Источник

Часть 2, Глава 6Часть 3, Глава 2

О Священном Предании

1. Важность к необходимость Св. Предания в христианской церкви

Священное Предание имеет весьма важное значение в христианской церкви. На его важность и великое значение указывает:

1. Само Св. Писание, когда прямо внушает хранить предания. "Братие, – писал апостол к солунянам, – стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). «Предание сохрани, – писал апостол к Тимофею, – уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума» (1Тим. 6:20), «Хвалю... вы, братие, – писал ап. к коринфянам, – яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1Кор. 11:2).

2. На Предания, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами все древние отцы и к Преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, – пишет св. Ириней, – должны обращаться в каждой церкви к Преданию апостольскому, известному во всем мире» («Против ересей» кн. III, гл. 3). И в другом месте пишет: «Что если бы апостолы не оставили нам Писаний? Не должно ли было следовать порядку Предания, преданного тем, кому они вверили церкви? Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил и тщательно блюдут древнее предание...» («Против ересей» кн. III гл. 4). Учитель второго века Тертуллиан, указав на разные неписанные обычаи и постановления церковные, пишет: «На сии и другие постановления ты не найдешь заповеди в Писании; предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера – побуждением к исполнению» (de Соron. milit. с. 3 и 4). Ориген, учитель 3-го века, пишет: «Да хранится церковное предание, и даже до ныне пребывающее в церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чем не разногласит с церковным и апостольским Преданием» (de Princip. L. 1, n. 4). Св. Епифаний пишет: «Нужно держаться и Предания, ибо невозможно обрести все в одних Писаниях: святейшие апостолы одно оставили в Писании, другое – в Предании» (Наеres, 60, сар. 6) Св. Василий Великий пишет: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... ибо если предпримем отвергать неписанные обычаи, как невеликую имеющие силу, то непременно повредим Евангелию в главных предметах, или паче, от проповеди евангельской оставим одно пустое имя» (Из 27-й гл. «К Амфил. о Св. Духе»). Св. Златоуст пишет: «Не все предали апостолы чрез Писание, а многое также без Писания; но то и другое равно достойно веры; посему мы считаем достойным веры и предание: предание есть – ничего более не ищи» («Толк. на втор. посл. к Солун.» беседа ІV, п. 2).

3. Подобным образом и из правил и определений св. соборов поместных и вселенских, ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют предание церкви, и на нем основываются и касательно истин верования, и касательно жизни христианской, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания и его разума или смысла, и неизменное хранение преданий считали священнейшею своею обязанностию. Последование учению св. отцов и преданию кафолической церкви они почитали шествием царским путем (Догм. 7-го всел. соб. об иконопоч.); они прямо говорили на соборах: да хранятся древние обычаи, древние предания; да соблюдаются древний закон и правило; да не вводятся в церкви, вопреки Писаниям и церковным преданиям, новости. «Храним не нововводно», писали отцы 1-го всел. соб., «все, Писанием и без Писания установленные для нас, церковные предания» (См. в кн. «Правила всел. и пом. св. соб. и св. отец»). И касательно учения в церкви отцы 6-го всел. соб. писали, чтоб пастыри церкви, поучая клир и народ словесам благочестия и избирая из Писания разумения и рассуждения истины, не преступали положенных уже пределов и предания богоносных отцов, и не иначе изъясняли Писания, разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях» (Соб. Трульск. пр. 19).

4. Великая важность и необходимость предания ясно усматривается и из следующих соображений. Без предания мы не знали бы подлинности канона и боговдохновенности книг самого Св. Писания, потому что Свящ. Писание не перечисляет нам всех свящ. книг и не дает свидетельства о их совокупности и подлинности, и что они богодухновенны; все это мы узнаем из предания; книги сии исчисляются уже в церковных правилах (См. 85 Прав. Апос., Лаод. Соб. пр. 59 и 60, Карф. пр. 33., Афан, Алекс., Григ. Бог и Амфилогия. См. кн. Прав.). Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании; ибо иные из них не вполне изложены, об иных вовсе нет в Писании, на иные делается только указание или только намекается, иные могут быть выводимы только уже посредством умозаключений, которые без предания однако же не имели бы значения. Таковых истин очень много. Да и касательно самого ясного и определительного учения Писания о некоторых истинах, если бы предоставить объяснение их разуму каждого, мы не имели бы правильного и определенного о них понятия, а одни разногласные мнения. Истина и единство смысла их определяется только преданием. Без предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, и разных действий богослужения, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния (М. Макар. «Введ. к Прав. Богосл.», 1847 г., § 132). Ограничимся здесь известнейшим указанием на это св. Василия Великого. «Упомянем прежде всего, – пишет он, – о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил Писанием? К востоку обращаться в молитве, какое Писание научило нас? Слова призывания в предложении Хлеба в Евхаристии и Чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно?.. По какому также Писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого?.. Не по умолчанному ли тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее, относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли не обнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств» (Гл. 27-я «О Св. Духе к Амфилохию»).

5. «Наконец в отношении к целой церкви, – пишет один из наших пастырей, – свящ. предание имеет ту особенную важность, что в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления, оно способствует сохранению единства православной кафолической церкви. Его непрерывность и неизменность делает то, что православная церковь во все времена и во всех местах сохраняет то же чистое исповедование веры, те же правильные священнодействия, те же основные законы своего благоустройства, то же священноначалие, какие получила в самом начале своего устроения на земле. Это единство, образующее всегда единый дух православно-кафолической церкви, составляет важнейшую опору ее целости и внутренней чистоты, и главный характер или признак единой, истинной церкви Христовой» (Еф. 4:4–6). (Архим. Иоанн «Опыт курса церк. закон.» Вып. 1. 1851 г., стр. 50, 51).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle