Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология

Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология - Иван Хворостинин

(18 голосов4.0 из 5)

Иван Хворостинин

Хворостинин Иван Андреевич, князь (?–1625) – из знатного рода ярославских князей, состоявших в родстве с Курбскими, Прозоровскими, Шаховскими. Его отец был опричником, пользовался расположением Ивана Грозного, умер в 1604 году окольничим при царе Федоре. Жизни самого князя Ивана Хворостинина хватит не на один рыцарский роман времен Смутного времени. Был кравчим Лжедмитрия, видимо, твердо уверовав, что он вовсе не лже, а самый настоящий царевич Дмитрий. Царь Василий Шуйский сослал его на пять лет в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем он стал воеводой в Мценске, Новосили, Переяславле-Рязанском. В 1623 году вновь оказался в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, но теперь уже как еретик. Перед смертью покаялся в своей религиозной «шатости» и постригся в монахи. Умер в Троице-Сергиевой лавре. Результатом этого покаяния князя-вольнодумца стало его предсмертное стихотворное «Изложение на еретики-злохульники», в виршах которого (около 1300 стихов) он разоблачал униатов и вообще католиков. Сохранились и другие его вирши, в том числе времен собственной «шатости», когда собирался бежать с Литву и писал «про всяких людей Московского государства» укорительные вирши: «Московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью».

Князю Хворостинину принадлежит одно из выдающихся произведений русской исторической прозы XVII века «Словеса дней, и царей, и святителей московских» (см.: «Библиотека древнерусской литературы», т. 14, М., 2006), в котором тоже нет никакой шатости. В предисловии он излагает свой «символ веры»: «Иже вышняго непостижимаго Бога, неизреченнаго и присновоспеваемого Творца, во всяком славима роде, Царя царствующим и господствующа всеми, иже живот и дыхание дая всяческой твари, им же владыки властодерствуют, и сильнии держат правостию землю, и научении пишут истину; иже искони от Вседержителя Бога превышняя мудрость, – Сын, безначальное Слово, иже слову и благодарению податель, – той бо всех нас Зиждитель и Господь, иже от небытия в бытие приведый зиждительным своим повелением…».

В «Словесах» Хворостинин приводит обращенные к нему слова патриарха Гермогена: «Ты боле всех потрудихся во учении, ты веси (ведаешь), ты знаеши!».

В позднейших стихах свое имя он называл в «краестрочиях» – акростихах «князь Иван». Таковым и вошел в историю русской виршевой поэзии.

Молитва ко Христу Богу

иже во христианех многу неволю от царей и от правителей неразсудных злобы приемлют многи, еще же и от еретик и чревоугодных человек; таков есть глагол прискорбных, краестрочие имуще по буквам, на римские ереси

Полки обнищавшие, Иисусе, вопиют к Тебе,

Речение сие милостивное приими, Владыка, в слух себе.

Еже на нас вооружаются коварством всего света,

Всегда избави, Господи, нас от их злаго совета,

Оне убо имеют в себе сатанину гордость,

Да отсекнут нашу к Тебе душевную бодрость.

И Твой праведный закон по своей воли изображают,

Злочестивых к совести своей приражают.

Лестными и злыми бедами погубляют нас, яко супостаты,

А не защитят от Твоего гнева их палаты.

Желаю бо аз единаго тя, Спаса истиннаго,

Еже верую в Тебя, Творца милостиваго.

Не предаждь нас, раб Твоих, точию,

И посещай своих благочестивою мочию.

Яко безсловесных скотов нас имеют,

Коварствы неправедными укоряют.

Но мнози убо на себя клятвы наложили,

Яко злыми, лукавыми нас обложили.

Злой прибыток себе утверждают,

Владыка Вседержитель, Ты нашу беду видишь,

А глаголющия поистинне молитвы наши приимешь.

Не дай врагам вознестися злостию на ны,

А злостныя да не будут на нас их раны.

Комментировать

3 комментария

  • SerGold, 25.02.2023

    Нерабочие файлы для скачивания. Исправьте пожалуйста это.

    Ответить »
  • Любовь, 17.05.2024

    Создавший текст данной темы владеет мастерством издателя библейского Слова в христианской традиции с присущим канатаходцу талантом изящно, на твердом балансе, удерживать внимание разных людей: и скучающих горожан, и отдыхающих с великих трудов на земле селян, и обычных уличных зевак, и мимоходящих посторонних прохожих, и постоянно куда-то спешащих по важному делу, и сопровождающих в пути.
    Спасибо за работу.

    Ответить »