Попразднство Преображения Господня; Преподобномученика Доме́тия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его (363); Обре́тение мощей святителя Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского (1832); преподобного Анто́ния Оптинского (1865).
Преподобного Пи́мена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110); преподобного Пи́мена, игумена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV); преподобного Мерку́рия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах (1239); мчч. Мари́на и Асте́рия (260); прп. Ора Фиваидского (ок. 390); прмц. Пота́мии чудотворицы; прп. Феодо́сия Нового (IX–X); свт. Иерофе́я Венгерского, епископа (X); свт. Стефа́на I, короля Венгрии (1038); преподобной Феодо́ры Си́хловской (начало XVIII) (Румын.); Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 августа).
Сщмчч. Алекса́ндра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоа́нна Воронца, Дими́трия Миловидова и Алекси́я Воробьева, пресвитеров, Елисе́я Штольдера, диакона и преподобномученика Афана́сия (Егорова), игумена (1937); священномученика Васи́лия Аменицкого, пресвитера (1938).
Чтения Священного Писания
Утр. – Ин. 21:15–25 (зач. 67). Лит. – 1Кор.9:2-12 (зач. 141). Мф. 18:23–35 (зач. 77). Свт.: Евр. 7:26 – 8:2 (зач. 318). Ин. 10:9–16 , или прмч (зач. 36).: Еф. 6:10–17 (зач. 233). Ин. 15:17 – 16:2 (зач. 52).
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Один молодой послушник переселился в келью старца, чтобы вместе молиться и строго держать пост.
Однажды, когда старец ненадолго отлучился, послушник не выдержал: взял яйцо, положил его на кольцо старинного амбарного ключа и стал поджаривать его на свечке.
Неожиданно возвратившийся старец застал послушника за этим занятием.
— Что ты там делаешь? — удивился он.
— Да вот, отче, лукавый подбил меня испечь яичко, — ответил ученик.
Вдруг из угла кельи раздался громкий голос:
— Не верь ему, старче! Я сам у него учусь!
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 232. Чем мы можем помочь усопшим?
До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определенный духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).
В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:
– поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).
Интересен следующий исторический пример. Еще до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896) иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах. «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв».
– домашняя молитва;
– милостыня (материальная, душевная и духовная);
– различные подвиги, например посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).
Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе.
См. Поминовение усопших.
Практический совет
Надо ли вновь и вновь слушать Слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю, не делаю то, чему оно учит?
Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь (свт. Иоанн Златоуст).