Василий Тредиаковский
Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1769) – поэт, переводчик. Родился в семье астраханского священника, учился в школе католических монахов-капуцинов. С католиками не заладилось, бежал в Москву – в Славяно-греко-латинскую академию. С 1726 года – в Гааге, с 1727 года – в Сорбонне. В Россию вернулся в 1730 году, опубликовав перевод популярного во Франции романа П. Тальмана «Езда в остров Любви», с приложением своих любовных стихов на русском и французском языках. Наиболее известная его теоретическая работа о стихосложении «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» появилась в 1735 году. Ее-то и захватил с собой молодой Ломоносов, посланный в Саксонию для изучения горного дела. Но, восполняя пробелы в своем образовании, он досконально проштудировал не только все основные источники по точным наукам, выучив для этого немецкий, французский, итальянский и английский языки, но и книжечку Тредиаковского по русской версификации. А в 1739 году послал в Академию свои «Правила российского стихосложения».
Так что впервые они соприкоснулись заочно. Ломоносов не опровергал силлабо-тоническую систему Тредиаковского, основанную на хорее, а лишь доказывал возможности ямба. Но спор о ямбе и хорее стал яблоком раздора между ними. С тех пор прошло более двух с половиной веков, а поверженный Тредиаковский так и остался примером поэта-неудачника, любую «заумь» до сих пор сравнивают с его стихами. Неизданными продолжают оставаться многие его труды, лишь в 1989 году вышел труд всей его жизни – первый в России полный стихотворный перевод Псалтири.
Парафразис песни Богородичны
Величит душа Моя Господа.
Евангелие от Луки, гл. 1
Величит Господа поя
Все сердце, вся душа моя:
Им, Богом спасшим, дух пришел Мой в крайню радость,
И чувствует небесну сладость.
На нискость Он Мою призрел,
Рабу смиренну изобрел:
Все роды ублажат Меня уже отныне,
В толикой вечно благостыне.
Велико сотворен со Мной,
Всесильный и Святый Собой!
От рода в род Его всем милости творятся,
Которы Онаго боятся.
Державу мышцею явил
Своею, Сам и утвердил:
Гордящихся всю мысль развеял напыщенну,
В ничто в сердцах их обращенну.
Низверг в глубокий сильных дол,
Вознес смиренных на престол,
Наполнил алчных всех премногими благими,
Богатых отпустил нагими.
Израиля приял всего;
Раба Он вспомнил Своего:
Так, Аврааму Сам дал клятву издалека,
И семени его довека.
Парафразис Исаина проречения
От нощи утренюет дух мой.
Исаия, гл. 26
К Тебе, от нощи восстает,
О! Боже, в утро дух мой вольно:
Твое веление престольно,
Спасительный земле есть свет.
Весь род живущих земнородных
Ты научиться правде тщись:
Дел за нечестие неплодных.
Да потребится от среды
Всяк без пощады нечестивый,
И дух его толико льстивый:
О! злый, блаженным быть не мнись,
Да не имеет он чреды
Господню славу видеть с нами.
Твоя что, Господи, рука,
Вельми и мышца высока,
Не знают; но в стыд приидут сами.
Не наученных всех людей
Объимет скрежет, зависть злая;
Огнь супостаты пожигая,
Конечно истребить в день сей.
Но нас любезным, Боже, миром,
Подав тот нам, благослови;
Сию нам милость ввек яви,
Толь всяким насладив нас пиром.
О! Господи, и Боже наш:
Мы много от чужих терпели;
Едва в господ не возымели.
Но молим, та нам буди стражу;
Твоя над нами власть и воля:
Кроме Тебя мы никого,
Не знаем равно ничего;
В Твоем нам Имени есть доля.
К тому уже те живота
Не могут видеть все отныне;
Зрим гробы токмо мы в пустыне,
Где вся была их высота:
Их воскресить врачи не сильны,
Ты Сам их ввеки погубил
И память с шумом потребил,
Коль Мужи были не обильны.
Сам, Господи, зла приложи
Тем, кои на земле толь славны,
Что мнятся быть с Тобою равны;
Но нас всех вмале накажи:
Тебя мы в скорби поминаем;
Хоть совокупно, хоть и в разнь,
Мы получаем должну казнь;
Однак к Тебе все прибегаем.
Как мучащаяся родить,
В болезни вопиет великой;
Так всем нам повелел в толикой
Ты скорби пред Тобой ходить;
Зачав, во чрево мы вселили;
А бремя так своя нося,
И повсегда к Тебе глася,
Спасения мы дух родили.
Парафразис молитвы Ионины
Возопих в скорби моей…
Иона, гл. 2
Я в скорби к Господу моей
От сердца возопил стеная;
Бог мой меня в печали сей
Услышал, милость поминая.
Услышал Ты, о! Боже, глас,
И вопль мой из зверина чрева:
Хоть в глубину низверг от гнева,
Хоть реки залили там враз;
Однак не призрил горька рева.
Вся высота по мне прешла;
Вся глубина меня прияла;
Вся и широкость обошла;
Отверста мраков бездна стала;
Всего покрыли горы вод:
Шум токов оглушил ужасный;
Всему явился вид зол власный,
И влажный пропастей испод.
О! коль тогда я был злощасный.
Изрек я в горести сие:
Отринут обретаюсь ныне,
И все стенание мое,
Здесь от Твоих очей в долине;
Уже к тому я не узрю
Жив Храма Твоего святаго,
Ни в нем сияние драгаго:
Взлилась вода к души за прю;
Се в бездне смерть мне, а не благо!
Глава моя в расселе гор
Уж всеконечно понырнула;
Снишел в места подземны взор,
Земля заклеп свой где замкнула,
Ввек положивши вереи.
О! Боже, да живот спасется,
И на верьхи да изнесется;
Да внидут слез к Тебе струи;
Да дух в пучине не стрясется.
Когда вельми душа моя
В страданиях там сих томилась;
То милость, Господи,
Твоя во время в память мне вселилась:
Молитву Сам мою Ты внял;
Дошла в Храм к Твоему престолу;
Судеб Твоих по произволу,
Ты ону в благости приял;
Возвел меня, не предал долу.
Хранящие ложь, суету,
Пренебрегают благодарность;
За то приимут срамоту,
И казнь за лесную коварность.
Но я со гласом похвалы,
И в исповедании Богу
Воздам спасенный жертву многу,
Котора сердце, не волы,
И весь обет мой без подлогу.
Псалом 62
Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю.
Царь Давид, бывши гонимый и находившийся в пустыне Пудовой, куда он убежал, как то чтется в Книге Царств, в главе 23, приносит к Богу молитву, содержащуюся в сем Псалме. Объявляет, что ничего не желает он с тольким усердием, как чтоб быть в Дому Божием, и что чувствование Благости Господни наполняет его несказанною радостию и неколебимым упованием, коль не силится на него стремительно все неприятели.
О! Боже, Боже мой, ищу
На самом я Тебя рассвете,
И жаждет Тя душа как в лете,
Вся плоть, и весь я сам хощу
К Тебе из дебри, где в навете.
В пустой скитаюсь я земле,
В земле не только непроходной,
Но удаленной и безводной,
Подверженной всегдашней мгле,
Нездравой, блатной и безплодной.
Избавь, Твою б мне Силу зреть,
Увидеть бы притом и славу,
Так равно, как Твою Державу
Зря, можно было в храме петь
И прославлять Тя по уставу.
Твоя есть лучше живота
Велика милость и богата,
Всего дражайше та и злата;
Затем Тебе мои уста
Восхвалят в сих мест от возврата.
Во всю жизнь Тя благословлю,
Об имени Твоем воздею
К Тебе я руки, как успею
В желаниях, и преломлю
Все бедствия, которым тлею.
Душа и Дух мой насыщен,
Как туком с мастию какою
Единым, Боже мой, Тобою;
В устах язык обогащен
Тебе с веселием хвалою.
Когда Тебе воспоминал
В нощи я на моей постеле,
То утренню я в самом деле,
К Тебе всю мысль я воссылал,
И не радел не спяй о теле.
Ты был всегда помощник мой,
Тем получу велику радость
Я в кровле крил Твоих и сладость.
Идет душа вслед за Тобой,
В Твоей деснице ввек мне младость.
Но те, которы моея
Души к погибели искали
И на меня толь восставали,
Все сойдут с злобы своея
В ров преисподней, где близ стали.
Вдадутся те меча рукам,
В участок пищи будут птицам,
И плотояднейшим лисицам,
И непрестанно алчным псам,
И кровопийно купно львицам.
А царь, о Боже, повсегда
Имеет светло веселиться;
О Нем всяк может похвалиться,
Клянется Оным кто когда,
Устам лжи долг был заградиться.
1753
Парафразис псалма 139
Изми мя, Господи, от человека лукава.
Господи! Изми меня
От лукава человека;
И да будеши броня,
Защищающа до века,
Повсегда готовый Сам
К избавлению от мужа,
В коем есть мутна, как лужа,
Вся неправда по словам,
Делом море, вечна стужа.
В сердце их всегдашня лесть,
Токмо ту и помышляют;
Не извесно, что за в месть,
Брани всяк день ополчают:
Весь язык их изощрен
На злоречие, как бритва;
В их руках сеть и ловитва;
След к дну злобы приведен;
Яд из уст течет и битва.
Сохрани, о! Боже мой,
Сам меня от рук грешаща,
И людей от рода, кой
Не таит себя, дышаща
Кривдою и крайним злом;
Сих мысль непрестанна,
Да меня в пути сем странна
Запнут, объишед кругом,
И да падша зрят попранна.
В гордости мне скрыли сеть;
И с силом уж верьвь простерли,
Ноги б им мои задеть,
Иль чтоб выю мне тем стерли:
Всюду ими при стезях
Расположены соблазны,
И везде обманы разны;
На земле и на морях,
Мне беды лежат непразны.
Боже! я к Тебе вещал:
Ты мой Бог, Ты мне Зиждитель;
Ты всегда не запрещал,
Я ж и есмь всегда молитель:
Господи! о Боже сил,
Ты от крепости в твердыне,
И в превелией святыне
Сам главу в брань осенил,
По Твоей мне благостыне.
Так и ныне не предай
В грешничи меня здесь руки;
Но желание познай,
И спаси от оных муки
Те взвели; и се беда!
Не остави бедна суща,
Непрестанно вопиюща
От великаго труда;
Не взнеслась бы часть, ков шьюща.
В них с кружившись голова
Да повергнет их на землю;
Да покроются слова
Тем стыдом, кой я приемлю:
Угли огненны падут
Во Твоем на них изволе;
Больше не пребудут в холе,
Как напасти нападут:
Низложи, и будут в доле.
Муж злоречив на земле
Не возможет быть исправен;
Муж, живяй неправды в зле,
Пагубному тлену равен:
Знаю, Боже, сотворишь
Суд и месть Ты за безсильных,
Правых же, для хвал умильных,
Пред лице Твое вселишь,
В радости блаженств обильных.
Псалом 150
Хвалите Бога
Псалмист возбуждает всех людей хвалить Бога за Величество Его, за Высоту и за Предивные Его дела, с употреблением Священных Мусикийских органов. Сим псалмом оканчивается Книга псалмов.
Хвалите Бога за Святыню,
Хвалите за пространство Сил;
Хвалите дел за Благостыню,
Хвалите, что их утвердил.
Хвалите множество Величий,
Хвалите и по сим Его;
Хвалите в Гласе Труб и Сличий,
Хвалите в Гуслях вы Того.
Хвалите в Лике и в Тимпане,
Хвалите звона в красоте;
Хвалите в Струнах и Органе,
Хвалите, зря на высоте.
Хвалите в строй кимвал бряцая,
Хвалите гласно, всем Он Царь,
Хвалите Господа, всклицая:
Да хвалит вся дышаща Тварь.
1753
Комментировать