- Преподобный Митрополит Иларион
- Преподобный Феодосий Печерский
- Владимир Мономах
- Преподобный Кирилл Туровский
- Преподобный Максим Грек
- Иван Грозный
- Семен Шаховской
- Иван Хворостинин
- Протопоп Аввакум
- Алексей Онуфриев
- Мардарий Хоников
- Монах Герман
- Евфимия Смоленская
- Симеон Полоцкий
- Карион Истомин
- Феофан Прокопович
- Святитель Димитрий Ростовский
- Антиох Кантемир
- Василий Тредиаковский
- Михаил Ломоносов
- Александр Сумароков
- Григорий Сковорода
- Михаил Херасков
- Василий Майков
- Василии Петров
- Ипполит Богданович
- Александр Перепечин
- Федор Козельский
- Алексей Ржевский
- Иван Тургенев
- Александр Вындомский
- Гавриил Державин
- Сергей Тучков
- Яков Княжнин
- Иван Лопухин
- Ермил Костров
- Николай Николев
- Николай Шатров
- Федор Дмитриев-Мамонов
- Иван Крылов
- Николай Львов
- Василий Капнист
- Федор Ключарев
- Александр Радищев
- Павел Голенищев-Кутузов
- Николай Карамзин
- Алексей Мерзляков
- Александра Мурзина
- Мария Поспелова
- Мария Москвина
- Юрий Нелединский-Мелецкий
- Максим Невзоров
- Василий Пушкин
- Иван Дмитриев
- Михаил Вышеславцев
- Ефим Люценко
- Федор Ленкевич
- Семен Родзянко
- Дмитрий Хвостов
- Сергей Глинка
- Василий Жуковский
- Священник Гавриил Пакатский
- Федор Глинка
- Сергей Ширинский-Шихматов
- Александр Грибоедов
- Вильгельм Кюхельбекер
- Кондратий Рылеев
- Александр Одоевский
- Гавриил Батеньков
- Александр Пушкин
- Петр Вяземский
- Евгений Баратынский
- Александр Измайлов
- Николай Анненков
- Платон Ободовский
- Василий Григорьев
- Александр Крылов
- Платон Ширинский-Шихматов
- Николай Гнедич
- Семен Раич
- Дмитрий Веневитинов
- Михаил Погодин
- Дмитрий Долгоруков
- Андрей Муравьев
- Михаил Максимов
- Федор Слепушкин
- Александр Ротчев
- Дмитрий Ознобишин
- Иван Мятлев
- Нестор Кукольник
- Николай Языков
- Иван Козлов
- Степан Шевырев
- Михаил Деларю
- Евгений Гребенка
- Эдуард Губер
- Владимир Соколовский
- Николай Гоголь
- Михаил Глухарёв
- Федор Тютчев
- Алексей Хомяков
- Владимир Бенедиктов
- Кузьма Третьяков
- Алексей Кольцов
- Петр Ершов
- Михаил Лермонтов
- Надежда Теплова
- Иван Лажечников
- Евдокия Ростопчина
- Иван Бороздна
- Михаил Дмитриев
- Александр Норов
- Авдотья Глинка
- Иван Аксаков
- Константин Аксаков
- Святогорец (С.А. Веснин)
- Иван Кульжинский
- Елизавета Шахова (Мать Мария)
- Юлия Жадовская
- Василий Красов
- Иван Клюшников
- Евгений Милькеев
- Федор Миллер
- Аполлон Григорьев
- Иван Тургенев
- Афанасий Фет
- Лев Мей
- Аполлон Майков
- Алексей Плещеев
- Яков Полонский
- Николай Некрасов
- Николай Добролюбов
- Всеволод Крестовский
- Алексей Толстой
- Ольга Мартынова
- Петр Валуев
- Николай Щербина
- Священник Алексей Лунин
- Алексей Апухтин
- Арсений Голенищев-Кутузов
- Михаил Розенгейм
- Александр Ключарев
- Лиодор Пальмин
- Константин Фофанов
- Константин Случевский
- Екатерина Бекетова
- Алексей Жемчужников
- Семен Надсон
- Владимир Соловьев
- Мария Ватсон
- Иван Лялечкин
- Петр Порфиров
- Александр Яхонтов
- Петр Якубович
- Елизавета Гадмер
- Николай Минский
- Петр Бутурлин
- Семен Киснемский
- Павел Потехин
- Священник Филипп Пестряков
- Иван Белоусов
- Преподобный Варсонофий
- Константин Льдов
- Дмитрий Цертелев
- Ольга Чюмина
- Александр Федоров
- Семен Фруг
- К.Р. (Константин Романов)
Иван Хворостинин
Хворостинин Иван Андреевич, князь (?–1625) – из знатного рода ярославских князей, состоявших в родстве с Курбскими, Прозоровскими, Шаховскими. Его отец был опричником, пользовался расположением Ивана Грозного, умер в 1604 году окольничим при царе Федоре. Жизни самого князя Ивана Хворостинина хватит не на один рыцарский роман времен Смутного времени. Был кравчим Лжедмитрия, видимо, твердо уверовав, что он вовсе не лже, а самый настоящий царевич Дмитрий. Царь Василий Шуйский сослал его на пять лет в Иосифо-Волоколамский монастырь, а затем он стал воеводой в Мценске, Новосили, Переяславле-Рязанском. В 1623 году вновь оказался в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, но теперь уже как еретик. Перед смертью покаялся в своей религиозной «шатости» и постригся в монахи. Умер в Троице-Сергиевой лавре. Результатом этого покаяния князя-вольнодумца стало его предсмертное стихотворное «Изложение на еретики-злохульники», в виршах которого (около 1300 стихов) он разоблачал униатов и вообще католиков. Сохранились и другие его вирши, в том числе времен собственной «шатости», когда собирался бежать с Литву и писал «про всяких людей Московского государства» укорительные вирши: «Московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью».
Князю Хворостинину принадлежит одно из выдающихся произведений русской исторической прозы XVII века «Словеса дней, и царей, и святителей московских» (см.: «Библиотека древнерусской литературы», т. 14, М., 2006), в котором тоже нет никакой шатости. В предисловии он излагает свой «символ веры»: «Иже вышняго непостижимаго Бога, неизреченнаго и присновоспеваемого Творца, во всяком славима роде, Царя царствующим и господствующа всеми, иже живот и дыхание дая всяческой твари, им же владыки властодерствуют, и сильнии держат правостию землю, и научении пишут истину; иже искони от Вседержителя Бога превышняя мудрость, – Сын, безначальное Слово, иже слову и благодарению податель, – той бо всех нас Зиждитель и Господь, иже от небытия в бытие приведый зиждительным своим повелением…».
В «Словесах» Хворостинин приводит обращенные к нему слова патриарха Гермогена: «Ты боле всех потрудихся во учении, ты веси (ведаешь), ты знаеши!».
В позднейших стихах свое имя он называл в «краестрочиях» – акростихах «князь Иван». Таковым и вошел в историю русской виршевой поэзии.
Молитва ко Христу Богу
иже во христианех многу неволю от царей и от правителей неразсудных злобы приемлют многи, еще же и от еретик и чревоугодных человек; таков есть глагол прискорбных, краестрочие имуще по буквам, на римские ереси
Полки обнищавшие, Иисусе, вопиют к Тебе,
Речение сие милостивное приими, Владыка, в слух себе.
Еже на нас вооружаются коварством всего света,
Всегда избави, Господи, нас от их злаго совета,
Оне убо имеют в себе сатанину гордость,
Да отсекнут нашу к Тебе душевную бодрость.
И Твой праведный закон по своей воли изображают,
Злочестивых к совести своей приражают.
Лестными и злыми бедами погубляют нас, яко супостаты,
А не защитят от Твоего гнева их палаты.
Желаю бо аз единаго тя, Спаса истиннаго,
Еже верую в Тебя, Творца милостиваго.
Не предаждь нас, раб Твоих, точию,
И посещай своих благочестивою мочию.
Яко безсловесных скотов нас имеют,
Коварствы неправедными укоряют.
Но мнози убо на себя клятвы наложили,
Яко злыми, лукавыми нас обложили.
Злой прибыток себе утверждают,
Владыка Вседержитель, Ты нашу беду видишь,
А глаголющия поистинне молитвы наши приимешь.
Не дай врагам вознестися злостию на ны,
А злостныя да не будут на нас их раны.
Комментировать