Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Иконы Божией Матери: София – Премудрость Божия (Новгородская); «Успение» Киево-Печерская (1073); «Успение» Овиновская (1425); «Успение» Псково-Печерская (1472); «Успение» (Семигородная) (XV); «Успение» Пюхтицкая (XVI); Моздокская (Иверская) (XIII); Ацкурская (I); Цилканская (IV); Влахернская (Грузинская); Владимирская (Ростовская) (XII); Гаенатская (XIII); Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская); Галичская (Чухломская) (1350); Сурдегская (1530); Тупичевская (XVII).
Чтения Священного Писания
Утр.– Лк.1:39–49, 56 (зач. 4). Лит.– Флп.2:5–11 (зач. 240). Лк.10:38–42, 11:27–28 (зач. 54).
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Успение Пресвятой Богородицы
«Мария же избрала благую часть» (Лк.10:42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в Успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают в разных видах и степенях и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь.
Путеводною звездою остается благой конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование – возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.
Притча дня
Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Иноки, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?»
Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня – но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи».
Братия, услышав это, ничего не стали говорить оступившемуся иноку, но простили его.
Развернуть
Развернуть
Основы православия
Тема 240. Что такое нравственное самосознание? Что такое христианское нравственное самосознание?
Важнейшая черта, присущая человеку, — самосознание. Под самосознанием человека подразумевается сознание им самого себя, в отличие от других объектов (предметов) окружающего его мира и мира в целом. В более широком значении, а в определенном отношении и в более глубоком, под сознанием разумеется представление человека о самом себе, о своих качествах, способностях, возможностях, состояниях. Этим (помимо прочего) человек принципиально отличается от бессловесных творений — животных.
Между тем, для того чтобы человек реализовал своё высшее предназначение, ему не достаточно только осознавать себя человеком, существом возвышенным, отличающимся от всех прочих существ нашего мира. Для этого ему необходимо осознавать себя Божьим творением, осознавать, для чего его создал Господь, каковы его нравственные обязанности перед Богом, ближними, окружающим миром и какова высшая цель его земного бытия.
Эти вопросы раскрыты в христианстве, в учении Церкви Христовой, и, стало быть, то, о чём сказано выше, связано не просто с самосознанием, а с христианским самосознанием, подразумевающим принадлежность Церкви и следование её учению. Таким образом, понимаем, что христианским самосознанием называется осознание человеком себя творением Божьим, как существа нравственного, ответственного перед Творцом, ближними, перед собой, предназначенного к высокой духовной цели: богоподобию и богообщению.
Практический совет
Как мы должны отзываться о тех, которые оскорбляют нас и укоряют?
Мы должны говорить о них хорошее и хвалить их. По словам Христа: «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Не разжигайте в себе обиду пересказыванием случившегося окружающим.
В то время, когда оскорбляют тебя, вспомни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и через это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное.
Ещё святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас укоряют близкие, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.