Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

О Кресте – орудии нашего спасения




    1. Крест — орудие казни Иисуса Христа, став­шее ору­дием искуп­ле­ния и спа­се­ния чело­века (Гал.3:13; Кол.1:20).
    2. Крест Хри­стов явля­ется жерт­вен­ни­ком, на кото­ром при­не­сена вели­кая Жертва за все чело­ве­че­ство.
    3. Эта Жертва бла­го­слов­лена Богом по любви к миру и в част­но­сти к чело­веку: «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
    4. Гос­подь Иисус Хри­стос доб­ро­вольно принес Себя в иску­пи­тель­ную Жертву как Чело­век (по чело­ве­че­скому есте­ству), а как Бог (по Боже­скому есте­ству) принял её с Отцом и Святым Духом. То есть Спа­си­тель – и Жертва, и Тот, Кто принёс Себя в Жертву, и Тот, Кто принял эту Жертву.
    5. Все жерт­вен­ники во всем мире всегда счи­та­лись свя­ты­нями. Но Крест Хри­стов не только счи­та­ется свя­ты­ней, он  в дей­стви­тель­но­сти – вели­чай­шая, под­лин­ная свя­тыня.
    6. Через стра­да­ния и смерть на Кресте была одер­жана победа над адом, диа­во­лом и смер­тью. Крест – знамя победы над адом, диа­во­лом, смер­тью. Но это не только символ: когда хри­сти­а­нин осе­няет себя крест­ным зна­ме­нием, на него, по его вере, дей­стви­тельно, а не вооб­ра­жа­емо низ­во­дится Боже­ствен­ная бла­го­дать. Крест­ное зна­ме­ние может спо­соб­ство­вать отгна­нию злых помыс­лов и злых духов, «под­тал­ки­ва­ю­щих» хри­сти­а­нина к вечной поги­бели.
    7. Через древо диавол пора­зил Адама, а через Крест пре­одо­лел диа­вола Хри­стос; через плод (вку­ше­ние плода) древа чело­век сде­лался смерт­ным, был вверг­нут в пучину зла, а посред­ством Крест­ного древа чело­веку даро­вана воз­мож­ность насле­до­вать вечную бла­жен­ную жизнь в Цар­стве Любви и Добра (Ин.12:31–33; 1Пет.1:18–19; 1Кор.15:53; Кол.2:14–15); если древо низ­вергло чело­века в ад, это же древо и извлекло его оттуда.
    8. Спа­си­тель пре­тер­пел крест­ные муки дей­стви­тельно, по-насто­я­щему, а не образно, Его стра­да­ние на кресте не было при­зрач­ным, мнимым, как думали неко­то­рые ере­тики, напри­мер, докеты.
    9. Если бы Крест был мни­мо­стью, то мни­мо­стью было бы и Вос­кре­се­ние, и Воз­не­се­ние.
    10. Через Крест­ные стра­да­ния и смерть Иску­пи­теля Бог уми­ро­тво­рил «и земное и небес­ное» (Кол.1:20).
    11. Хри­стос Рас­пя­тый «для Иудеев соблазн, а для Елли­нов безу­мие» (1Кор.1:23), для нас же Крест Хри­стов — сви­де­тель­ство славы Божьей, сви­де­тель­ство Боже­ствен­ного мило­сер­дия и любви.
    12. Для усво­е­ния плодов иску­пи­тель­ного подвига Спа­си­теля чело­век должен после­до­вать Его пове­ле­нию: «Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24; см. также: Мк.8:34; Мк.10:21; Лк.9:23; ср.: Мф.10:38; Лк.14:27).
    13. Про­об­ра­зами креста, как орудия нашего спа­се­ния / Христа Рас­пя­того, напол­нен Ветхий Завет (напри­мер, Исх.17:11–12; Быт.48:13–16; Пс.98:5; Иез.1; Числ.2). Крест про­об­ра­зу­ется в Ветхом Завете не только по форме, но и по смыслу, и по дей­ствию (Быт.2;9, Исх.15:23–25). Одними из ярчай­ших про­об­ра­зов Крест­ной Жертвы Спа­си­теля явля­ется вет­хо­за­вет­ный Пас­халь­ный агнец (Исх.12:1–14); можно также ска­зать, что ярчай­шей вет­хо­за­вет­ной про­об­ра­зо­ва­тель­ной иконой Христа, рас­пя­того на Кресте, явля­ется медный змей (Чис.21:8–9; Ин.3:14).

    ***

    «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Как изме­рить силу любви? Любовь выра­жа­ется жерт­вой. Чем больше мы любим, тем на боль­шую жертву мы готовы пойти. Кому-то готовы лишь монетку бро­сить, а ради кого-то не жалко и жизнь отдать.
    Крест – не только наи­бо­лее мучи­тель­ная, но и наи­бо­лее уни­зи­тель­ная форма стра­да­ния. Бог доб­ро­вольно идёт на крест ради спа­се­ния Своего тво­ре­ния: Крест – высо­чай­шая форма Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, бес­пре­дель­ное выра­же­ние любви. Т.е. Крест – это любовь, дове­дён­ная до пре­дела, мак­си­мума. Через крест­ную жертву Бог рас­кры­вает нам Свою без­мер­ную любовь и при­зы­вает к ответ­ной любви. Бог открыл нам как Он нас любит — до полной само­от­дачи. Вот в чём суть Его жертвы.

    Рас­пя­тие Хри­стово – это дей­ствие сво­бод­ной Боже­ствен­ной любви, это дей­ствие сво­бод­ной воли Спа­си­теля Христа, отда­ю­щего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
    И этому всему знаком явля­ется крест, потому что, в конеч­ном итоге, любовь, вер­ность, пре­дан­ность испы­ты­ва­ются не сло­вами, даже не жизнью, а отда­чей своей жизни; не только смер­тью, а отре­че­нием от себя таким полным, таким совер­шен­ным, что от чело­века оста­ется только любовь: крест­ная, жерт­вен­ная, отда­ю­щая себя любовь, уми­ра­ние и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
    митр. Анто­ний

    Крест без любви нельзя мыс­лить и пред­став­лять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напо­ми­нало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, рас­пя­той за нас.
    св. Иоанн Крон­штадт­ский

    Если чело­век из глу­бины горя спра­ши­вает: «Где же Ты был, Гос­поди?» – для хри­сти­а­нина ответ оче­ви­ден: в бездне стра­да­ния Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Гол­гоф­ском Кресте.
    диакон Андрей

    «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки