Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Чудотворные Богородичные иконы Афона

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(2Кор.8:7–15; Мк.3:6–12)

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле, но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесно­го» (Мф.7:21)

Оттого в церкви начинают петь: «слава в вышних Богу», а к концу доходят до «исцели душу мою... научи мя творити волю Твою...». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящею из души, а только возносимою языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели дела наши и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалою Богу, ибо Он – «действуяй вся во всех» (1Кор.12:6), только не мешай; к Нему и хвала за дела восходит. Всякому надо стать «благоуханием Христовым» (2Кор.2:15), тогда и без хвалы будет непрестанное славословие Господу. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам.

Притча дня

Однажды к старцу пришли двое юношей и спросили его: «Скажи нам, святой отец, как умертвлять худые наклонности и искоренять пагубные привычки?» Старец попросил одного из них вырвать молодое деревце, что тот легко сделал. После этого он попросил вырвать другое. Юноша вырвал и второе, но оно было крепче, и ему пришлось потрудиться. Пустынник подвел юношу к третьему, высокому и крепкому, дереву. Вырвать его не удалось даже обоим юношам.
После он сказал: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи на эти деревья: если они недолго росли и недавно вкоренились в сердце, то одной твердой воли достаточно искоренить их; но если они глубоко пустили свои корни, то уже очень трудно или почти невозможно господствовать над ними». Итак, трудитесь, пока есть время, пока тяжкая борьба не превышает сил ваших!»

Основы православия

Тема 243.  В чем заключается свобода воли. Формальная и нравственная свобода.

Одна из важнейших черт образа Божия в человеке — свобода воли. Подобно тому как Бог обладает свободой, свободой обладает и человек. Между тем, если воля Творца абсолютно свободна — Он может делать, что хочет, когда хочет и как хочет, — то воля человека носит ограниченный характер.

Формальная свобода человека выражается, в частности, в том, что он может определять себя к той или иной форме деятельности, к той или иной цели и действию, направленному на достижению цели, способен выбирать из нескольких мотивов тот, какой считает наиболее выгодным или приемлемым.

Вместе с тем, воля человека проявляется и в отношении выбора между добром и злом, между хорошими поступками и плохими. Такие поступки подразумевают нравственную оценку. Способность человека осознанно и добровольно выбирать между добром и злом и называется нравственной свободой.

См. Свобода.

Практические советы

Является ли греховный помысел грехом? Следует ли собеседовать с помыслом, пытаясь мысленно переубедить себя, чтобы не совершать грех, пришедший на ум?

Отвергнутый греховный помысел грехом не является.
Собеседовать с ним могут лишь совершенные, у остальных велика вероятность того, что непросвещенный ум поддастся влиянию греховного помысла.

 См. Схема развития греха (от помысла к делу).

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист