголь
- Михаил Глухарёв
- Федор Тютчев
- Алексей Хомяков
- Владимир Бенедиктов
- Кузьма Третьяков
- Алексей Кольцов
- Петр Ершов
- Михаил Лермонтов
- Надежда Теплова
- Иван Лажечников
- Евдокия Ростопчина
- Иван Бороздна
- Михаил Дмитриев
- Александр Норов
- Авдотья Глинка
- Иван Аксаков
- Константин Аксаков
- Святогорец (С.А. Веснин)
- Иван Кульжинский
- Елизавета Шахова (Мать Мария)
- Юлия Жадовская
- Василий Красов
- Иван Клюшников
- Евгений Милькеев
- Федор Миллер
- Аполлон Григорьев
- Иван Тургенев
- Афанасий Фет
- Лев Мей
- Аполлон Майков
- Алексей Плещеев
- Яков Полонский
- Николай Некрасов
- Николай Добролюбов
- Всеволод Крестовский
- Алексей Толстой
- Ольга Мартынова
- Петр Валуев
- Николай Щербина
- Священник Алексей Лунин
- Алексей Апухтин
- Арсений Голенищев-Кутузов
- Михаил Розенгейм
- Александр Ключарев
- Лиодор Пальмин
- Константин Фофанов
- Константин Случевский
- Екатерина Бекетова
- Алексей Жемчужников
- Семен Надсон
- Владимир Соловьев
- Мария Ватсон
- Иван Лялечкин
- Петр Порфиров
- Александр Яхонтов
- Петр Якубович
- Елизавета Гадмер
- Николай Минский
- Петр Бутурлин
- Семен Киснемский
- Павел Потехин
- Священник Филипп Пестряков
- Иван Белоусов
- Преподобный Варсонофий
- Константин Льдов
- Дмитрий Цертелев
- Ольга Чюмина
- Александр Федоров
- Семен Фруг
- К.Р. (Константин Романов)
Протопоп Аввакум
Аввакум Петров (1620–1682) – религиозный писатель, публицист. Староверов и нововеров разделило, конечно, не просто троеперстие и двуперстие, а неизбежное историческое столкновение старой и новой Руси, олицетворением которого в середине XVII века и стало противостояние двух нижегородских земляков – патриарха Никона и протопопа Аввакума. «Виршами философскими не обык речи красить», – так скажет Аввакум о своих посланиях, в которых, как и в двуперстии, он остался верен старой вере. Его современники, поэты-виршевики, начали осваивать польские верши (двустишия, скрепленные рифмами) при Симеоне Полоцком, появившемся в Москве в 1664 году и сыгравшем одну из основных ролей не только в религиозном, но и в литературном расколе. Протопоп Аввакум – последний из могикан поэзии Древней Руси. Молитвы входят в «Житие» и проповеди Аввакума точно так же, как во все другие произведения Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси – от Илариона и Нестора до Максима Грека и Ивана Грозного.
Три молитвы самого Аввакума сохранились в рукописных книгах и являются едва ли не последними образцами досиллабической молитвенной поэзии. Характерно, что в них тоже есть рифма, но не парная, а как в народных песнях и духовных стихах, в «Слове о полку Игореве» и во всей древнерусской поэзии, – свободная, основанная на ритме. Парная рифма виршевиков – первые младенческие шаги русской поэзии в новой стихотворной галактике, но и в дальнейшем она еще не раз вернется к «белому» стиху.
В одном из самых ранних посланий к своей духовной дочери боярыне Федосии Морозовой он подробно объясняет «правило нощное и старое пение»: «Егда молишися, вниди в клеть свою, затвори двери своя, сиречь все помыслы злыя отринь и единому Богу гори душою; воздохни со восклицанием и рцы: «Господи, согрешила, окаянная, прости! Несмь достойна нарещися дщерь Твоя, сотвори мя, яко едину от наемниц Твоих!» Еще же глаголю. Аще и все добродетели сотворишь, рцы душе своей: «Ничто же благо сотворих, ни начах добро творити». Нощию вставай, – не людем себя приказуй будить, но сама воспряни от сна без лености, – и припади, и поклонися сотворшему тя. А ввечеру меру помни сидеть. Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи: егда же великий прилунится – тогда главою до земли. А нощию триста метаний на колену твори. Егда совершиши сто молитв стоя, – тогда «Слава» и «Ныне», «Аллилуия»; и тут три поклоны великия бывают».
Стих о душе
О душа моя, что за воля твоя?
Иже ты сама в такой дальней пустыни
Яко бездомная ныне ся скитаешь,
И с зверми дивими житие свое имеешь,
И в нищете без милости сама себя изнуряешь,
Жаждею и гладом лютее ныне умираешь.
Почто создания Божия со благодарением не приимаешь?
Али ты власти от Бога не имеешь
Доступи сладости века сего и телесныя радости?
Хвала о церкве
Се еси добра, прекрасная моя,
Се еси добра, любимая моя.
Очи твои горят, яко пламень огня,
Зубы твои белы пачи млека,
Зрак лица твоего паче солнечных луч,
И вся в красоте сияешь, яко день в силе своей.
Вопль к Господу
Послушай меня, Боже, послушай меня,
Царь Небесный, Свет, послушай меня!
Да не возвратится вспять ни един из них,
И гроб им там устроиши всем!
Приложи им зла, Господи, приложи
И погибель им наведи,
Да не сбудется пророчество дьявольское.
Комментировать