Гавриил Батеньков
Батеньков Гавриил Степанович (1793–1863) – поэт, декабрист. Родился в Тобольске двенадцатым ребенком в семье отставного офицера. Учился в Тобольской военно-сиротской школе и всю Отечественную войну 1812 года и заграничный поход прошел молодым офицером, был многократно ранен, пережил плен и вернулся в Россию среди тех своих сверстников, которые смотрели на нее уже иными глазами. В Европе он тоже стал европейцем. Стихи писал с юности, но, что называется, «для себя», менее всего напоминая поэта-романтика тех лет. Современники видели в нем и ценили как раз другие качества – деловые. В 1820-е годы он даже стал ближайшим сотрудником М.М. Сперанского, жил в его доме, а декабристы прочили ему, как знатоку государственного аппарата, одно из видных мест в будущем правительстве. Это «распределение портфелей» и близость к Сперанскому стали едва ли не основной причиной его двадцатилетнего заключения в одиночной камере Петропавловской крепости. Даже Вильгельм Кюхельбекер, дважды стрелявший на Сенатской площади в великого князя Михаила Павловича и судом приговоренный к смертной казни, после ходатайства того же великого князя был приговорен к 15 годам одиночного заключения и вечной ссылке. А Батеньков вообще не был на Сенатской площади. Вошел в тайное Северное общество лишь накануне восстания, но и в тайном обществе, как показало следствие, предлагал план безкровного переворота. И официально по суду он был приговорен не к одиночному заключению, а к пожизненной каторге. Тем не менее по причинам, которые так и осталась скрытыми, его заживо похоронили в одиночной камере Алексеевского равелина.
Все годы тюрьмы единственной книгой Батенькова, как и Кюхельбекера, была Библия. Он прочитал ее, по его словам, «сотню раз», переводил отдельные сюжеты на несколько языков, а, главное, как и Кюхельбекер, писал стихи на библейские темы, молитвы. Но Кюхельбекер опубликовал свои первые библейские стихи еще в 1823 году, все десять лет тюрем и десять лет ссылки он, несмотря ни на какие запреты, оставался в литературе, его стихи продолжали печататься анонимно, а друзья-лицеисты каждый год 19 октября поднимали бокалы за его здоровье. В 1828 году в этот же день он обратится к ним с посланием из Петропавловской крепости: «Ты празднуешь ли день священный // День, сердцу братьев незабвенный? // Моих друзей далекий круг!» Вильгельм Кюхельбекер уже при жизни вернулся в литературу. Гавриил Батеньков до Петропавловской крепости не опубликовал ни одного стихотворения, после – всего лишь одно. В 1859 году в третьем томе «Русской Беседы» увидела свет его поэма «Одичалый» – трагическая исповедь узника. Остальные так и остались неизданными, не стали фактом литературной жизни. Самое значительное его поэтическое произведение «Тюремная песнь», созданная в 1826 году, была впервые опубликована лишь в 1979 году – через полтора столетия.
После амнистии 1856 года он жил в Калуге и, что самое удивительное, в последние годы жизни сблизился со славянофилами. Бывший декабрист, масон, «западник» становится проповедником не революционных преобразований, а «духа народного», сложившегося «в продолжении десяти веков». Он пишет статьи, ведет обширную переписку. В поэзии этих лет обращается к фольклорным стилизациям, философским и религиозным мотивам, создает псалмы, молитвы.
Из поэмы «Тюремная песнь»
Песнь девятая
По мотивам 9-го псалма
Душа моя величит Бога,
Кипит вся радости огнем.
Рабе смиренной радость многа
И верное спасенье в нем.
В странах далеких будет славна,
Светла в позднейших временах.
Его величеством державна…
О, да святится Он в сердцах!
Своей рукою подымает
Державу, павшую во прах,
И без пощады расточает
Всех гордых мыслию в делах.
На тех, кто страх Его приемлет,
Из рода в роды милость льет,
Смиренных в высоту подъемлет,
С престола гордого сведет.
Кого, мучитель, гложет голод,
Тому Он море даст даров,
Кто золотом наполнил город,
Он отошлет без сапогов.
С Сиона отрок окрыленный
На лоно вечное парит.
Завет с отцами обновленный
Нас просветляет и живит.
<1826>
Переложение псалма 2
Зачем волнуются языки
И люди учатся тщете?
Везде безсмысленные лики
И поклоненье темноте.
Цари сбираются земные
С толпою низких и рабов.
Горой упасть стремятся злые
На Бога и Его сынов.
Рекут: «Мы их расторгнем цепи», –
Но гневный внемлют свыше глас:
«Господь мой праведный на небе,
Прияв Меня, отринул вас.
Мне над земными племенами
В наследство власть дана Отцом.
Вас, непокорных, ввергну в пламя,
Железным сокрушу жезлом».
Цари и сильные, внимайте!
Ищите жизни вы в делах,
Со страхом Божьим управляйте
И трепещите на пирах!
Господня Сына вы почтите,
Зане ужасен гнев Его.
Себя от бедствий охраните,
Лишь уповая на Него.
<1820–1840-е гг.>
Комментировать