Иван Лопухин
Лопухин Иван Владимирович (1756–1816) – государственный деятель, поэт. Уже в 1782 году он входил в новиковское «Дружеское ученое общество» и вместе с ним руководил Типографической компанией, превратившей бывшего унтер-офицера Измайловского полка Николая Новикова в крупнейшего журнально-книжного магната своего времени. Бывший поручик Преображенского полка Иван Лопухин оказался одним из самых надежных его помощников. А основной вклад в их общее дело внес бывший кадет Сухопутного шляхетского корпуса Михаил Херасков, занимавший к тому времени пост куратора Московского университета. Он-то и передал Новикову в аренду на десять лет самое главное – университетскую типографию. Но Хераскова, Новикова и Лопухина сближала не только принадлежность к офицерской касте. К этому времени они были «братьями» по масонской ложе, а Иван Лопухин – главой московских розенкрейцеров. Он «курировал» Новикова точно так же, как Херасков – Московский университет. Николая Новикова арестовали в 1792 году. Лопухину тоже угрожала ссылка, но ему было разрешено остаться в Москве с запрещением «всяких связей по прежнему своему товариществу». Вскоре после смерти катерины II он был назначен статс-секретарем императора Павла I. Его придворная карьера не продлилась и двух месяцев. Но в отставку он ушел сенатором с генеральским чином тайного советника. В качестве сенатора он, как некогда Гавриил Державин, привлекался к разбору наиболее сложных дел. Так, например, в 1803 году, он был направлен в Крым «для разбора споров и определения повинностей», и пробыл там более трех лет – пока не урегулировал все конфликты. Все это закрепило за ним репутацию «уважаемого всеми мужа», слова которого не расходились с делами. Он вполне соответствовал строкам из своего переложения псалмов:
Тот, кто мыслит непорочно, –
Добрые дела творит;
И устами то же точно,
Что и в сердце говорит.
Яда льсти не изливает,
Мзды неправой не берет;
Злоязычным не внимает,
Не наносит братьям бед.
Ненавидит ложь – лукавства;
Любит Вышняго сынов;
Для тщеславья, для богатства
Не ввергает ближних в ров.
Эти идеалы выражали его нравоучительные книги, начавшие выходить еще во времена Новикова как образцы масонской литературы. И сам он предстал в глазах современников живым образцом нравственных достоинств «свободного каменьщичества». «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» – так называлась одна из его книг, в которой развивались идеи о «внутреннем христианстве». При этом Лопухин не отрицал «внешнее христианство», выраженное в церковных обрядах, и сам был примером благочестия. В 1810-е годы поэт Максим Невзоров, признавая себя питомцем старой школы Новикова–Лопухина, будет выступать против новых масонов за их приверженность к всевозможной каббалистике. В 1794 году в Москве вышла поэтическая книга Ивана Лопухина «Подражание некоторым песням Давидовым», переизданная в 1801 и 1802 годах. В предисловии он признавался, что до этого лишь изредка «упражнялся… в разных переводах и мелких сочинениях», но вдруг «нашел было на меня дух поэзии – и я, совсем не зная ее правил, переложил шесть псалмов, обращая все на внутреннюю жизнь обновленной души… Если бы ничто не отвлекало меня тогда – отчего пиитический дух этот во мне скрылся, то бы, думаю, переложил я всю Псалтирь в несколько дней, так сильно он действовал. После же не мог я написать ни одного стиха».
Подражание некоторым песням Давидовым
Блажен, кто злых бесед убегает,
Не хочет нигде путем греха ходить;
И кто совет безбожных низлагает,
Которы ближнего стремятся погубить;
Но воле Вышней предан он
И чтит святый Ея закон.
В душе его возникнет храм доброты,
Веселье вечно процветает;
Небесные прольются в ней щедроты,
Блаженства древо возрастает,
В делах своих получит он успех;
Все дни его исполнятся утех.
А вы, злодеи нечестивы!
Во тьме и горестях пребудете всегда;
Сердца жестокие, кичливы,
В обитель праведных не внидут никогда.
Благих пути Господь хранит, благославляет,
А злых в мучение и гибель повергает.
* * *
Когда Господь меня услышит,
Воспомнит о душе моей?
Она огнем страданья дышит –
Пучина мук разверзлась в ней!
Доколе будет мне терзаться,
Крушиться, плакать день и ночь?
Желаньем тщетно ополчатся –
Врага в себе не превозмочь!
Враг лютый, грех мной обладает,
Моих злодеев веселит;
Томится дух во мне, страдает –
Но покориться не велит.
Ко мне, мой Боже! обратися,
Прошу Тебя, молю стеня;
Воскресни в сердце, водворися –
Услыши, Господи, меня!
Да вечна смерть не торжествует,
Во жертву – злу не принесусь:
Но сонм святых да ликовствует,
И я к Тебе с ним вознесусь.
Исторгнутый из бездны ада
Мой дух взыграет, воспоет,
Воскликнет: Бог моя отрада,
Моя надежда, жизнь и свет.
* * *
Кто с Превечным обитает?
Кем красуется Сион?
Кто, как солнце, возсияет
Там, где Творчей славы трон!
Тот, кто мыслит непорочно,
Добрые дела творит;
И устами то же точно,
Что и в сердце говорит.
Яда льсти не изливает,
Мзды неправой не берет;
Злоязычным не внимает,
Не наносит братьям бед.
Ненавидит ложь – лукавства;
Любит Вышняго сынов;
Для тщеславья, для богатства
Не ввергает ближних в ров.
Все хранить обеты тщится,
В дружестве неколебим:
Сей в Едеме водворится,
Тверд всегда, непобедим.
* * *
Господня есть земля и все, что жизнь имеет!
Он воды, сушу сотворил,
Небесны круги учредил;
Всех промыслом своим блюдет, питает, греет:
Ему пределов нет нигде;
Живет Он в вышних – и везде.
Кто внидет во жилище вечно,
Царя всеобщего чертог?
И там, где в горней славе Бог,
Сиять с ним будет безконечно;
Небесных сладостей источники вкушать,
Лице Господне зреть и радостью дышать?
Тот, Божий кто закон всегда хранил:
Враг лжи был и пороку,
Премудрость чтил высоку
И ближнего, как сам себя, любил;
Чьи руки кровию невинной не багрились
И чувства чистотой Едемской убелились.
Расторгнитесь в душе все узы и оплоты
Грехов ея! исчезни мрак –
Явится в ней сокрытый зрак
Всеславного Царя и Господа щедроты.
Кто славы Царь, благий, невидимо в нас суший?
Творец всего, Господь, Владыко всемогущий.
Живи в сердцах любовь, источник просвещенья!
Вражда, неправда истребись –
Весь род Адамов покорись
Небесному Царю, вступи на путь спасенья!
Кто славный Царь небес, Владыко всемогущий?
Неизреченный Дух, чистейший, вездесущий.
* * *
Как жаждет пить воды елень
И к ней бежит, чтоб прохладиться,
Мой дух горит так всякой день
И алчет Богом насладиться.
Тогда блаженный только час
Свободы, жизни, утешенья,
Когда я слышу в сердце глас
Отца щедрот и просвещенья!
В отчаяньи я утопал,
Отринутый рукой Господней;
Повсюду ужасы встречал,
Везде быть чаял в преисподней.
И в самом солнце зрел я нощь,
Единой горестью питался;
Вселилась в сердце адска мощь –
Я плакал, мучился, терзался.
Враги мне, радуясь, рекли:
Где Бог Твой?., ты страдаешь,
В нещастьях дни твои текли,
Ты сохнешь – умираешь.
Страх, лютость бедства ощутив,
Подвигнулся я всей душою;
И слабый дух свой укрепив
Надеждой, верою моею –
Воззвал я к Господу всех сил,
К Нему всем сердцем обратился;
Молитвой дух в него излил –
Воскрес я в нем и обновился!
Господь подпора мне и щит!
Чего ж я буду ужасаться?
Господь блюдет меня – хранит!
Почто скорбеть мне и смущаться?
Воспой душа, возвеселись!
Взыграй с собором сил небесных,
В премирны круги вознесись,
Ликуи там в пиршествах чудесных!
Пролей себя в моря любви,
Блистай в источнике их вечно;
Омывшись в агнцовой крови,
В блаженстве плавай безконечно!
* * *
Отец любви наш Бог и Царь!
Земля и воды, веселитесь!
Ликуйте, Ангелы, вся тварь –
Ему служите – поклонитесь.
Окрест Его священный мрак;
Непостижимый свет и слава
Божественный скрывают зрак;
Прав суд, свята Его держава.
Когда придет спасенья час,
Предел времен когда свершится –
Услышат все Господень глас,
Лице Его тогда явится.
Он двигает землю, озарит –
Прольет повсюду огнь чудесной:
Сотрет, очистит, попалит
Противных благости небесной.
От пламени Его лица,
Как воск, растают камни, горы;
Сгорят, погибнут до конца
Нечистых, злобных дел соборы.
Последний враг исчезнет смерть.
Тогда натура превратится:
Прозрачная возникнет твердь
И небо новое явится.
Взыграет радостью Сион,
Сердца смиренных взвеселятся:
Везде любви увидят трон,
Ея все скиптру покорятся.
Возлюбим Бога паче всех!
Его хвалить и славить будем:
Прах суетных честей, утех,
Тщеты мирския – позабудем!
Да зиждут все Творцу алтарь –
Стыдясь кумирам поклоняться!
Воспой Единого, вся тварь!
Престань от щастья удаляться.
Блажен тот, Истину кто чтит,
Любовью чистой к ней пылает;
В нем Бог обитель сотворит,
И свет превечный возсияет.
Комментировать