Array ( )

Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Владимир Бенедиктов

(12 голосов4.0 из 5)

Оглавление

Владимир Бенедиктов

Бенедиктов Владимир Григорьевич (1807–1873) – поэт, переводчик. Его первая поэтическая книга вышла еще при жизни А.С. Пушкина и имела сенсационный успех. «Не один Петербург, – вспоминал Яков Полонский, – вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова. Он был в моде – учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга молодые франты, хвастались, что им удалось заучить наизусть только что написанные и еще нигде не напечатанные стихи Бенедиктова. И эти восторги происходили именно в то время, когда публика с каждым годом холодела к высокохудожественным произведениям Пушкина, находила, что он исписался, утратил звучность – изменил рифме и все чаще и чаще пишет белыми стихами». Все это будет названо позднее «бенедиктовщиной», которую, как и «надсовщину» конца XIX века, предадут анафеме. Статьи Белинского сыграли в этом не последнюю роль. «Неистовый Виссарион» выбрал его основной мишенью в полемике с «возвышенной пустотой» псевдоромантической поэзии. «Феномен Бенедиктова» заключается не только в невероятно быстрой славе, но и в столь же невероятно быстром забвении. В 50‑е годы он был уже в числе «забытых» поэтов, заживо погребенных. Не помогли даже стихи «гражданского толка», опубликованные в некрасовском «Современнике». В одном из них, обращаясь «К новому поколению», он призывал:

…Молитесь! Ваша жизнь да будет с мраком битва!

Пусть будет истины светильником она!

Слышней молитесь! Жизнь – единая молитва,

Которая слышна.

Молитесь же – в борьбе с гасильниками света,

В борьбе с невежеством и всяким злом земным!

Бог вам послал Царя – хвала и многи лета!

Молитесь вместе с ним!

Прямую, верную прокладывать дорогу

Вы, дети, научась блужданием отцов,

Молитесь, бодрые, живым живому Богу –

Прочь золотых тельцов!

Молитесь Господу – не лицемерья скукой!

Не фарисейства тьмой, не вздорным ханжеством,

Но – делом жизненным, искусством и наукой,

И правды торжеством!

И если мы порой на старине с упорством

Стоим и на ходу задерживаем вас

Своим болезненным, тупым противоборством, –

Шагайте через нас!

Что дети и сделали, шагнув через самого Бенедиктова как одного из представителей этой старины, не услышав самых главных слов в его призыве – «молитесь!», «прочь золотых тельцов!..».

Лишь современные исследователи отметят, что поздний Бенедиктов приближается по уровню к поэзии Федора Тютчева. В 1982 году Вадим Кожинов издаст сборник «Поэты Тютчевской плеяды», который начинается с имени Тютчева и завершается именем Бенедиктова. Во вступительной статье Вадим Кожинов напишет об этом необычном для того времени ряде имен: «Наиболее характерно в данном случае, что и читатели, и даже литературоведы знают только лишь ранние произведения этих поэтов, созданные в 1820–1830‑х годах, – произведения, которые еще близки по духу и стилю к поэтам пушкинского круга. Между тем большая по объему и наиболее самобытная и художественно цельная часть поэзии Вяземского, Федора Глинки, Хомякова, Шевырева, Бенедиктова создана в 1840–1850‑х годах (или даже позднее)». Ныне к этому можно лишь добавить то, о чем вынужден был умолчать Вадим Кожинов, когда писал о Тютчевской плеяде и самом Тютчеве: «Тютчевская поэзия была, или, вернее, не могла не быть «философской» по самой своей природе; ее лирический герой не мог не быть прежде всего и главным образом мыслителем». Все встанет на свои места, если вспомнить знаменитое тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь». Тютчев и вся Тютчевская плеяда поэтов, названная так по аналогии с Пушкинской плеядой, – это не просто философская поэзия, «поэзия мысли», а прежде всего – религиозная поэзия. Бенедиктов завершает Тютчевскую плеяду русских религиозных поэтов.

Уникальнейшим в этом отношении является поэтический диалог Владимира Бенедиктова с поэтессой Елизаветой Шаховой, в котором наиболее полно выражена та же самая проблема, которая в наше время во всей своей остроте предстанет в одном из самых последних стихотворений Юрия Кузнецова «Поэт и монах», начинающегося строками: «То не сыра земля горит, // Не гул расходится залесьем, – // Поэт с монахом говорит, // А враг качает поднебесьем…»

Этому разговору поэта с монахом (Бенедиктова с инокиней Марией и епископом Игнатием Брянчаниновым) посвящен биографический очерк о Елизавете Шаховой.

Молитва поэта

Творец! Ниспошли мне беды и лишенья,

Пусть будет мне горе и спутник и друг!

Но в сердце оставь мне недуг вдохновенья,

Глубокий, прекрасный, священный недуг!

Я чувствую, Боже: мне тяжко здоровье,

С ним жизни моей мне невидима цель.

Да будет же в мире мне грусть – изголовье,

Страдание – пища, терпенье – постель!

Земная надежда как призрак исчезни!

Пусть мрачно иду я тропой бытия!

Но в сладких припадках небесной болезни

Да снидет мне в душу отрада моя!

Когда же, отозван небес произволом,

Меня он покинет – желанный недуг,

И дар мой исчезнет, и стройным глаголом

Не будет увенчан мой тщетный досуг, –

Дозволь мне, о небо, упадшему духом,

Лишенному силы, струнами владеть, –

На звуки склоняясь внимательным слухом,

Волшебные песни душой разуметь!

С земли воздымаясь до горнего мира,

Пророческий голос отрадой мне будь!

До сердца коснется знакомая лира –

Увлажатся очи и двигается грудь!

<1839>

Стихотворное послание к Елизавете Шаховой, на которое последовал ее ответ, опубликованный в «Литературных прибавлениях к Журналу Министерства народного просвещения на 1839 год». Но само стихотворение Бенедиктова «Молитва поэта» было опубликовано лишь в 1979 году.

Благовещение

Кто сей юный? – В ризе света

Он небесно возблистал

И, сияющий, предстал

Кроткой Деве Назарета;

Дышит радостью чело;

Веют благовестью речи;

Кудри сыплются на плечи;

За плечом дрожит крыло.

Кто сия? – Покров лилейный

Осеняет ясный лик,

Долу взор благоговейный

Под ресницами поник;

Скрещены на персях руки;

В персях сдержан тихий вздох,

Робкий слух приемлет звуки:

«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый –

Искупления глашатай,

Ангел, вестник торжества,

Вестник тайны воплощенья;

А пред ним – полна смиренья –

Дева, Матерь Божества.

<1842–1850>

Молитва

Спаси, о Господи, людей – Твое созданье!

Благослови Твое, о Боже, достоянье!

К подножью Твоего святого алтаря

Склоняясь, молимся за нашего царя:

Благослови его в его деяньях дивных,

Победу даруя ему на сопротивных!

Престол его Своим покровом осени

И жительство Твое крестом Твоим храни!

Современная молитва

Владыко мира – Царь вселенной,

Чей храм – земля и неба свод!

Взгляни! С душою умиленной,

С главою, пеплом покровенной,

Перед Тобой стоит народ.

Он упивался ложным блеском,

Величья в прахе он искал,

И в вихре браней, с шумом, с треском,

Непобедимый – общим плеском

Себе он сам рукоплескал.

И днесь, сознав той бренность славы,

С себя гордыни свеяв дым,

Он видит, что Твоей державы

Одни незыблемы уставы,

Единый Ты – непобедим.

Тогда как спали мы глубоко,

Гордясь величьем наших снов,

Друзьями преданы жестоко, –

Ты от заката и востока

Послал к спасенью нам – врагов.

Свод неба стал кровавым сводом, –

И Ты, Всевышний, усмирил

Нас роковым событий ходом,

И над смирившимся народом

В Царе Ты благость воцарил.

Во многолюдстве вдруг безлюдьем

Себя пришлось нам упрекнуть; –

А враг небесным правосудьем

Был послан, избран лишь орудьем,

Чтоб дух сознанья в нас вдохнуть.

Гнездо нечестья было свито

От давних лет в родном краю.

Средь обновившегося быта –

Ты видишь, Господи, – открыто

Несем мы исповедь свою.

Публично наше покаянье

В давно таившихся грехах:

Текущих дней книгописанье

Есть нашей плоти истязанье –

Верига в прозе и в стихах.

Себя мы письменно бичуем,

Да болью новою своей

Болезни духа уврачуем

И тихо, мирно завоюем

Свет человеческих идей.

Скрепи в нас веру и надежду,

Создатель! с темных душ сними

Косненья грубого одежду,

Смягчи упорных, а невежду

Лучом познанья вразуми!

<Середина 1850‑х гг.>

Сонет святой Терезы 

Нет, Боже, я к Тебе любовью пламенею

Не потому, что мне Ты небо обещал;

Не потому Тебя я оскорбить не смею,

Что душу робкую Ты адом застращал.

Ты пригвожден к кресту – и я благоговею;

Люблю Тебя за то, что тяжко Ты страдал;

Своими язвами и смертию своею

Глубокую любовь Ты в сердце мне влиял.

Любовь к Тебе мне все: дыханье, жизнь, отрада.

Скажи, что рая нет – я прочь не отступлю;

Твой гнев меня страшит, а не мученье ада.

Лиши меня всего – с любовью все стерплю.

Теперь надеюсь я: мне и надежд не надо!

Все буду я любить, как и теперь люблю.

<1856–1858>

Могущество песни

Когда нечистый, злобный дух

Овладевал царем Саулом, –

Давид лелеял царский слух

Священной арфы стройным гулом, –

И силу адскую смиря

Великой песнию Господней,

Певец освобождал царя

От злого духа преисподней.

Давно исчезли те цари,

Упали храмы Соломона,

И в прах низверглись алтари,

Но в песнях жив певец Сиона.

И, преходя из рода в род,

В венце молитвы и терпенья,

Живет израильский народ

Библейской мощью песнопенья.

<1856–1858>

Верю

Верю я и верить буду,

Что от сих до оных мест

Божество разлито всюду –

От былинки вплоть до звезд.

Не Оно ль горит звездами

И у солнца из очей

С неба падает снопами

Ослепительных лучей?

В бездне тихой, черной ночи,

В безпредельной глубине

Не Оно ли перед очи

Ставит прямо вечность мне?

Не Его ль необычайный

Духу, сердцу внятный зов

Обаятельною тайной

Веет в сумраке лесов?

Не Оно ль в стихийном споре

Блещет пламенем грозы,

Отражая лик свой в море

И в жемчужине слезы?

Сквозь миры, сквозь неба крышу

Углубляюсь в естество,

И сдается – вижу, слышу,

Чую сердцем Божество.

Не Оно ль и в мысли ясной,

И в песчинке, и в цветах,

И возлюбленно-прекрасной

В гармонических чертах?

Посреди вселенной храма,

Мнится мне, Оно стоит

И порой в глаза мне прямо

Из очей ее глядит.

1857

Молитва природы

Я вижу целый день мучения природы:

Ладьями тяжкими придавленные воды

Браздятся; сочных трав над бархатным ковром

Свирепствует коса; клонясь под топором,

Трещит столетний дуб в лесу непроходимом,

И ясный свод небес коптится нашим дымом.

Мы ветру не даем свободно пролететь.

Вот мельницы – изволь нам крылья их вертеть!

Дуй в наши паруса! – Природа помолиться

Не успевает днем предвечному Творцу, –

Томится человек и ей велит томиться

С утра до вечера… Но день идет к концу,

Вот вечер, вот и ночь, – и небо с видом ласки

Раскрыло ясных звезд серебряные глазки,

А вот и лунный шар, – лампада зажжена,

В молельню тихую земля превращена;

Замолкла жизнь людей, утихла эта битва…

Природа молится. Да – вот ее молитва!

Из цикла «Сельские отголоски» (1857).

Подражание псалму 81 

И Бог восседе перед сонмом богов,

И грозно их в высшем судилище судит:

«Доколе, о боги, нечестие будет

Творить из вас правды Господней врагов?

Доколе, о боги – земные кумиры,

От вас будет плакать и нищий и сирый?

Меня ты не понял, сонм грешный. Внемли!

Гряду потрясти Я основы земли.

Все боги вы: аз же есмь Сущий вовеки.

Всяк Божьего сына в самом себе зри!

Но все вы умрете, как мрут человеки;

Низвергнитесь в прах, как с престолов цари». –

Гридя же, суди нас, от вечности Сущий,

Над всеми народами Царь всемогущий!

Переложение псалма 125 

Израиль! жди: глас Божий грянет –

Исчезнет рабства долгий сон,

И к жизни радостно воспрянет

Освободившийся Сион, –

И славу Горняго Владыки

По всей вселенной возвестят

Твои торжественные клики

И вольных песен звучный склад,

И взыдет глас меж племенами:

«Се Богом полная страна!»

Его величьем над странами

Днесь возвеличилась она! –

Как ветр, несясь от знойной степи,

Срывает льды с замерзлых вод,

Господь расторгнет наши цепи

И к славе двигнет свой народ.

Кто сеял слезы терпеливо

На почве скорби и труда,

Тому воздаст благая нива

Обильем доброго плода.

И хлынут с жатвы, средь напева,

Жнецов ликующих толпы,

Неся от горького посева

Сладчайших радостей снопы.

<1858>

Мост

В пространстве немом, без конца, без начала

Кромешная тьма предо мною лежала;

Все было недвижно, безжизненно в ней,

И сам я во мраке был мрака мрачней.

Но что-то вдали, в глубине этой сферы,

Светилось: то теплилась звездочка веры;

Свет Божий во мраке той бездны мерцал.

«Возможно ли, – сам я к себе восклицал, –

Тебе через пропасть бездонную эту

Пройти и проникнуть к желанному свету?

И кто так высоко, всей вечности в рост,

Поставит на арках безчисленных мост,

Чтоб мог перейти я чрез темное море?

Никто! Я погибну. О, горе мне, горе!» –

И призрак вдруг белый мелькнул мне в глаза:

Прозрачное что-то, как будто слеза,

Как будто чело непорочное Девы

И образ Младенца, лучи и напевы

Отрадные, сладкие… Призрак святой

Простер свою руку над бездною той,

Куда все уходит с земли непрерывно

И все остается навек безотзывно;

И призрак сказал мне: «Со тьмою в борьбе

Не хочешь ли – мост я поставлю тебе?

Меня не удержит с преградами битва».

«Но кто ты?» – спросил я.

Ответ был: «Молитва!»

<1856–1858>

Пора!

(По поводу римских проклятий)[87]

О христиане, братья, братья!

Когда ж затихнет гул проклятья?

Когда анафемы замрут?

Пора! Мы ждем. Века идут.

Учитель, преданный распятью

И водворявший благодать, –

Христос – учил ли вас проклятью?

Нет! Он учил благословлять,

Благословлять врага, злодея,

Гореть к нему любви огнем

И, о заблудшем сожалея,

Молиться Господу о нем.

А вы? – Вы, осуждая строго

Со-человека своего,

Пред алтарем, во имя Бога,

Зовете кару на него.

Вы над душой его и телом

Готовы клятвы произнесть,

Каких в пылу остервенелом

Сам ад не в силах изобресть.

И вам не страшно Имя Божье

Взять на язык, хулу творя?

Навет на Бога – при подножье

Его святого алтаря!

Кощунство в Храме Благодати!

Уж если клясть вы рождены –

Не Богом проклинайте братий,

А черным автором проклятий,

Что носит имя Сатаны!

И вам же будет посрамленьем,

Коль проклинаемый ваш брат

Ответит вам благословленьем,

Сказав: «Не ведят, что творят!»

<1860>


[87] Впервые: «Сын Отечества» (1860, № 18).

Комментировать

2 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »