Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Петр I и Церковь: благодетель или антихрист?

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Развернуть

Притча дня

Развернуть

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Прот. Вячеслав Резников.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 343. Космологическое доказательство бытия Божьего: в чем причина Вселенной?

Космологический аргумент обращает нас к вопросу о причине существования Вселенной. Как этот вопрос сформулировал великий германский философ Готфрид Вильгельм Лейбниц: «Почему существует нечто, а не ничто?» Этот аргумент существует в различных формах и является предметом оживленной философской дискуссии. Его можно кратко изложить так:

1. Всё, что начало существовать, имеет причину. Мы не верим, что планета Земля, или Солнце, или галактика просто сами собой выскочили из небытия – у их возникновения были причины, которые исследуют космологи.

2. Вселенная в целом тоже имела начало. В ней происходят необратимые процессы. Например, водород в недрах звезд выгорает в гелий, что указывает на то, что Вселенная не может быть бесконечно старой. (В наши дни космологи говорят о том, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет; это, по нашим меркам, долгий, но неизбежно ограниченный срок).

3. Следовательно, Вселенная должна иметь причину, которая должна быть:

а) вечной (иначе она сама нуждалась бы в причине);

б) достаточно могущественной, чтобы породить Вселенную;

в) свободной, чтобы принять такое решение (иначе вечная причина не могла бы породить события во времени);

4. Эту причину мы и называем Богом.

Практический совет

Как быть – человек давно в Церкви, ходит на исповедь, рефлексирует, но «список» грехов из серии «гневаюсь, раздражаюсь, ругаюсь» – не меняется?

– Это часто происходит из-за поверхностного, механического, а то и магического подхода к покаянию. При осознанном, глубоком отношении человека к исповеди он подходит к восприятию личных грехов не только как грехов перед собой, перед ближними, но, в первую очередь, как преступлений перед Богом, препятствующих его единению с Ним, богообщению. Тогда он начинает воспринимать грех как преграду между душой и Господом и стремится вести внимательную, нерассеянную жизнь.

Какие-то грехи исцеляются достаточно быстро, а для каких-то требуются годы борьбы, всё индивидуально. Кроме того, каждая искренняя исповедь, при правильно организованной духовной борьбе, ослабляет влияние страсти на нас.

Системной, осмысленной духовной борьбе способствует изучение Аскетики.

Рекомендуем статью: О повторяющихся грехах.

Случайный тест