Запрет

***

Запре́т — тре­бо­ва­ние не совер­шать опре­де­лён­ное дей­ствие. В цер­ков­ной прак­тике система запре­тов опре­де­ля­ется Цер­ков­ными кано­нами — и част­ными тре­бо­ва­ни­ями цер­ков­ной дис­ци­плины.

Запреты в хри­сти­ан­стве – не цель подви­гов, а сред­ство духов­ного роста.

Место аске­ти­че­ских запре­тов в хри­сти­ан­ской жизни можно срав­нить с той ролью, кото­рую играют в рож­де­нии ребенка пра­вила без­опас­но­сти, кото­рым должна сле­до­вать бере­мен­ная жен­щина. Запреты вто­ричны по отно­ше­нию к глав­ной цели — рож­де­нию здо­ро­вого ребёнка, но они служат этой цели.

Запрет — это усло­вие роста. Когда дереву ставят запреты, обре­зая ветви, ему не дают рас­пол­заться вширь, и тогда дерево взмы­вает к небе­сам. Также и с чело­ве­ком. Мы не даём власти над собой жизни вре­мен­ной ради под­го­товки к веч­но­сти как чело­век, стре­мя­щийся успеть к цели не отвле­ка­ется на то, что отвле­кает от неё.

Среди всех видов запре­тов, дей­ству­ю­щих в отно­ше­нии Пра­во­слав­ных хри­стиан, наи­бо­лее общим явля­ется запрет на совер­ше­ние каких-либо грехов. Этот общий запрет посред­ством запо­ве­дей, цер­ков­ных кано­нов и пред­пи­са­ний под­раз­де­ля­ется на мно­же­ство част­ных.

Среди прочих запре­тов в первую оче­редь уместно выде­лить те, кото­рые были нало­жены Богом на Изра­иль во вре­мена Вет­хого Завета, как то: запрет на почи­та­ние ложных Богов, созда­ние и покло­не­ние идолам и куми­рам (Исх.20:3–4); запрет на про­из­не­се­ние имени Гос­пода всуе (Исх.20:7); запрет на работу в те дни, в кото­рые над­ле­жало особо посвя­щать своё время и свои силы Гос­поду (в «Десяти запо­ве­дях» под такими днями обо­зна­чены суб­бот­ние (Исх.20:8–11)); запрет на убий­ство (Исх.20:13); запрет на пре­лю­бо­де­я­ние (Исх.20:14); запрет на воров­ство (Исх.20:15); запрет на лже­сви­де­тель­ство (Исх.20:16), запрет на помыш­ле­ния об овла­де­нии женой или «иму­ще­ством» ближ­него (Исх.20:17).

Во вре­мена Нового Завета в обиход веру­ю­щих вошли более «тонкие» в духов­ном отно­ше­нии запреты. Причём, многие из них изна­чально были пред­став­лены не в без­услов­ной форме (через строго про­пи­сан­ное запре­ще­ние: этого делать нельзя), а в духовно-нрав­ствен­ном ключе (это — плохо; это — грех). Скажем, Еван­гель­ское пре­ду­пре­жде­ние, что вожде­лен­ный взгляд на жен­щину соот­вет­ствует греху пре­лю­бо­де­я­ния (Мф.5:28), должен быть осмыс­лен как запрет на такой взгляд; ука­за­ние «солнце да не взой­дёт во гневе вашем» (Еф.4:26), запре­щает непра­вед­ный гнев гнев.

Среди прочих запре­тов уместно выде­лить особые, услов­ные запре­ще­ния, рас­про­стра­ня­ю­щи­еся на такие дей­ствия, кото­рые, в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств, могут рас­це­ни­ваться и как не нару­ша­ю­щие цер­ков­ную дис­ци­плину, и как нару­ша­ю­щие. К этой кате­го­рии при­над­ле­жат, напри­мер: запрет на потреб­ле­ние опре­де­лен­ных видов про­дук­тов в пост­ные дни, запрет на пре­бы­ва­ние жен в храме с непо­кры­той голо­вой.  Само собой понятно, что ни вку­ше­ние «запре­щен­ных» про­дук­тов, ни пре­бы­ва­ние жены без голов­ного убора само по себе не гре­ховно. Однако, при совер­ше­нии этих дей­ствий тогда, когда это запре­щено, они могут быть рас­це­нены как грех чре­во­уго­дия, иску­ше­ния ближ­них, гор­до­сти. Такого рода запреты (как и прочие) не напрасны, ведь они также спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию духовно-нрав­ствен­ных лич­ност­ных качеств, и в резуль­тате спо­соб­ствуют дости­же­нию спа­се­ния спа­се­ния.

Суще­ствуют и такие услов­ные запреты, кото­рые хотя и счи­та­ются более или менее общими, однако могут сни­маться по усмот­ре­нию свя­щен­ника. Напри­мер, неко­то­рые Пра­во­слав­ные молит­во­словы содер­жат ука­за­ние о важ­но­сти для гото­вя­щихся к уча­стию в Таин­стве Евха­ри­стии пред­ва­ри­тель­ного уча­стия в вечер­нем хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Неко­то­рыми пас­ты­рями это пра­вило осмыс­ли­ва­ется как стро­гий запрет на допу­ще­ние к При­ча­стию тех при­хо­жан, кто отсут­ство­вал во время этой хра­мо­вой службы. Другие пас­тыри не рас­це­ни­вают назван­ное пра­вило как обя­за­тель­ный запрет. Нередко к запрету сво­дится и реко­мен­да­ция соблю­де­ния перед При­ча­стием допол­ни­тель­ного поста, кроме евха­ри­сти­че­ского с полу­ночи, что уместно для ново­на­чаль­ных (см. “Трёх­днев­ный пост перед При­ча­стием – след­ствие духов­ного упадка”).

Отдель­ную кате­го­рию состав­ляют запреты, свя­зан­ные с цер­ков­ным брач­ным правом. Отча­сти они соот­вет­ствуют запре­там граж­дан­ского права, отча­сти — свое­об­разны. Так, согласно кано­ни­че­скому праву, запрет на вступ­ле­ние в брак рас­про­стра­ня­ется: 1) на тех, кто уже состоит в браке, ибо хри­сти­ан­ский брак — моно­гам­ный; 2) на свя­щен­ных лиц (посвя­щен­ных в сан) (заме­тим, что 6‑е пра­вило Трулль­ского Собора нала­гает запрет даже и на ипо­ди­а­ко­нов); 3) на мона­хов и мона­хинь (обет дев­ства и без­бра­чия Цер­ковь срав­ни­вает с обру­че­нием Небес­ному Жениху); 4) на лиц, овдо­вев­ших в тре­тьем браке или рас­торг­нув­ших третий брак; 5) на лиц, совер­шив­ших пре­лю­бо­де­я­ние, став­ших винов­ни­ками рас­тор­же­ния преж­него брака (после указа Свя­тей­шего Синода от 14 июля 1904 года таким лицам всё же было раз­ре­шено всту­пать в новый брак, но при усло­вии удо­вле­тво­ре­нии про­ше­ния пра­вя­щим архи­ереем); 6) на лиц, неспо­соб­ных к браку в физи­че­ском или духов­ном отно­ше­нии; 7) на лиц, не достиг­ших брач­ного воз­раста (в преж­ние вре­мена таким воз­рас­том для мужчин счи­тался 15-летний, а для женщин — 13 летний; и даже 14-летний и 12-летний соот­вет­ственно); 8) на лиц (пред­по­ла­га­е­мых жениха и неве­сту), свя­зан­ных узами близ­кого кров­ного род­ства; 9) на лиц, свя­зан­ных через близ­кое свой­ство; 10) на лиц, свя­зан­ных граж­дан­ским род­ством (усы­но­ви­тели и усы­нов­лен­ные) (впро­чем, как пре­пят­ствие к браку это обсто­я­тель­ство имело свои огра­ни­че­ния); 11) на лиц, не жела­ю­щих всту­пать в брак и при­нуж­да­е­мых к этому через внеш­нее дав­ле­ние или наси­лие; 12) на детей тех роди­те­лей, кои на дают своего согла­сия (бла­го­сло­ве­ния) на брак (этот запрет испол­нялся и испол­ня­ется не повсе­местно); 13) на лиц, жела­ю­щие заклю­чить брак с ино­вер­цами. Подроб­нее см. “Кано­ни­че­ские пре­пят­ствия к браку”.

Наряду с запре­тами на вступ­ле­ние в брак, суще­ствуют запреты на рас­тор­же­ние брака (См. “Брака рас­тор­же­ние”).

Отдель­ную группу запре­тов состав­ляют запреты, направ­лен­ные на кан­ди­да­тов в свя­щен­ство (см. “Кано­ни­че­ские пре­пят­ствия к руко­по­ло­же­нию”), пред­ста­ви­те­лей свя­щен­ства, мона­ше­ству­ю­щих.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки