- Преподобный Митрополит Иларион
- Преподобный Феодосий Печерский
- Владимир Мономах
- Преподобный Кирилл Туровский
- Преподобный Максим Грек
- Иван Грозный
- Семен Шаховской
- Иван Хворостинин
- Протопоп Аввакум
- Алексей Онуфриев
- Мардарий Хоников
- Монах Герман
- Евфимия Смоленская
- Симеон Полоцкий
- Карион Истомин
- Феофан Прокопович
- Святитель Димитрий Ростовский
- Антиох Кантемир
- Василий Тредиаковский
- Михаил Ломоносов
- Александр Сумароков
- Григорий Сковорода
- Михаил Херасков
- Василий Майков
- Василии Петров
- Ипполит Богданович
- Александр Перепечин
- Федор Козельский
- Алексей Ржевский
- Иван Тургенев
- Александр Вындомский
- Гавриил Державин
- Сергей Тучков
- Яков Княжнин
- Иван Лопухин
- Ермил Костров
- Николай Николев
- Николай Шатров
- Федор Дмитриев-Мамонов
- Иван Крылов
- Николай Львов
- Василий Капнист
- Федор Ключарев
- Александр Радищев
- Павел Голенищев-Кутузов
- Николай Карамзин
- Алексей Мерзляков
- Александра Мурзина
- Мария Поспелова
- Мария Москвина
- Юрий Нелединский-Мелецкий
- Максим Невзоров
- Василий Пушкин
- Иван Дмитриев
- Михаил Вышеславцев
- Ефим Люценко
- Федор Ленкевич
- Семен Родзянко
- Дмитрий Хвостов
- Сергей Глинка
- Василий Жуковский
- Священник Гавриил Пакатский
- Федор Глинка
- Сергей Ширинский-Шихматов
- Александр Грибоедов
- Вильгельм Кюхельбекер
- Кондратий Рылеев
- Александр Одоевский
- Гавриил Батеньков
- Александр Пушкин
- Петр Вяземский
- Евгений Баратынский
- Александр Измайлов
- Николай Анненков
- Платон Ободовский
- Василий Григорьев
- Александр Крылов
- Платон Ширинский-Шихматов
- Николай Гнедич
- Семен Раич
- Дмитрий Веневитинов
- Михаил Погодин
- Дмитрий Долгоруков
- Андрей Муравьев
- Михаил Максимов
- Федор Слепушкин
- Александр Ротчев
- Дмитрий Ознобишин
- Иван Мятлев
- Нестор Кукольник
- Николай Языков
- Иван Козлов
- Степан Шевырев
- Михаил Деларю
- Евгений Гребенка
- Эдуард Губер
- Владимир Соколовский
- Николай Гоголь
- Михаил Глухарёв
- Федор Тютчев
- Алексей Хомяков
- Владимир Бенедиктов
- Кузьма Третьяков
- Алексей Кольцов
- Петр Ершов
- Михаил Лермонтов
- Надежда Теплова
- Иван Лажечников
- Евдокия Ростопчина
- Иван Бороздна
- Михаил Дмитриев
- Александр Норов
- Авдотья Глинка
- Иван Аксаков
- Константин Аксаков
- Святогорец (С.А. Веснин)
- Иван Кульжинский
- Елизавета Шахова (Мать Мария)
- Юлия Жадовская
- Василий Красов
- Иван Клюшников
- Евгений Милькеев
- Федор Миллер
- Аполлон Григорьев
- Иван Тургенев
- Афанасий Фет
- Лев Мей
- Аполлон Майков
- Алексей Плещеев
- Яков Полонский
- Николай Некрасов
- Николай Добролюбов
- Всеволод Крестовский
- Алексей Толстой
- Ольга Мартынова
- Петр Валуев
- Николай Щербина
- Священник Алексей Лунин
- Алексей Апухтин
- Арсений Голенищев-Кутузов
- Михаил Розенгейм
- Александр Ключарев
- Лиодор Пальмин
- Константин Фофанов
- Константин Случевский
- Екатерина Бекетова
- Алексей Жемчужников
- Семен Надсон
- Владимир Соловьев
- Мария Ватсон
- Иван Лялечкин
- Петр Порфиров
- Александр Яхонтов
- Петр Якубович
- Елизавета Гадмер
- Николай Минский
- Петр Бутурлин
- Семен Киснемский
- Павел Потехин
- Священник Филипп Пестряков
- Иван Белоусов
- Преподобный Варсонофий
- Константин Льдов
- Дмитрий Цертелев
- Ольга Чюмина
- Александр Федоров
- Семен Фруг
- К.Р. (Константин Романов)
Антиох Кантемир
Кантемир Антиох Дмитриевич, князь (1708–1744) – поэт, дипломат. Его, как и всех поэтов-сатириков, обычно зачисляют в безбожники, не вспоминая ни о первом и самом важном его стихотворном труде «Симфонии на Псалтирь», созданном девятнадцатилетним Антиохом Кантемиром в годы, когда вся семья молдавского господаря Дмитрия Кантемира переехала в Россию, ни о последующих. В 1722 году Кантемир-отец вместе со своим младшим сыном сопровождал Петра Великого в знаменитом Персидском походе, «прорубавшем окно» России в Азию. Впоследствии он войдет в русскую поэзию своими сатирами, но одна из них, названная «Песнь I», как раз и называется «Противу безбожных», во второй песне развиваются те же мысли «О надежде на Бога».
К числу самых значительных его произведений принадлежат переложения 36 и 72 псалмов. Его псалом 36 начинается строками, которые можно поставить эпиграфом ко всему поэтическому творчеству Антиоха Кантемира:
Кто любит Бога, не ревнуй лукавым,
Ниже завиди грешникам неправым,
Ибо исчезнут, яко трава вскоре,
Яже зелена при утренней зоре
И цвет ей красен, скрепленный росою,
Потом увянет, посечен косою…
Началом его творческого пути была «Симфония на Псалтирь». Этот «трудок», писал он в 1727 году, «сочинися аки бы сам собою, за частое во священных псалмопениях упражнение, имиже богодухновенный царь Давид всевышнему Богу хвалу воспеваша и божественная прославляша благодеяния».
Песнь I
Противу безбожных
Тщетную мудрость мира вы оставьте,
Злы богоборцы! обратив кормило,
Корабль свой к брегу истины направьте,
Теченье ваше досель блудно было.
Признайте Бога, иже управляет
Тварь всю, своими созданну руками.
Той простер небо да в нем нам сияет,
Дал света солнце источник с звездами.
Той луну, солнца лучи преломляти
Научив, темну плоть светить заставил.
Им зрятся чудны сии протекати
Телеса воздух, и в них той уставил
Течений меру, порядок и время,
И так увесил все махины части,
Что нигде лишна легкость, нигде бремя,
Друг друга держат и не могут пасти.
Его же словом в воздушном пространстве,
Как мячик легкий, так земля катится;
В трав же зеленом и дубрав убранстве
Тут гора, тамо долина гордится.
Той из источник извел быстры реки,
И песком слабым убедил схраняти
Моря свирепы свой предел вовеки,
И ветрам легким дал с шумом дышати,
Разны животных оживил Он роды.
Часть пером легким в воздух тела бремя
Удобно взносит, часть же сечет воды,
Ползет иль ходит грубейшее племя.
С малой частицы мы блата сплетены
Того ж в плоть нашу Всесильными персты
И устен духом Его оживленны;
Он нам к понятью дал разум отверзтый.
Той, черный облак жарким разделяя
Перуном, громко гремя, устрашает
Землю и воды, и дальнейша края
Темного царства быстр звук достизает;
Низит высоких, низких возвышает;
Тут даст, что тамо восхотел отьяти.
Горам коснувся – дыметь понуждает:
Манием мир весь силен потрясати.
<1730–1731>
Песнь II
О надежде на Бога
Видишь, Никито[1], как крылато племя
Ни землю пашет, ни жнет, ниже сеет;
От руки высшей, однак, в свое время,
Пищу, довольну жизнь продлить, имеет.
Лилию в поле видишь многоцветну –
Ни прядет, ни тщет; царь мудрый Сиона,
Однако в славе своей столь приметну
Не имел одежду. Ты голос закона,
В сердцах природа что от век вложила
И Бог во плоти подтвердил, внушая,
Что честно, благо, – пусть того лишь сила
Тобой владеет, злости убегая.
О прочем помысл Отцу Всемогущу
Оставь, который с облак устремляет
Перуны грозны и бурю, дышущу
Гибель, в приятно ведро обращает.
Что завтра будет – искать не крушися;
Всяк настоящий день дар быть считая,
Себе полезен и иным потщися
Учинить, вышне наследство жадая.
Властелин мира нужду твою знает,
Не лишит пищи, не лишит одежды;
Кто Того волю смирен исполняет,
Не отщетится своей в нем надежды.
<1730–1740>
[1] Песнь обращена к Никите Трубецкому.
Комментировать