Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Еф.6:18–24; Лк.4:22–30)

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх. 

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего. 

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Притча дня

Один человек пришел к старцу и, увидев его крайнее незлобие, попросил:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

– И это всё? – недоуменно спросил человек.

– Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к старцу и сказал: – Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но старец ответил:
– То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Проповедь дня

Прот. Родион Путятин.
Свт. Филарет Московский.
Митр. Макарий (Булгаков).
Прот. Вячеслав Резников.
Прот. Димитрий Смирнов.
Прот. Василий Михайловский.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 214.  Эсхатофобия.

Эсхатофобия – нездоровое отношение к эсхатологическому учению Церкви, искажённая религиозность, где превалирует страх и недоверие Богу: болезненный, навязчивый страх перед ИНН, новыми паспортами, чипами. Трезвая оценка потенциальной опасности новых средств контроля государственных властей над гражданами необходима, однако эти средства не должны возбуждать в христианине навязчивые, неоправданные, суеверные страхи. По словам апостола, «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2Тим.1:7).

Технологии контроля в последнее время эволюционируют в сторону использования биометрических данных человека. Вживляемые устройства (чипы) более затратны и сложны, проще идентифицировать людей по их внешности.

И кратковременного периода правления Антихриста не следует бояться панически, страх перед Антихристом не должен омрачать или, тем паче, перекрывать радость чаяния грядущего пришествия Христа во славе. Об этом говорят последние слова библейской книги Апокалипсис: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Первые христиане находились в напряжённом ожидании, желали скорейшего прихода Спасителя, как окончательной победы над злом, а не тряслись от страха перед Антихристом. То, что для мира – конец света, то для христиан – «конец тьмы».

Практические советы

Как научиться не обижаться?

1. Всегда помнить, что обида является признаком гордости и препятствием ко Св. Причащению.
2. Стараться не выражать свою обиду словом или поведением, т.е. не поддаваться страсти на деле и понуждать себя к мирному общению с обидчиком.
3. Помысл, приносящий огорчение, смущение, может исходить от лукавого, его следует сразу же отвергать. Взаимная обида, разрушающая любовь между ближними, угодна дьяволу.
4. Следует молиться за обижающих нас, молитва воцаряет мир в душе и изгоняет памятозлобие.
5. Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), – Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божьего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

Случайный тест