Иеромонах Виссарион: «Нет легкого пути к Богу»

Иеромонах Виссарион: «Нет легкого пути к Богу»

Автор двух­том­ни­ка «Петр Дынов и Ван­га – про­ро­ки и пред­те­чи анти­хри­ста» – Его пре­по­до­бие иеро­мо­нах Вис­са­ри­он, вто­рой епи­т­роп бол­гар­ско­го свя­то­гор­ско­го мона­сты­ря Св. Геор­гия Зогра­фа. Спу­стя несколь­ко дней после выхо­да в свет, весь тираж кни­ги был рас­про­дан. Тема спро­во­ци­ро­ва­ла ожив­лен­ные деба­ты во мно­гих наци­о­наль­ных и част­ных элек­трон­ных и печат­ных СМИ.

О том, что под­толк­ну­ло свя­то­гор­ско­го мона­ха обра­тить вни­ма­ние и иссле­до­вать с бого­слов­ской точ­ки зре­ния сата­нин­ский фено­мен Ван­ги и цер­ков­ную пози­цию в отно­ше­нии Пет­ра Дыно­ва и его уче­ния, о духов­ном состо­я­нии совре­мен­но­го чело­ве­ка и его лич­ном пути к Богу сотруд­ник сай­та Бол­гар­ской пат­ри­ар­хии Весе­ла Игна­то­ва бесе­до­ва­ла с иеро­мо­на­хом Виссарионом.

Поче­му имен­но сей­час Вы пише­те о Ван­ге и Дынове?

– Кон­крет­ные собы­тия под­толк­ну­ли меня к иссле­до­ва­нию этой темы. Одним из них была анке­та Бол­гар­ско­го наци­о­наль­но­го теле­ви­де­ния в 2010 г., в кото­рой зри­те­ли опре­де­ля­ли самых вели­ких людей в сво­ей исто­рии. Меня тогда пора­зил факт, что так мно­го людей счи­та­ют Пет­ра Дыно­ва хри­сти­а­ни­ном, духов­ным чело­ве­ком. Это же отно­сит­ся и к Ван­ге. Изда­но столь­ко вос­хва­ля­ю­щих ее книг. В неко­то­рых из них ее назы­ва­ют свя­той, в дру­гих при­зы­ва­ют упасть перед ней на коле­ни. В кни­ге «На коле­ни перед Ван­гой» было столь­ко бого­хульств, что я был изум­лен, что ее пред­ла­га­ют для чте­ния. Это вос­хва­ле­ние ока­за­лось не момент­ным увле­че­ни­ем, оно углуб­ля­ет­ся со вре­ме­нем и пере­хо­дит в покло­не­ние злу.

Бол­га­рия – роди­на Св. Пат­ри­ар­ха Евти­мия, Св. Иоан­на Рыль­ско­го. Здесь были такие цер­ков­ные дея­те­ли, как Св. Кли­мент Охрид­ский и Св. Наум Охрид­ский и их уче­ни­ки, царь Петр, царь Борис, тут под­ви­за­лись муче­ни­ки – Св. Геор­гий Новый, Св. Нико­лай Софий­ский, Св. Зла­та Моглен­ская. Поче­му мы забы­ли про этих наших духов­ных колос­сов, кото­рые и сей­час помо­га­ют нашим людям? Св. Иоанн Рыль­ский нам заве­щал: «Хра­ни­те пра­во­слав­ную веру! Хра­ни­те веру, пере­дан­ную нам свя­ты­ми отца­ми!». Слы­шен ли этот при­зыв сего­дня?… Слы­шен при­зыв покло­нять­ся Ван­ге, слыш­ны сло­ва Дыно­ва. Даже гор­дим­ся, что «и мы дали что-то миру» через Дыно­ва и богомилов.

Офи­ци­аль­ная пози­ция Св. Сино­да от 1922 г., объ­явив­шая Дыно­ва ере­ти­ком, сего­дня забы­та. Но в отно­ше­нии его уче­ния и его само­го все же есть офи­ци­аль­ная цер­ков­ная пози­ция, а в отно­ше­нии Ван­ги – нет. Бла­го­да­ря жур­на­ли­стам, она пред­став­ле­на в поло­жи­тель­ном све­те: «все уга­ды­ва­ла», помо­га­ла людям, поэто­му она свя­тая. Забы­ва­ет­ся о том, что чуде­са могут делать и люди, кото­рые дале­ки от хри­сти­ан­ства и свя­то­сти. Име­ют­ся вещи, кото­рые при­над­ле­жат пад­шим анге­лам, пад­шим духам, кото­рые существуют.

Како­ва опас­ность ворожбы?

– Тем­ные силы пото­му опас­ны, что лука­вы и ино­гда гово­рят совсем пра­виль­ные вещи. При­ве­ду один при­мер из Свя­щен­но­го Писа­нияНово­го Заве­та. Это слу­чай со Св. ап. Пав­лом, когда он посред­ством Божьей силы изгнал «дух пред­ска­за­ния» из одной слу­жан­ки, хотя в этом слу­чае дух гово­рил исти­ну: «сии чело­ве­ки – рабы Бога Все­выш­не­го, кото­рые воз­ве­ща­ют нам путь спа­се­ния» (Деян. 16:16–18). Эта слу­жан­ка при­но­си­ла боль­шую при­быль сво­е­му гос­по­ди­ну сво­им пред­ска­за­тель­ским даром. И впо­след­ствии из-за изгна­ния из нее нечи­сто­го духа апо­сто­лы Павел и Сила были жесто­ко изби­ты и изгна­ны. Но, как отме­ча­ют свя­тые отцы, Св. Павел не желал вос­поль­зо­вать­ся услу­га­ми бесов, посколь­ку такие услу­ги потом доро­го обхо­дят­ся в духов­ном плане. Обра­тим вни­ма­ние и на тот факт, что слу­жан­ка успеш­но воро­жи­ла и таким спо­со­бом при­вле­ка­ла к себе мно­гих людей, т.е. в их гла­зах она была «про­ро­чи­цей». Несо­мнен­но, эта слу­жан­ка и ее «дух про­ро­че­ства» очень напо­ми­на­ют «про­ро­чи­цу Ван­гу» и ее «силы».

Отме­чу еще, что из мно­же­ства окру­жав­ших слу­жан­ку людей, лишь апо­стол Павел (будучи дей­стви­тель­но духов­ным и свя­тым чело­ве­ком) заме­тил, что она пред­ска­зы­ва­ла не Божью, а бесов­скую помощь. В совре­мен­ном без­ду­хов­ном мире еще труд­нее най­ти таких людей, как апо­стол Павел, кото­рые ясно и кате­го­рич­но рас­кры­ли бы исти­ну. Поэто­му мы не долж­ны рас­счи­ты­вать на совре­мен­ное «обще­ствен­ное» мне­ние (или же на экзаль­ти­ро­ван­ные ста­тьи в газе­тах) в отно­ше­нии духов­ных вопро­сов, а вни­ма­тель­но руко­вод­ство­вать­ся при­ме­ром и уче­ни­ем Божьих угод­ни­ков, таких как ап. Павел и дру­гие апо­сто­лы. Это уче­ние подроб­но опи­са­но в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии.

При­ме­ча­тель­но, что Ван­га впа­да­ет в транс и после него ниче­го не пом­нит. У нее появ­ля­ет­ся чужой голос, кото­рым она гово­рит, и это пока­зы­ва­ет, что в нее все­ля­ет­ся дру­гое суще­ство, что она сама и при­зна­ва­ла. В момент тако­го все­ле­ния она («свя­тая») начи­на­ла рычать и угро­жать окру­жа­ю­щим, что при­чи­нит им зло. Это не свя­тость, а одер­жи­мость, обрат­ная свя­то­сти. Чело­век в таком состо­я­нии не обща­ет­ся со Свя­тым Духом, с Гос­по­дом, а с тем­ны­ми сила­ми. Свя­тые, кото­рые совер­ша­ют чуде­са, обыч­но име­ют мно­го­лет­ний аске­ти­че­ский опыт, дол­го борют­ся за очи­ще­ние серд­ца, име­ют мно­го иску­ше­ний. Духов­ное руко­вод­ство им помо­га­ет пере­бо­роть все это и воз­вы­сить­ся. Но после мно­го­лет­них уси­лий. Что­бы про­яви­лись пло­ды свя­то­сти, необ­хо­дим дол­гий пери­од очи­ще­ния, а у Ван­ги его совсем не было.

В сво­ей жиз­ни она име­ла два опре­де­лен­ных момен­та. Пер­вый, когда она ослеп­ла и нача­ла пред­ска­зы­вать. В этот пери­од, по ее сло­вам, перед ней явил­ся Св. Иоанн Зла­то­уст, кото­рый ска­зал, что она ста­нет пер­вой гадал­кой. Это тра­ги­ко­ми­че­ский момент. Поче­му? Пото­му что Св. Иоанн Зла­то­уст все­гда гово­рил о воро­же­ях, как о слу­гах лука­во­го. Он не менял сво­е­го уче­ния и в тече­ние всей жиз­ни смот­рел на воро­жей и гада­лок как на Божьих вра­гов, пря­мо свя­зы­ва­ю­щих людей с беса­ми. Тако­во и уче­ние Церк­ви: воро­жеи – Божьи вра­ги. И Ван­га, неве­жа в духов­ном отно­ше­нии на про­тя­же­нии всей жиз­ни, посчи­та­ла, что Св. Иоанн Зла­то­уст дей­стви­тель­но это ска­зал. Не име­ло зна­че­ния, что он все­гда про­по­ве­ды­вал совсем раз­лич­ные вещи – ее он решил «поощ­рить». И Ван­га при­ня­ла это поощ­ре­ние. Не пере­кре­сти­лась, не защи­ти­лась молит­вой в этот момент, не обра­ти­лась к Богу, что­бы он ее про­све­тил, а все при­ня­ла за чистую монету.

Вто­рой момент насту­па­ет в 1941 году, когда она начи­на­ет гово­рить чужим голо­сом. Здесь на прак­ти­ке видим уже одер­жи­мо­го чело­ве­ка, кото­рый ста­но­вит­ся все более под­чи­нен­ным бесам. Эти духи зло­бы изде­ва­ют­ся над ней: застав­ля­ют раз­де­вать­ся, оде­вать­ся, соби­рать пау­ти­ну и т.д. Мож­но ли это назвать обще­ни­ем с Богом? Может ли Бог так изде­вать­ся над Сво­им созда­ни­ем? Ясно, что это обще­ние с тем­ны­ми сила­ми. Но, к сожа­ле­нию, обще­ство при­дер­жи­ва­ет­ся совер­шен­но про­ти­во­по­лож­но­го мне­ния на этот счет: Ван­га пред­ска­зы­ва­ет, помо­га­ет людям и поэто­му она свя­тая. А то, что она полу­ча­ет эти зна­ния от обще­ния с демо­ни­че­ски­ми сила­ми, не име­ет ника­ко­го зна­че­ния. Есть и дру­гие экс­тра­сен­сы, кото­рые пред­ска­зы­ва­ют буду­щее, но дела­ет ли это их свя­ты­ми? Состо­я­ние духов­ной непро­све­щен­но­сти в обще­стве углуб­ля­ет­ся. Вме­сто того, что­бы заклей­мить гада­тель­ство Ван­ги и нало­жить на нее и людей, обра­ща­ю­щих­ся к ней за помо­щью, епи­ти­мию, ее объ­яв­ля­ют свя­той, перед кото­рой нуж­но встать на коле­ни. Сно­ва под­черк­ну, что тем­ные силы ино­гда гово­рят исти­ну, но толь­ко для того, что­бы впо­след­ствии обма­нуть тех, кото­рые им дове­ря­ют. Имен­но поэто­му мы не долж­ны обра­щать­ся к воро­же­ям, гадал­кам, магам, экс­тра­сен­сам и т.д. Даже, если они и ска­жут что-то вер­ное, все рав­но душа чело­ве­ка будет осквер­не­на нечи­стым бесов­ским воздействием.

Св. Иоанн Зла­то­уст сове­ту­ет нам быть очень осто­рож­ны­ми и даже нена­ви­деть воро­жей, кото­рые назы­ва­ют себя хри­сти­ан­ка­ми. Осо­бен­но в наше лука­вое вре­мя мы долж­ны иметь в виду, что мно­же­ство совре­мен­ных экс­тра­сен­сов и воро­жей любят демон­стри­ро­вать свою «бли­зость» к хри­сти­ан­ской вере и Церк­ви, почи­та­ют Биб­лию, ико­ны, свя­тую воду и др., но при всем при том оста­ют­ся воро­же­я­ми и мага­ми. Самые опас­ные вра­ги, кото­рые мы счи­та­ем дру­зья­ми, вол­ки в ове­чьей шкуре.

Чем похо­жи и чем отли­ча­ют­ся Дынов и Ванга?

– Мно­гие наши совре­мен­ни­ки обма­ны­ва­ют­ся тем, что и Дынов, и Ван­га часто гово­рят о Боге, о све­те, вере, Хри­сте, люб­ви, муд­ро­сти, но люди сего­дня име­ют очень наив­ное пред­став­ле­ние о том, что тем­ные силы (и их чело­ве­че­ские слу­ги) не скры­ва­ют­ся и пря­мо про­по­ве­ду­ют неве­рие, нена­висть, наси­лие, раз­врат, смерть. Дынов и Ван­га исполь­зу­ют сло­во «хри­сти­ан­ство» толь­ко как шир­му. Под при­кры­ти­ем хри­сти­ан­ства они про­по­ве­ду­ют нехри­сти­ан­ские идеи и прак­ти­ку­ют нехри­сти­ан­ские действия.

Петр Дынов рас­про­стра­ня­ет свое лже­уче­ние созна­тель­но, пла­но­мер­но и целе­на­прав­лен­но, и имен­но за это он дол­жен быть назван лже­учи­те­лем в отли­чие от Ван­ги, кото­рая ско­рее жерт­ва заблуж­де­ния и духов­но­го обма­на «сила­ми», с кото­ры­ми всту­па­ет в кон­такт. Сама она в сво­их выска­зы­ва­ни­ях гово­ри­ла о хоро­шем отно­ше­нии к Церк­ви. Ино­гда посе­ща­ла мона­сты­ри, кре­сти­ла детей. У нее было ува­же­ние к Пра­во­слав­ной Церк­ви, но она ста­ла жерт­вой заблуж­де­ния, обще­из­вест­но­го заблуж­де­ния. Люди вери­ли, что ее зна­ние ведет к спа­се­нию. Это заблуждение.

Что Вы може­те ска­зать о бол­гар­ском дехри­сти­а­ни­зи­ро­ван­ном обществе?

– За непро­све­щен­ность бол­гар­ско­го наро­да в этом вопро­се вину несут все духов­ни­ки, кото­рые долж­ны боль­ше объ­яс­нять, что Ван­га это демо­ни­зи­ро­ван­ная воро­жея и при ее посе­ще­нии злые духи могут при­кос­нуть­ся к чело­ве­ку и он ста­нет жерт­вой небла­го­твор­но­го влияния.

И это идет от отсут­ствия бла­го­ве­стия о том, что такое хри­сти­ан­ство. Ван­га име­ет и бого­слов­ские заблуж­де­ния. Она гово­рит о пере­рож­де­нии. Извест­ны ее близ­кие кон­так­ты с Люд­ми­лой Жив­ко­вой и то в момент, когда та увле­ка­лась оккуль­тиз­мом. Вме­сто того, что­бы реши­тель­но вос­про­ти­вить­ся это­му и ска­зать ей, что толь­ко хри­сти­ан­ство един­ствен­ный путь к спа­се­нию, она даже поощ­ря­ла ее идти по это­му пути. Ван­га нико­го не обра­ща­ла в Пра­во­сла­вие! Все это пока­зы­ва­ет, что Ван­га непра­во­слав­ный чело­век. Поэто­му я поста­рал­ся в сво­ем ана­ли­зе срав­нить поступ­ки свя­тых отцов, их спо­со­бы лече­ния и отно­ше­ние к людям с дея­тель­но­стью Ван­ги и резуль­та­та­ми этой дея­тель­но­сти. До сих пор в бол­гар­ской исто­рии не было слу­чая, когда одна воро­жея име­ла бы такую боль­шую попу­лярнсть на обще­на­ци­о­наль­ном уровне и ее счи­та­ли бы свя­той. Если бы она жила 200 лет тому назад, то нико­гда не име­ла бы такую попу­ляр­ность как сей­час. В нашем дехри­сти­а­ни­зи­ро­ван­ном обще­стве Божий враг счи­та­ет­ся свя­тым. Это трагедия.

Рас­ска­жи­те об узком пути к Богу

– Истин­ное хри­сти­ан­ство идет по узко­му пути. Чело­век пада­ет, вста­ет, стре­мит­ся жить по Божьим запо­ве­дям, соблю­дать их по мере сво­их сил. Пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство при­зы­ва­ет чело­ве­ка выпол­нять все это, но толь­ко как сред­ство, а не цель. Цель – это при­об­ре­те­ние бла­го­да­ти Свя­то­го Духа, пото­му что она освя­ща­ет чело­ве­ка. Она дела­ет его боль­ше, чем чело­век. Бла­го­дать его обо­жи­ва­ет. Что­бы при­об­ре­сти ее, чело­век дол­жен делать нрав­ствен­ные уси­лия. Не можешь сидеть перед теле­ви­зо­ром с сига­ре­той в руках и вдруг почув­ство­вать, что стал дру­гим чело­ве­ком, что обо­жил­ся. Нуж­ны нрав­ствен­ные уси­лия и с Божьей помо­щью при­об­ре­те­ние Свя­то­го Духа, как гово­рит Сера­фим Саров­ский. Есть ли это все у Ван­ги и у совре­мен­но­го человека?!

Совре­мен­ный чело­век хочет, что­бы все дела­лось быстро

– Если есть какой-то путь к духов­но­му успе­ху и веч­но­сти, он хочет, что­бы это ста­ло быст­ро. Нет того тер­пе­ния, кото­рое име­ли наши отцы и того жела­ния дать все от себя, что­бы достичь обще­ния с Богом. К Ван­ге ходи­ли люди, кото­рые ее спра­ши­ва­ли о раз­лич­ных вещах, часто совсем мало­важ­ных: где поте­ряв­ша­я­ся овца, где мои день­ги?… Конеч­но, неко­то­рые люди нуж­да­лись в духов­ном напут­ствии. Зада­ва­ли вопро­сы типа «Как помочь боль­но­му роди­те­лю?». Отве­та на них они не иска­ли в Церк­ви. Это отсут­ствие ува­же­ния к Церк­ви дела­ет совре­мен­но­го чело­ве­ка несчаст­ным. Конеч­но при­чин тому мно­го. 45 лет про­дол­жа­лась ате­и­сти­че­ская про­па­ган­да, созна­тель­но уни­что­жа­лось ува­же­ние к Церк­ви. И эти уси­лия дали резуль­тат – печаль­ный резуль­тат. Мож­но ли ска­зать, что совре­мен­ный бол­га­рин такой же, как бол­га­рин, жив­ший в сере­дине про­шло­го века? Нель­зя. Про­мы­ва­ние моз­гов дли­лось дол­гое вре­мя и при­ве­ло к тому, что из наше­го сло­ва­ря были выбро­ше­ны все духов­ные поня­тия. Вме­сте с тем повсе­мест­ное свет­ское обра­зо­ва­ние стре­ми­лось уни­что­жить хри­сти­ан­скую веру и не дава­ло воз­мож­но­сти чело­ве­ку понять како­ва сущ­ность христианства.

Каким Вы види­те совре­мен­но­го духовника?

– Дол­гое вре­мя Цер­ковь хули­ли и поно­си­ли, а госу­дар­ство внед­ря­ло сво­их людей в цер­ков­ные инсти­ту­ты, что­бы кон­тро­ли­ро­вать духов­ни­ков. Эти люди пыта­лись навя­зать обще­ству отри­ца­тель­ный образ свя­щен­ни­ка. И все как буд­то забы­ли, что Цер­ковь – над­че­ло­ве­че­ская орга­ни­за­ция, руко­во­ди­мая Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и един­ствен­но через Цер­ковь мож­но при­бли­зить­ся к бла­го­да­ти Бога и то через Св. Таин­ства. Это дру­гая жизнь над чело­ве­че­ски­ми гре­ха­ми и несо­вер­шен­ством. Даже если свя­щен­ник немо­щен и име­ет лич­ные стра­сти и гре­хи (а он не ангел, кото­ро­го Гос­подь спу­стил с неба), все же он при­об­рел бла­го­дать Свя­то­го Духа и может ее пре­по­да­вать. И пото­му мы долж­ны отно­сить­ся к нему с ува­же­ни­ем. Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что даже анге­лам и архан­ге­лам не дана такая власть, как свя­щен­ни­кам. Это­го ува­же­ния к свя­щен­ни­ку нет сего­дня. Совре­мен­ный чело­век видит, что свя­щен­ник име­ет доро­гие вещи и доро­гую маши­ну и сра­зу готов его осу­дить. «Зачем обра­щать­ся к тому, кто очень богат?», – гово­рит он. К сожа­ле­нию, жур­на­ли­сты созда­ют этот нега­тив­ный образ свя­щен­ни­ка. Насаж­да­ет­ся мне­ние, что свя­щен­ни­ки дума­ют толь­ко о себе, а не о людях. Чело­век, кото­рый хочет обра­тить­ся к Богу, достичь Церк­ви, най­дет и свя­щен­ни­ка, и храм, в кото­ром будет чув­ство­вать себя хоро­шо и может молиться.

Нет лег­ко­го пути к Богу

– Каж­дый чело­век, кото­рый пошел по пути к Богу, дол­жен знать, что прой­дет через испы­та­ния. Нет лег­ко­го пути к Богу и нико­гда его не было. Поэто­му Гос­подь и гово­рит об узком пути. Он не обе­ща­ет всем, кто хочет вой­ти в Цар­ство Божие, что они в него вой­дут. Он гово­рит, что Цар­ство Божие силою берет­ся. Совре­мен­ный чело­век не хочет при­ла­гать ника­ких уси­лий и не при­нуж­да­ет себя ни к чему. Он хочет, что­бы все ста­но­ви­лось по мано­ве­нию вол­шеб­ной палоч­ки. Хочет на сво­ей машине дое­хать до Цар­ства Небес­но­го, где сам Бог его встре­тит, похло­па­ет по пле­чу и ска­жет ему, что все хоро­шо, ты пре­кра­сен, ниче­го от тебя не тре­бу­ет­ся. Это не так. Хри­сти­ан­ство тре­бу­ет жертв. Тре­бу­ет само­при­нуж­де­ния, но в нем содер­жит­ся и радость. Радость от того, что ты с Богом!

Рас­ска­жи­те о сво­ем лич­ном пути к Богу

– Мне не было лег­ко обра­тить­ся в Пра­во­сла­вие, пото­му что чело­век не толь­ко дол­жен прой­ти по пути зна­ком­ства с тем, что пред­ла­га­ет «духов­ный рынок», но и пред­при­нять путе­ше­ствие к само­му себе. Я пошел спер­ва по нехри­сти­ан­ско­му пути, по пути заблуж­де­ний. Но это име­ло смысл, т.к. чело­век, зна­ко­мый с заблуж­де­ни­я­ми, зна­ет куда не надо идти. Мно­го при­ме­ров, когда цер­ков­ные отцы в нача­ле шли имен­но по пути заблуж­де­ний. Затем они нашли истин­ный путь.

Когда мне было 15 лет, я актив­но начал зна­ко­мить­ся со вся­ки­ми уче­ни­я­ми, что­бы понять, где исти­на. На рын­ке пред­ла­га­лись вся­кие кни­ги, боль­шин­ство из кото­рых эзо­те­ри­че­ские. Я зада­вал себе вопро­сы: «Поче­му есть так мно­го рели­гий и какая раз­ни­ца меж­ду ними?», «Если есть Бог, то Кто Он и как молить­ся Ему?», «Если Бога нет, то как жить?». Для меня это были вопро­сы жиз­ни и смер­ти. Я шел по пути восточ­ных рели­гий. Позна­ко­мив­шись с уче­ни­ем Дыно­ва, кото­рое пред­став­ля­ет собой сим­би­оз восточ­ных рели­гий и хри­сти­ан­ства, я поду­мал, что у Дыно­ва есть все. Поня­тия как «пере­рож­де­ние», «кар­ма» зву­ча­ли мно­го­обе­ща­ю­ще. Одна­ко, когда я дошел до неко­то­рой две­ри и ждал, что она откро­ет­ся, она не откры­лась. И все кни­ги Дыно­ва пред­став­ля­ли собой бес­ко­неч­ные повто­ре­ния с закры­той две­рью в кон­це. А я ожи­дал, что откро­ет­ся дверь позна­ния, све­та, муд­ро­сти. Но дости­га­ешь како­го-то места и даль­ше идти неку­да. Моим заблуж­де­ни­ем было тогда, что Дынов христианин.

Как Вы обра­ти­лись в Православие?

– Пол­но­стью изме­ни­ла мое целост­ное вос­при­я­тие мире кни­га о Св. Сера­фи­ме Саров­ском, одном из самых боль­ших свя­тых Православия.

«Пра­во­сла­вие – един­ствен­ная исти­на» – гово­ри­лось в ней. Я думал: если чело­век родил­ся в Индии или Китае, то как ожи­дать, что он пра­во­слав­ный. «Самое важ­ное, что­бы чело­век был искрен­ним, – думал я. – Если он искрен­ний в сво­ей рели­гии, он непре­мен­но достиг­нет Бога» Но понял, что если чело­век дей­стви­тель­но искренне хочет, он достиг­нет Бога через богот­кро­вен­ное хри­сти­ан­ство. До это­го момен­та я счи­тал, что исти­на нахо­дит­ся вез­де. И вдруг изре­че­ние «В Пра­во­сла­вии исти­на» уда­ри­ло меня током, вли­лось как огонь в мое серд­це и пре­вра­ти­ло в пепел все интел­лек­ту­аль­ные спе­ку­ля­ции. «Не может быть, что­бы Бог не давал шан­са буд­ди­стам» ‒ думал я, неуве­рен­ный в том, что толь­ко что понял. И ответ выплыл сам: да, Бог дает шанс буд­ди­стам, но не через буд­дизм. Он дает им шанс обра­тить­ся в Пра­во­сла­вие и так Его достичь.

Каков путь к вечности?

– Хри­стос – Един­ствен­ный, Кто побе­дил смерть. Он – Бого­че­ло­век, Кото­рый побе­дил смерть. Когда чело­век при­ни­ма­ет кре­ще­ние, он обле­ка­ет­ся во Хри­ста. Поче­му это так важ­но? Пото­му что Хри­стос побе­дил смерть. Все осталь­ное – тео­ре­ти­че­ские рас­суж­де­ния. Хри­сти­а­нин имен­но тот, кто обле­ка­ет­ся во Хри­ста при свя­том Кре­ще­нии и это про­дол­жа­ет­ся всю его жизнь. Всю свою жизнь он обле­ка­ет­ся в бла­го­дать Хри­сто­ву. Участ­ву­ет в Таин­ствах, при­ни­ма­ет Тело и Кровь Хри­сто­вы. Имен­но это обле­че­ние в Хри­ста есть цель чело­ве­че­ской жиз­ни. И оно дает надеж­ду на веч­ную жизнь. Это путь к веч­но­сти, к бес­смер­тию. Хри­сти­а­нин, обле­чен­ный в Хри­ста, побе­дит смерть имен­но через Хри­ста, а не через кого-то дру­го­го. Поэто­му так важ­ны сло­ва: «Я есмь путь и исти­на и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как толь­ко через Меня» (Ин. 14:6).

– С каки­ми труд­но­стя­ми Вы столк­ну­лись при иссле­до­ва­нии Ван­ги и Дынова?

– Мне не было лег­ко рабо­тать над этой темой. Восемь меся­цев копать­ся в этой отра­ве… Откро­вен­но гово­ря, я ожи­дал, что най­ду у Дыно­ва какой-то свет­лый момент. Не ожи­дал, что он такой тем­ный. Ока­за­лось, что он про­сто анти­христ. У него есть сата­нин­ское излу­че­ние, чего нет у Ван­ги. Он име­ет пре­тен­зии к боже­ствен­но­му. Имен­но они – сата­нин­ские. Поэто­му я назы­ваю его пред­те­чей анти­хри­ста. В Писа­нии гово­рит­ся, что перед при­хо­дом Хри­ста спер­ва появят­ся малые анти­хри­сты, а затем боль­шой. Дынов ока­зал­ся одним из малых анти­хри­стов, о кото­рых Св. Иоанн Бого­слов гово­рил, что они уже при­сут­ству­ют в мире. Совсем нелег­ко при­кос­нуть­ся к тому, что он писал и кото­рое пытал­ся внед­рить, пото­му что в его сло­вах дей­стви­тель­но чув­ству­ет­ся какая-то сила. Чело­ве­ку нелег­ко побо­роть ее, она остав­ля­ет сле­ды в его серд­це. Необ­хо­ди­мо, что­бы молит­вы и Божья бла­го­дать под­кре­пи­ли чело­ве­ка – сам он не в состо­я­нии спра­вить­ся с этим демо­ни­че­ским вли­я­ни­ем. В общем мне было нелег­ко рабо­тать над тво­ре­ни­я­ми Дыно­ва и изу­чать дея­тель­ность Ван­ги. Нуж­но было очень глу­бо­ко вник­нуть во все это, что­бы най­ти аргу­мен­ты, опро­вер­га­ю­щие их. Я дока­зал, что Ван­га – воро­жея, кото­рая очень дале­ка от свя­то­сти, а Дынов – анти­христ. Это было очень нелег­ко, но необходимо.

В чем заклю­ча­ет­ся Ваше послание?

– Хочу, что­бы эта кни­га дала воз­мож­ность совре­мен­но­му бол­га­ри­ну сде­лать свой выбор. Он видит толь­ко одну сто­ро­ну моне­ты: Ван­га – свя­тая. Пусть посмот­рит и на дру­гую сто­ро­ну, узна­ет, что такое насто­я­щая свя­тость. Пусть дотро­нет­ся до свя­то­сти, о кото­рой гово­ри­ли раз­лич­ные цер­ков­ные отцы, о чем я рас­ска­зал в сво­ей кни­ге. Одной кни­ги, конеч­но, недо­ста­точ­но. Я не гово­рю, что она откры­ва­ет все две­ри позна­ния. Я далек от такой мыс­ли. Но она может под­толк­нуть чело­ве­ка про­честь и дру­гие кни­ги, задать вопро­сы и искать отве­ты. Эта кни­га дает воз­мож­ность выбо­ра, выбо­ра добра.

 

Источ­ник: Православие.Bg

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки